18 марта 2005 года. В недели, последовавшие за народным восстанием, которое свергло коррумпированное правительство на Украине, президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) приветствовал так называемую Оранжевую революцию как доказательство того, что демократия идет в наступление, и обещал 60 млн. долл., чтобы закрепить ее успехи в Киеве. Но союзники республиканцев в конгрессе США его обещание проигнорировали и на этой неделе сократили ассигнования Киеву до 33,7 млн. долл.

Сокращение финансовых обязательств перед украинской демократией высвечивает более широкий разрыв между риторикой и ресурсами среди составителей бюджета в администрации Буша и на Капитолийском холме в период, когда, судя по бюджетным документам, высказываниям критиков в конгрессе и проповедников демократии, президент обещает посвятить свой второй президентский срок делу "искоренения тирании во всем мире".

Администрация выделила значительные новые ассигнования на продвижение демократии в мусульманских странах, но практически нигде больше в мире. Администрация урезала бюджеты для групп, борющихся за строительство гражданского общества и демократических институтов в России, Восточной Европе и Азии, несмотря даже на то, что Москва совершает откат от демократии, а правительства в Китае, Бирме, Узбекистане и в других странах остаются в числе наиболее репрессивных в мире.

Ассигнования "Национальному фонду за демократию" (National Endowment for Democracy) в последние 2 года остаются на одном уровне, исключая разве что программы для Ближнего Востока, в то время как при Буше отдельные программы строительства демократии в Восточной Европе сокращены на 38%, а в бывшем Советском Союзе - на 46%. Почтенные маяки демократии в американском стиле, Радио Свободная Европа/Радио Свобода (Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE|RL) и Радио Свободная Азия (Radio Free Asia, RFA), не получают заметно увеличившихся ассигнований.

Лорн Крейнер (Lorne W. Craner), который до недавних пор был помощником министра по вопросам демократии, прав человека и труда, сказал, что изменение приоритетов является логическим побочным продуктом мира после 11 сентября (2001 года), в котором содействие развитию демократии в мусульманских сообществах стали рассматривать как средство борьбы с терроризмом.

"Люди в других регионах мира спустя 2-3 года после 11 сентября стали говорить, что 'Вы не оказываете нам того внимания, какое мы заслуживаем', и я думаю, что это была справедливая критика, а вызвана она была тем, что мы создаем совершенно новую политику для Ближнего Востока, - сказал г-н Крейнер. - Время множества людей отнял Ближний Восток, и если бы не события 11 сентября, это время было бы уделено другим областям. Разве это плохо? Я так не думаю. Безусловно, я сказал бы, что нам нужно было уделить больше внимания Ближнему Востоку".

Фокус на Ираке, добавил он, будет критически важным для создания ролевой модели также и для других регионов. "Если Ирак не сработает, - добавил он, - очень многие люди станут говорить: 'Так вот что Вы подразумеваете под демократией?'"

Однако другие подвергли критике избирательно оказываемую помощь. "Президент не выделяет деньги тем, кому обещал", - сказал Том Малиновски (Tom Malinowski), вашингтонский директор правозащитной организации "Human Rights Watch". Похвалив Буша за то, что тот выделил больше ассигнований на помощь демократии на Ближнем Востоке, он добавил: "Когда дело доходит до обязательств администрации продвигать демократию, обнаруживаются очень большие различия от страны к стране, от региона к региону".

"Есть ряд стран, которые почти не получают помощи на развитие демократии", - сказал Томас Каротерс (Thomas Carothers), директор проекта по продвижению демократии и главенства закона в "Фонде Карнеги за международный мир" (Carnegie Endowment for International Peace). Каротерс указал на массовые аресты участников демонстраций протеста, добивающихся восстановления демократии в Непале на этой неделе. "Есть места вроде этого, где мы проигрываем, потому что они находятся на краю света, и народы не обращают на них внимания", - сказал он.

В числе организаций, которые от этого проиграют, оказывается "Фонд Азии" (Asia Foundation), который помогает в реформировании законодательства, в развитии гражданского общества и в борьбе за права женщин в таких местах, как Индонезия, где ему в заслугу ставится содействие в переходе страны к демократии после многих десятилетий диктатуры. Предложенный Бушем бюджет на 2006 финансовый год сокращает ассигнования "Фонду Азии" с 13 до 10 млн. долл. "Любое сокращение уровня финансирования окажется очень трудным для нашей программы", - сказала вице-президент фонда Нэнси Юан (Nancy Yuan).

Сокращения ассигнований угрожают также "Фонду Евразии" (Eurasia Foundation), которому было заявлено, что последний транш в 25 млн. долл. на демократическую программу США-Европа-Россия, возможно, будет задержан, несмотря на шаги президента Владимира Путина, направленные на устранение политической оппозиции. "Мы не можем все бросить, - сказал президент "Фонда Евразии" Чарльз Мейнс (Charles William Maynes). - Если мы так поступим, будет катастрофа".

Международный республиканский институт США (International Republican Institute, IRI) и Национальный демократический институт США (National Democratic Institute, NDI) по международным делам - главные американские организации, которые обучают политических активистов, как нужно проводить честные выборы - по свидетельству Крейнера, который сейчас является президентом IRI, выделяют около половины своих бюджетов на Ирак и Ближний Восток.

Выяснить, сколько именно денег расходует Вашингтон на продвижение демократии в мире, трудно, так как деньги распределены между множеством программ, и значительная их часть сосредоточена в грантах Агентства США по международному развитию (U.S. Agency for International Development, USAID). Однако последние тенденции ясны. Расходы только лишь USAID на программы развития демократии и государственного управления выросли с 671 млн. долл. в 2002 году до 1,2 млрд. долл. - в 2004 году, но почти все эти дополнительные деньги были направлены в Ирак и Афганистан. Если не считать этих двух стран, расходы USAID на демократию в 2004 году составили 685 млн. долл., то есть практически остались на том же уровне, на каком были 2 года назад.

Буш заглянул дальше Ближнего Востока в своем втором инаугурационном послании, когда он выпустил политический манифест по вопросу продвижения демократии во всем мире, в котором объявил, что политикой США является "поддержка демократических движений в каждой стране и культуре".

Однако бюджет, который он представил в конгресс двумя неделями позже, не содержал никаких солидных новых ассигнований для демократических институтов за пределами мусульманского мира,

"Национальный фонд за демократию", который финансирует IRI, NDI и другие программы, получил 80 млн. долл., вдвое больше того бюджета, который имел 2 года назад, однако все 40 млн. долл. прибавки пошли на демократическую инициативу Буша для Ближнего Востока, а все остальное осталось в прежних объемах. "Голос Америки" (Voice of America) получил дополнительно 10 млн. долл., но они предназначаются для расширения программ вещания на языках персидском, дари, урду и пушту, которые ориентированы на неарабских мусульманских слушателей. Единственные другие передачи, ассигнования на которые были увеличены, коснулись вещания на Кубу, которому выделили 37,9 млн. долл. вместо прежних 27 млн. долл.

В то же самое время ассигнования на программы, осуществляемые в соответствии с Законом о поддержке восточно-европейской демократии (Support for East European Democracy Act) , были урезаны еще на 14 млн. долл. и составили 382 млн. долл. Значительная часть этой программы нацелена на Сербию, которая все еще не завершила переход от эпохи Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic). А финансирование программ, осуществляемых в соответствии с Законом о поддержке свободы (Freedom Support Act) в России и в 11 других бывших советских республиках, было сокращено на 78 млн. долл., до 482 млн. долл., что меньше, чем в 2002 году (894 млн. долл.).

"Правительство США сейчас недостаточно хорошо организовано, чтобы реализовать на практике демократическую риторику администрации", - сказала Дженнифер Виндзор (Jennifer Windsor), исполнительный директор "Freedom House", американской организации, которая действует в интересах продвижения демократии за рубежом.

Сокращение ассигнований в соответствии с Законом о поддержке свободы вызвало критику со стороны председателя Сенатского комитета по иностранным делам (Senate Foreign Relations Committee) Ричарда Лугара (Richard G. Lugar), республиканца от штата Индиана; его комитет в этом месяце принял заявление, призывающее администрацию "принять во внимание тот вред, который предлагаемые сокращения ассигнований на помощь могут нанести интересам США по части стабильности, демократии и рыночных реформ" в этом регионе.

Сокращения ассигнования происходят в то время, когда подобные программы дали позитивные результаты в Грузии и на Украине, где обученные американцами активисты помогли скинуть непопулярные правительства. Для консолидации этих успехов Буш присовокупил просьбу о выделении 60 млн. долл. Украине к своей дополнительной заявке на финансирование войны в Ираке, указав, что эти деньги будут потрачены на укрепление самостоятельности судебной системы, привлечение молодежи в политику, правовую защиту свободы прессы и подготовку к парламентским выборам.

Но даже несмотря на то, что Буш собирается принять у себя нового президента Украины Виктора Ющенко, палата представителей конгресса США урезала эту заявку почти наполовину.

Председатель подкомитета по ассигнованиям на операции за рубежом палаты представителей конгресса США Джим Кольбе (Jim Kolbe), республиканец от штата Аризона, сказал, что он сделал упор на программы, которые помогут Виктору Ющенко в ближнесрочной перспективе, и обещал снова изучить вопрос об ассигнованиях Украине в ходе предстоящих обсуждений проекта бюджета на 2006 финансовый год.

"Всякие ресурсы конечны, - сказал Кольбе. - Их никогда не бывает достаточно для того, чтобы сделать все, что хочется, но я думаю, что мы делаем достаточно".