В мае министр иностранных дел Н. Матимура вызовет всех японские послов, находящихся за рубежом для согласования стратегии Японии на вступление в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. Как сказал глава внешнеполитического ведомства, отчеты послов о проделанной [в этом направлении] работе послужат своего рода справочным материалом, определяющим отношение остальных стран к инициативе японской стороны.

Правительство утверждает, что вступление Японии в число постоянных членов СБ ООН внесет значительный вклад в укрепления мира и обеспечение международной безопасности. Как полагает бывший посол Японии в ООН Ю. Сато, проблема Организации Объединенных Наций заключается в том, что согласованные постоянными членами Совбеза ООН (США, Великобритания, Россия, Франция и Китай) решения становятся общепринятым правилом для остальных членов, которым крайне сложно влиять на процесс выработки этих решений.

В марте 2003 года перед началом войны в Ираке пять постоянных членов провели закрытые совещания по вопросу резолюции о применении силы против этой страны.

'Нам только и оставалось, что задавать вопросы о ходе совещаний американцам и остальным участникам', - посетовали в руководстве японского МИДа. Между тем в правительстве отмечают, что реформа Совета Безопасности - эта 'первая в истории попытка кардинально изменить мировой порядок при помощи дипломатии, а не войны'. Но поиск пути к согласию и преодолению межгосударственных противоречий - работа не из легких.

Доклад К. Аннана по реформированию ООН включает два проекта. Так называемый план А подразумевает довести количество постоянных членов до 6 и на 3 члена увеличить число непостоянных. Планом B предусматривается создание института 'вторых постоянных членов Совета Безопасности' из 8 стран и увеличение количества непостоянных членов на 1.

Реализация плана А, в котором заинтересована Япония, предполагает следующую стратегию действий:

1) к июню этого года выработать и представить на рассмотрение проект 'рамочной резолюции', которая станет основой для реализации плана А;

2) в течение года провести выборы новых постоянных членов Совета Безопасности и подготовить соответствующую резолюцию об изменении устава ООН.

Реализация потребует согласия двух третей от общего количества стран-членов ООН. И важнейшей задачей [японской дипломатии] является достижения согласия большинства стран.

С 20 по 22 февраля в Свазиленде состоялось специальное совещание министров иностранных стран Африканского союза (организация насчитывает 53 государства), где обсуждался вопрос реформирования ООН. Для лоббирования плана А японское правительство командировало на это мероприятие делегацию из пяти человек во главе с К. Сато - чрезвычайным послом по проблемам военных конфликтов и беженцев на африканском континенте. Результатом этого стало требование двух постоянных мест в Совете Безопасности для африканских стран. Это была фактическая поддержка плана А.

Теперь стратегия будет направлена на привлечение пока еще не определившихся стран Центральной Америки и Юго-восточной Азии.

Представляется также необходимым создание так называемого объединения G4, в которое наравне с Японией могут войти также стремящиеся стать постоянными членами СБ ООН Германия, Бразилия и Индия. Как предполагают в правительстве страны, G4 будут вместе добиваться согласия на реализацию плана А, но затем каждая из них для достижения цели будет действовать своими силами.

Считается, что стремление Токио поддерживает свыше ста стран. И это способствует появлению разговоров такого типа: 'Если дойдет дело до выборов [новых постоянных членов Совета Безопасности], Япония явно опередит остальных кандидатов. А остальные три страны будут создавать лишь дополнительные препятствия'.

Между тем в японском МИДе говорят о том, что пока реформирование ООН не предусматривает конкретных правил проведения выборов, не исключается вероятность лоббирования чьих либо интересов при помощи закулисных махинаций. И, учитывая это, необходимо не ограничиваться устными обещаниями и добиваться действия на основе официального соглашения. Наступает исторический момент японской дипломатии, когда для достижения одной цели мобилизуются все возможности.