Недавний арест восемнадцати человек, планировавших провезти контрабандой на территорию Соединенных Штатов гранатометы, переносные зенитно-ракетные комплексы и другое оружие советского производства, лишний раз свидетельствует о наличии серьезной угрозы нашей национальной безопасности, которая имеет прямое отношение к неразрешенным конфликтам между республиками бывшего Советского Союза.

Согласно различным сообщениям новостных агентств, участниками этой преступной схемы являлись граждане Грузии и Армении, двух республик бывшего Советского Союза, на территории которых продолжают иметь место этнические и территориальные вооруженные конфликты. Грузия втянута в бесконечную борьбу по защите собственной территориальной целостности с поддерживаемыми российскими властями сепаратистскими группировками в Абхазии и Осетии. Что касается Армении, то она вот уже 15 лет не может поделить Нагорный Карабах с соседним Азербайджаном.

Не отрицая тот факт, что этнический конфликт на территории Грузии должен вызывать определенные опасения у Вашингтона, сегодня более важным все же представляется причастность Армении к контрабанде оружия и санкционированная правительством этой республики оккупация части территории Азербайджана. Оставленный без внимания конфликт между Арменией и Азербайджаном представляет собой прямую и явную угрозу национальной безопасности и энергетической независимости Соединенных Штатов.

В свое время советский диктатор Иосиф Сталин очень удачно разыграл карту этнических разногласий и смог сосредоточить в своих руках всю полноту власти, натравив один народ против другого и установив искусственные границы внутри советской империи. Затянувшаяся война между Азербайджаном и Арменией за право обладать Нагорным Карабахом стала трагическим следствием его политических манипуляций. В 1988 г. армяне, проживающие на территории Нагорного Карабаха, объявили о своей 'независимости' от Азербайджана и присоединении к Армении. Полагаясь на активную поддержку со стороны российских властей, армянское правительство начало в 1991 г. полномасштабные боевые действия. В результате кровопролитной войны приблизительно 20% территории Азербайджана было оккупировано армянскими войсками, а более миллиона граждан республики получили статус беженцев или перемещенных лиц.

Несмотря на достигнутое не без помощи России соглашение о прекращении огня, подписанное в 1994 г., за период с 1994 по 1997 гг. Москва незаконно поставила своему историческому союзнику оружие на сумму в один миллиард долларов США. И хотя сегодня правительство Армении активно сотрудничает с американскими правоохранительными органами, похоже, что граждане этой республики решили превратить свою страну в 'обитель зла' и пытаются продать советские ракеты и другое вооружение террористам из Аль-Каиды для последующего использования против Соединенных Штатов. Представители Федерального бюро расследований (ФБР) уже выразили озабоченность по поводу вышеупомянутых зенитно-ракетных комплексов, которые представляют серьезную угрозу безопасности американских авиалиний.

Ирония заключается в том, что Конгресс США с самого начала внес Армению в число своих фаворитов и, напротив, добавил Азербайджан в черный список стран-изгоев. За период с 1992 по 2003 гг. Армения получила от американского правительства 1,336 миллиарда долларов США в виде гуманитарной и военной помощи. Азербайджан в свою очередь получил лишь 335 миллионов долларов за тот же самый период времени. Несмотря на эту вопиющую несправедливость со стороны американских конгрессменов, Азербайджан продолжает оставаться одним из самых надежных союзников Соединенных Штатов. Когда 11 сентября 2001 г. в Америке произошла чудовищная по своим масштабам трагедия, правительство Азербайджана было первым, кто незамедлительно предложил свою безвозмездную помощь. Сегодня армянские военные плечом к плечу работают со своими американскими коллегами в Косово, Афганистане и Ираке.

Более того, Азербайджан безоговорочно поддержал Соединенные Штаты по одному из ключевых вопросов внешней политики Вашингтона - проблеме планомерного поиска и разработки новых нефтяных месторождений и доставки каспийской нефти на крупнейшие международные рынки. Ядром этой политики стало строительство нефтепровода 'Баку-Тбилиси-Джейхан', который протянется из азербайджанской столицы Баку в турецкий порт Джейхан на Средиземном море. В этом году, а если быть точнее - 25 мая, этот исторический проект будет завершен, и новый трубопровод будет сдан в эксплуатацию. Сырая нефть из недр Каспийского моря, где покоится до 10% всех известных мировых запасов черного золота, устремится по трубам к восточному побережью Соединенных Штатов.

Совершенно очевидно то, что мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта должно иметь исключительную важность для американского президента Джорджа Буша (George Bush) хотя бы потому, что ситуация в этом регионе действительно очень сильно влияет на нашу национальную безопасность. Согласно отчету Госдепартамента США за первые два месяца 2005 г., Соединенные Штаты не признают Нагорный Карабах в качестве независимого государства. Вашингтон по-прежнему остается сторонником территориальной целостности Азербайджана.

С учетом всего вышесказанного, администрация президента Буша должна предпринять более решительные шаги по скорейшему разрешению ситуации вокруг Нагорного Карабаха, используя при этом честный и гармоничный подход. Президенты Азербайджана и Армении уже выразили свою поддержку мирному урегулированию этого конфликта, и в этой связи Вашингтон должен учесть их добрую волю и воспользоваться предоставленной возможностью.

Встреча трех президентов, проведенная в Белом доме, могла бы стать своеобразным катализатором, который должен ускорить развязку давнишнего регионального конфликта, представляющего прямую угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов. Мировое сообщество уже пришло к единому мнению относительно основных положений мирного решения. Армянские войска должны незамедлительно покинуть все оккупированные районы. Азербайджан имеет все законные основания осуществлять право своего суверенитета на территории Нагорного Карабаха.

Права и свободы этнических армян, проживающих в этом районе, должны быть гарантированы и обеспечены законом, то же самое касается и тех азербайджанцев, которые хотят вернуться на свою историческую родину. Дислокация в зоне конфликта миротворческого контингента из состава стран-участниц НАТО станет первым шагом на пути к мирному урегулированию и обезопасит регион от вмешательства различных криминальных элементов, преследующих своей целью причинить вред Соединенным Штатам.

Когда Афганистан превратился в 'обитель зла' и пристанище для террористов вроде Усамы бен Ладена (Osama bin Laden), граждане Соединенных Штатов получили трагедию 11 сентября 2001 г. Мы больше не можем допустить, чтобы еще один регион на земном шаре стал добычей преступных элементов. Америка должна действовать немедленно, пока еще не поздно.

Роберт Собхани - президент компании 'Caspian Energy Consulting' и член Комитета по существующей опасности