Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Реформа: ООН превращается в строительную площадку

Организация Объединенных Наций должна стать важнейшим органом по вопросам безопасности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня генеральный секретарь ООН Кофи Аннан представит рекомендации по вопросу реформирования Организации Объединенных Наций. Где же существует необходимость в изменениях и почему?

Сегодня генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (Kofi Annan) представит рекомендации по вопросу реформирования Организации Объединенных Наций. Где же существует необходимость в изменениях и почему?

В Организации Объединенных Наций редко с таким нетерпением ожидали доклада и держали его под таким секретом, как доклад Кофи Аннана 'В условиях большей свободы', с которым генеральный секретарь выступает сегодня. Аннан намерен создать задел на ближайшие шесть месяцев, прежде чем в сентябре в Нью-Йорке пройдет саммит 'Миллениум плюс пять', в ходе которого будет отмечена 60 годовщина существования международной организации и рассмотрен вопрос о ее реформировании. Некоторые планы, несмотря на большую секретность, стали достоянием гласности.

Потребность в обновлении велика. В связи с этим две группы авторитетных экспертов из числа высокопоставленных политиков, а также ученых во главе с американским экономистом Джефри Саксом (Jeffrey Sachs) уже подготовили свой анализ о положении дел с мировой безопасностью и о дальнейших тенденциях в этой сфере. Одновременно они предлагают план соответствующих действий.

Их вывод таков: ООН больше не олицетворяет сегодняшний мир, не только что касается распределения мест в Совете безопасности. Международный террор и такие эпидемии планетарного характера, как СПИД, представляют собой, по сравнению с конфликтои между Востоком и Западом, угрозу иного рода. Одновременно не прибавили авторитета Организации геноцид в Руанде, который не удалось предотвратить, обвинения в коррупции в рамках осуществления программы 'Нефть в обмен на продовольствие' и массовые изнасилования в Африке. По меньшей мере, со времени войны в Ираке ясно также, что США, главный плательщик Организации и самый влиятельный ее член, становятся сейчас в мировой политике самым большим унилатералистом. Поэтому убедить Вашингтон Аннан, скорее всего, сможет планами, касающимися международного террора.

Так, генеральный секретарь выступит с требованием принятия антитеррористической конвенции, включающей определение терроризма. Террором тогда признавался бы любой акт, в результате которого 'подвергается убийству или получает тяжелое ранение' гражданское лицо или так называемая невоюющая единица, и который имеет целью запугать сообщество, правительство или международную организацию. Одобрят американцы также планы, предусматривающие активизацию борьбы с распространением оружия массового уничтожения. Снова непонятно, как отнесутся к антитеррористической конвенции с учетом палестинского вопроса арабские страны.

Давно также назрела реформа Комиссии ООН по правам человека, в этом единодушны как политики, так и правозащитники. Многие воспринимают как фарс тот факт, что в Комиссии предоставляют слово таким странам, как Зимбабве или Судан, в то время как их обвиняют в серьезных нарушениях прав человека. Особый интерес может представлять предложение Аннана, если он действительно с ним выступит, создать небольшой Совет по правам человека, члены которого будут избираться Генеральной ассамблеей: по каким критериям тогда будет приниматься решение, и кого считать вне подозрений, что касается нарушений прав человека?

Что касается доверия к Организации Объединенных наций, то члены ООН еще до выступления Аннана говорили о предложении авторитетной группы экспертов, предлагающих создание Комиссии по строительству мира (Peace-Building Commission). Раздается критика, что различные организации ООН пока работают в конфликтных регионах достаточно нескоординированно. Но поскольку отдельные кризисы приобретают все большее значение, то, дескать, должен быть создан единый институт для улучшения сотрудничества. Тем самым, будут поддерживаться процессы в государствах, находящихся на послевоенном этапе и идущих по пути мира.

Но самый большой интерес, во всяком случае, в Германии, привлекает реформа Совета безопасности. Больше всего подвергается критике то, что в своей нынешней форме, имея в качестве постоянных членов США, Китай, Россию, Францию и Великобританию, он отражает политический порядок, сложившийся сразу после Второй мировой войны. В него не входят, например, Япония и Германия, вносящие после США самый большой вклад в бюджет Организации, или страны Африканского континента. Эксперты предложили два варианта расширения Совета. Оба предусматривают увеличение членов до 24 человек, причем девять членов будут иметь временные мандаты различной продолжительности. В то же время в другом случае появляются шесть новых постоянных членов. Аннан вряд ли выскажется в поддержку какого-либо из вариантов. Однако он не раз давал понять, что является сторонником большего числа постоянных членов, что как раз отвечало бы тому, к чему стремится Берлин.

ООН проявляет оптимизм и видит 'большой шанс', что реализацию многих планов реформирования Кофи Аннана можно начать в преддверии саммита по вопросам реформирования ООН, намеченного на сентябрь. Прежде всего, по той причине, что правительства, в отличие от прошлых лет, поворачиваются к данному вопросу лицом.