Марина Оттауэй является ассоциированным старшим научным сотрудником проекта "Укрепление демократии и главенства закона" (Democracy and Rule of Law Project) в Фонде Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace)

Вашингтон, 31 марта 2005 года. Взлетевшие до небес цены на нефть в последние 2 года привели, как и ожидалось, к увеличению на 42% чистой прибыли Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) от продажи нефти. В то время как воздействие этого резкого скачка на глобальную экономику остается неясным, он угрожает также нежелательным политическим воздействием: несмотря на то, что администрация Буша (George W. Bush) настойчиво стремится продвигать демократию на Ближнем Востоке и в остальном мире, рыночные силы дали автократическим режимам в богатых нефтью странах дополнительные доходы, с помощью которых можно раздавать покровительство и откупаться от народного недовольства.

Нефть и демократия не так-то легко смешиваются в странах, которые находятся в сильной зависимости от доходов от продажи нефти. В числе 10 главных мировых экспортеров нефти только две страны (Мексика и Норвегия) являются подлинно демократическими и только три страны (Нигерия, Россия и Венесуэла) имеют пусть даже и ограниченные элементы демократии. Разумеется, страны, которые не экспортируют нефть, тоже могут быть недемократическими, однако факты свидетельствуют о том, что доходы от нефти, свободно текущие в казну правительства, оказывают особенно пагубное воздействие, поощряя коррупцию и отсутствие отчетности и способствуя появлению систем, основанных на патронаже вместо народного представительства. Для стран, которые обнаруживают большие запасы нефти еще до того, как их экономики стали диверсифицированными, а их правящие режимы - демократическими, нефть легко может стать проклятием.

Более высокие доходы не устраняют всех причин социального недовольства в нефтедобывающих странах, как не заглушают и всех требований политических перемен. Для более молодого поколения в Иране, рассерженного ограничениями, которые наложили на них церковные служители, или для саудовских реформаторов, стремящихся к модернизации, увеличенные расходы правительства не уменьшают их недовольства. Но что касается обедневшего народа Венесуэлы или Нигерии, а также, возможно, в будущем народа Ирака, увеличенные расходы правительства могут способствовать развитию благодушных настроений.

Цены на нефть останутся высокими в обозримом будущем, давая новые доходы для укрепления положения авторитарных режимов и делая тем самым переход к демократии еще более трудным. Для мирового сообщества, возглавляемого Соединенными Штатами Америки, является императивом повышение их пока что недостаточных усилий по обузданию того вреда для политики и развития, который наносят доходы от нефти в бедных странах.

Некоторые потенциально имеющие далеко идущие последствия решения уже осуществляются или рассматриваются. В Чаде, например, Всемирный банк требует, чтобы 72% всех дивидендов и вознаграждений, получаемых от месторождений, которые разрабатываются с помощью одного из выданных им займов, расходовались на здравоохранение, образование, развитие сельских районов и другие инвестиции, направленные на борьбу с бедностью. Все еще остается неясным, будет ли эффективным такой вот внутренний и международный контроль над расходованием денег. Уже сегодня ясно, что контроль не будет распространен на доходы от новых месторождений, которые осваиваются без займов Всемирного банка. Ставшее менее нуждающимся в деньгах с тех пор, как начался экспорт нефти, правительство Чада начинает более активно отстаивать свою независимость.

Другие амбициозные модели, например, трастовый фонд "Будущие поколения", созданный Норвегией для того, чтобы распределять во времени доходы от нефти, или же распределение некоторой части доходов от нефти непосредственно среди граждан, как это делается на Аляске, не могут работать в автократических странах, где мало других источников доходов. Им нужно сильное, результативное и честное правительство, а также достаточные доходы от налогообложения других источников, чтобы оплачивать общественные расходы. Подобные модели немыслимы, например, в коррумпированной, зависимой от нефти Нигерии или в Ираке, которому сейчас нужно восстанавливать свою разрушенную экономику.

Наиболее многообещающими инициативами пока что являются те, которые стремятся предоставить в распоряжение граждан больше информации о том, какие доходы получают их правительства и как они расходуют эти деньги, чтобы они могли требовать от правительства отчета. "Инициатива по увеличению прозрачности добывающих отраслей" (The Extractive Industries Transparency Initiative), начатая в 2002 году при поддержке правительства Великобритании, помогает правительствам, представителям отрасли и организациям граждан собирать и сопоставлять информацию о доходах от продажи нефти и другого минерального сырья.

Но пока что этой инициативой охвачены всего четыре страны: Азербайджан, Киргизстан, Нигерия и Гана. Более того, данная инициатива не контролирует, сколько денег расходуется. Крупные международные организации вроде "Глобальный свидетель" (Global Witness), "Оксфэм" (Oxfam), "Спасите детей" (Save the Children) и "Транспэренси Интернэшенл" (Transparency International) начали кампанию "За публикацию сведений о расходах" (Publish What You Pay Campaign) с целью заставить нефтяные компании раскрыть выплаты, которые они делают правительствам в богатых природными ресурсами странах.

Эти инициативы, все еще слишком свежие, чтобы можно было оценить степень их успешности, являются шагами в правильном направлении. Но участие в них является делом добровольным, а поддержка со стороны некоторых ключевых партнеров слишком слаба: США в особенности противятся обязательному раскрытию сведений и сторонятся даже добровольных механизмов отчетности.

Международному сообществу нужно оказать давление на западные нефтяные компании и правительства, получающие доходы от экспорта нефти, с целью раскрытия информации и помощи гражданам в том, чтобы использовать ее для привлечения к отчету правительств. Ему также необходимо заручиться сотрудничеством государственных нефтяных компаний в таких странах, как Китай и Малайзия, которые игнорируют требования прозрачности. Пришло время сделать это сейчас, когда цены на нефть высоки, а резкое увеличение доходов нефтедобывающих стран, если правильно использовать эти деньги, можно превратить в реальный прогресс для бедных стран или же увековечить проклятие, если нефть будет служить только лишь поддержанию наплаву коррумпированных автократических правительств.