Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что зацветет после тюльпанов Киргизстана?

"Революция тюльпанов" в Киргизстане уже породила ударные волны нервозности в расположенных по соседству бывших советских республиках Средней Азии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лидеры соседних государств уже объединяются в поддержку Бакиева, опасаясь, как бы гражданская война или радикальный исламский фундаментализм, что, с их точки зрения, еще хуже, не вырвались из-под контроля в маленьком Киргизстане, этой бедной горной стране с населением 5 млн. человек.

29 марта 2005 года (UPI). "Революция тюльпанов" в Киргизстане уже породила ударные волны нервозности в расположенных по соседству бывших советских республиках Средней Азии.

Среднеазиатские дипломаты и аналитики разведки США говорят, что авторитарные лидеры соседних государств едва ли станут пытаться подорвать позиции нового временного президента и премьер-министра Курманбека Бакиева, который в прошлый четверг был вознесен на вершину власти, когда демонстранты штурмом взяли президентский комплекс смещенного лидера Аскара Акаева.

Напротив, они уже объединяются в поддержку Бакиева, опасаясь, как бы гражданская война или радикальный исламский фундаментализм, что, с их точки зрения, еще хуже, не вырвались из-под контроля в маленьком Киргизстане, этой бедной горной стране с населением 5 млн. человек.

Президент Нурсултан Назарбаев, давний лидер огромного и богатого нефтью Казахстана, уже переговорил с временным президентом Бакиевым по телефону и заявил, что поддерживает его. В то же время контролируемые государством средства массовой информации (СМИ) Казахстана выдают минимум новостей о драматических событиях в Киргизстане и, как представляется, изо всех сил пытаются минимизировать их значимость.

"Каким бы невероятным это ни казалось, большинство казахского населения не имеет понятия о недавних событиях в соседнем Киргизстане", - написал в понедельник аналитик Марат Ермуканов в газете "Eurasia Daily Monitor" вашингтонского отделения Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation).

Также в понедельник, спустя всего 4 дня после "Революции тюльпанов" в Киргизстане, городской суд казахской столицы Астана объявил вне закона радикальную исламскую группировку "Хизб-ут-Тахрир" (Hizb-ut-Tahrir), или Партию освобождения, на том основании, что ее деятельность угрожает единству нации.

Соседний Узбекистан объявил вне закона "Хизб-ут-Тахрир" еще в прошлом году; он утверждает, что эта группировка несет ответственность за нападения, в которых погибли, как минимум, 50 человек. Аналитики разведки США считают, что эта группировка составляет костяк самой страшной сети исламских радикалов, охватившей всю Среднюю Азию. Но до настоящего времени казахские власти, опираясь на процветание, которое принести стране ее безграничные нефтяные богатства, не разделяли этого чувства срочной необходимости. "Революция тюльпанов", кажется, быстро меняет их умонастроения.

Едва ли можно назвать случайным совпадением, что активисты "Хизб-ут-Тахрир" были замечены в первых рядах демонстрантов в южных городах Киргизстана Ош и Джалалабад, которые являлись эпицентрами протестов, свергнувших Акаева.

У казахов есть и другая причина для нервозности. В конце текущего года у них должны проводиться президентские выборы; предполагалось, что президент Назарбаев - который сумел сохранить мир и общественный порядок и принес беспрецедентную стабильность своей огромной стране, по территории более чем в 4 раза превышающей штат Техас - будет благополучно переизбран еще на один срок. Но тот взрыв гнева и та легкость, с которой были отменены результаты якобы сфальсифицированных выборов в Киргизстане вскоре после аналогичных событий на Украине, сделавших при повторном голосовании в январе президентом Виктора Ющенко, представляют собой тревожный прецедент, который не пропал для них даром.

Более того, Акаев был. . . "самым близким союзником Назарбаева", пишет далее Ермуканов. В 1998 году Акаев даже женил своего старшего сына, Айдара, на дочери Назарбаева, Алие. И вот уже "недавно образованная коалиция оппозиционных сил под названием 'За справедливый Казахстан' ухватилась за волнения в Киргизстане как за возможность усилить свою активность", добавил Ермуканов.

Революция в Киргизстане, скорее всего, еще более прямо затронет Узбекистан. Проживающие в Южном Киргизстане этнические узбеки тоже приняли активное участие в народных протестах, которые быстро привели к свержению Акаева. А президент Ислам Каримов правит железной рукой, опираясь на закон. Вовсе не случайно, что "Хизб-ут-Тахрир" представляет куда более сильный вызов для Узбекистана, чем для Казахстана или Киргизстана.

Может оказаться, что Таджикистан будет еще более взрывоопасным. После распада Советского Союза там было убито 80000 человек в ходе ожесточенной гражданской войны, в которой российские федеральные войска поддерживали правительство, а исламские экстремисты помогали кланам на другой стороне, и которая закончилась лишь в 1997 году. Таджикистан тоже провел в конце февраля парламентские выборы, в ходе которых 75% избирателей поддержали правящую партию президента Эмомали Рахмонова. Западные наблюдатели критиковали эти выборы как не удовлетворяющие демократическим нормам.

Активисты борьбы за демократию с Украины и из Грузии активно действуют в Киргизстане, а на прошлой неделе, когда события в Бишкеке достигли своей кульминационной точки, Ющенко, находясь в Узбекистане, специально поставил в неловкое положение принимающую сторону, призвав к быстрому введению западных демократических норм во всем регионе.

Но после того как был открыт ящик Пандоры, невозможно предсказать или контролировать то, что может оттуда выскочить. Как написал в своем сообщении из Бишкека во вторник корреспондент лондонской газеты "The Times" Джереми Пейдж (Jeremy Page), события в Киргизстане "показывают, что среднеазиатские лидеры не могут рассчитывать на поддержку своих старых российских или новых западных патронов. Не могут они полагаться и на поддержку друг друга".

Вопрос, разумеется, не в том, что лидеры вроде Каримова или Назарбаева хотят подорвать позиции друг друга или Бакиева - совсем наоборот. Дело в том, что, как бы им ни хотелось, чтобы другие лидеры стабильно оставались во власти, у них нет возможностей обеспечить это, ибо они не могут принимать как должное даже свою собственную безопасность в руководящем кресле.

Предположение о том, что революция в Киргизстане или возможные в будущем революции в соседних с ним странах автоматически дадут стабильных, хорошо укрепившихся на своих местах лидеров, которые станут обращать свой взор на Соединенные Штаты или на Европейский союз (ЕС), как Ющенко на Украине или президент Михаил Саакашвили в Грузии, остается пока что не проверенным. "Хизб-ут-Тахрир" или другие, еще более глубоко законспирированные организации могут дожидаться своего часа, чтобы бросить им вызов.

Веб-сайт "IslamOnline.net" в воскресенье совершенно точно указал, что "очень мало известно о тех силах, которые стоят за охватившими Киргизстан переменами". И далее веб-сайт задает вопрос: "Пришло ли, наконец, время смести прочь тиранов и деспотов Средней Азии, коль скоро раскрыты все ужасы их нелегитимных режимов?" Какую роль, если вообще какую-то, станут играть оживление ислама и реформы в этой эпохальной борьбе за искоренение жестокого наследия нынешних правительств и их российских сторонников? Не являемся ли мы свидетелями наступления "века революций"?. . . И, наконец, выплывет ли снова наружу исламское наследие, общее для большинства этих стран, отвергнув чуждое им наследие бывшего колонизатора (России), которое для ислама является ненавистным, и которому ислам не доверяет?"

На эти вопросы пока нет ответов.