Я часто не могу понять мотивов, которыми руководствуется команда Буша, но особенно меня ставит в тупик один вопрос: почему администрация, придающая такое значение укреплению центров военной силы США на территории других государств, проявляет так мало интереса к конкурентоспособности самой американской экономики - главного локомотива нашего могущества? В эпоху, когда ситуация на 'игровой площадке' мировой экономики выравнивается - сегодня молодые индусы и китайцы конкурируют с американцами успешнее, чем когда-либо - наша администрация буквально зациклилась на идеологии. Она пытается демонтировать систему, сложившуюся еще во времена рузвельтовского 'нового курса', приватизируя структуры социального страхования - и это в тот момент, когда на самом деле нам нужен еще один 'новый курс', чтобы увеличить занятость в высокотехнологичных отраслях, достойных 21 века.

Наш министр финансов раньше работал в железнодорожной компании. Администрация и пальцем не пошевелит, чтобы не допустить удорожания акций, продаваемых фирмами своим сотрудникам по льготной цене: в результате американским высокотехнологичным фирмам будет гораздо труднее привлекать на работу талантливых специалистов - и это в то время, когда китайское правительство, напротив, стимулирует такую продажу акций молодым сотрудникам в качестве награды за рацпредложения. В некоторых американских городах кинотеатры боятся показывать научно-популярные фильмы, потому что их сюжеты основаны на теории Дарвина, а не божественном сотворении мира.

В будущем году команда Буша предлагает сократить бюджет Пентагона на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на 20% - и это после того, как президент Буш и Конгресс, где преобладают республиканцы, уже урезали бюджет Национального научного фонда [федеральное ведомство, финансирующее перспективные научные разработки - прим. перев.] на 100 миллионов долларов.

Распространенный в декабре прошлого года отчет по итогам 'Национальной инновационной инициативы' - независимого исследования с участием ведущих специалистов и предпринимателей о способах повысить конкурентоспособность американской экономики - Белый дом просто проигнорировал. Вы что-нибудь слышали об этом документе? Нет, конечно, ведь наш президент предпочитает сосредоточивать внимание на приватизации системы соцстрахования. Можно подумать, что в наши времена постиндустриального общества во главе страны стоит человек, мыслящий категориями индустриальной эпохи, да еще и потворствующий сторонникам совсем уж обскурантистких взглядов времен феодализма!

В майско-июньском номере журнала 'Foreign Affairs' Томас Блеха (Thomas Bleha), бывший американский дипломат, работавший в Японии, публикует крайне интересную статью. Вот как она начинается: 'За первые три года пребывания у власти администрации Буша Соединенные Штаты скатились с четвертого на тринадцатое место в мировом рейтинге по масштабам пользования широкополосным интернетом. Сегодня большинство американцев у себя дома имеют доступ лишь к самой примитивной версии широкополосного соединения - одной из самых медленных, дорогих и ненадежных из всех, что эксплуатируются в развитых странах, а в области доступа в интернет через мобильные телефоны отставание США еще больше увеличилось. Есть основания утверждать, что такая ситуация является результатом того, что администрация Буша не придает приоритетного значения развитию подобных сетей. Фактически, Соединенные Штаты являются единственным из промышленно развитых государств, где не существует внятной общенациональной политики по развитию широкополосного интернета'.

С момента прихода к власти в 2001 г. команда Буша четко дала понять, что ее приоритетами являются сокращение налогов, создание системы противоракетной обороны и война против терроризма - а не сохранение за США передовых позиций в области совершенствования интернета. За первые три года деятельности администрации, отмечает г-н Блеха, президент Буш едва ли хоть раз упомянул о широкополосном интернете, и в результате, 'эстафетная палочка лидерства в развитии интернета перешла от Америки к Японии. В 2001 г. Япония сильно отставала от США в 'широкополосной гонке'. Однако благодаря высокопрофессиональным действиям политического руководства и поставленным амбициозным задачам она вскоре начала сокращать отрыв. К маю 2003 г. доступом к широкополосному соединению в Японии было уже оборудовано больше жилых домов, чем в США. . . Сегодня почти все японцы имеют доступ к 'высокоскоростному' широкополосному интернету, где соединение происходит в среднем в 16 раз быстрее, чем в США - и платят за это всего 22 доллара в месяц. . . . О доступе в интернет через мобильные телефоны нечего и упоминать - в этой области Япония обогнала США еще больше. Сегодня очевидно, что в ближайшие несколько лет лидерами в развитии высокоскоростного широкополосного интернета будут Япония и ее соседи'.

Южная Корея, имеющая самый высокий процент пользователей широкополосного интенета во всем мире, и городское население Китая - в прошлом году эта страна превзошла США по количеству пользователей широкополосного интернета - стараются не отставать от Японии, но о нас этого не скажешь. Вкладывая большие деньги в развитие этих новых технологий, отмечает г-н Блеха, вышеупомянутые страны смогут первыми воспользоваться их плодами - от повышения производительности труда до укрепления базы для дальнейших инноваций, от возникновения новых профессий, услуг и информационных продуктов до повышения уровня жизни.

Экономика - не война, здесь не обязательно должны быть победители и побежденные. Однако, чтобы по праву требовать свою долю глобального 'пирога', который становится не только больше, но и сложнее по 'начинке', необходимо сохранять завоеванные позиции. Сокращением налогов всех проблем не решишь. Нынешняя администрация - порой кажется, что она больше стремится потрафить сторонникам божественного сотворения мира, чем стимулировать научное творчество - явно не справляется с задачей подготовить нашу страну к выходу на новый уровень развития.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.