Что-то серьезно изменилось в отношениях между русскоговорящей общиной Израиля с одной стороны, и российским президентом Владимиром Путиным и Россией в целом, с другой. Такое изменение прослеживается в отрицательном, практически враждебном отношении этой общины к визиту Путина в Израиль.

До недавнего времени русскоговорящие израильтяне шутили, говоря о том, что если бы Путин выдвинул свою кандидатуру на выборах в Израиле, он одержал бы убедительную победу. В Иерусалиме есть названный его именем бар, стены которого украшены фотографиями российского лидера, снятыми в разные периоды его жизни. Правые русскоговорящие израильтяне восхищались его решительностью и активностью в борьбе с терроризмом. Наиболее популярная жалоба звучала так: 'Стыдно, что у нас нет такого руководителя'.

Все это недавно изменилось. В ходе оживленных дискуссий по поводу визита Путина на русскоязычных Интернет-сайтах и форумах для описания российского лидера все чаще используется такой термин, как 'фараон'. Русскоязычные средства массовой информации полны враждебных материалов. В статьях и интервью именно на Путина возлагается вина за массовые проявления антисемитизма в России. Хотя никто не обвиняет самого Путина в том, что он является антисемитом, критики говорят, что в такой стране как Россия, где ничто не происходит спонтанно, всплеск антисемитизма был бы невозможен, если бы власти не позволили этому случиться.

Сообщения о том, что Путин приезжает в Израиль за головами олигархов-евреев, только усилили такую критику. Очевидно, что русскоговорящая община не испытывает особой любви к олигархам, однако опросы показывают, что подавляющее большинство выступает против их экстрадиции.

Недавно появившиеся сведения о продаже Россией зенитных ракет Сирии и о поставках урана в Иран еще больше усилили эту критику. То, что в Израиле рассматривали в качестве дипломатической проблемы, стало для русскоговорящей общины проблемой личного характера. Настолько личного, что эмигрантская организация 'С тобой и за тебя' написала в кремлевскую администрацию президента письмо, в котором обвинила Путина в том, что он подвергает опасности жизни 20 000 своих граждан, которые проживают в Израиле, но имеют двойное гражданство. Опасность эта, как говорится в письме, связана с поставками ракет в Сирию. Сегодня эти люди проведут демонстрацию возле гостиницы, где остановился Путин.

Тот факт, что министр Натан Щаранский не придет сегодня на прием, устраиваемый в честь Путина президентом Моше Кацавом, является еще одним свидетельством разногласий. Официальное объяснение его отсутствия состоит в том, что Щаранский сегодня уезжает в поселения Гуш Катиф, находящиеся в секторе Газа, чтобы участвовать в мероприятиях солидарности с поселенцами. Логично предположить, что при иных обстоятельствах он отложил бы свою поездку. Его помощники признают, что в таком шаге есть определенная доля 'критики'.

Изменения в настроениях русскоговорящей общины не ограничиваются личностью Путина. В связи с полным отождествлением России с человеком, находящимся у ее руля, что стало результатом централизации государства, можно говорить о существенном изменении в отношении эмигрантов и к своей стране происхождения.

До недавнего времени российские эмигранты ощущали физическую и культурную близость между двумя мирами и были достаточно мобильны. Это отчасти обеспечивалось новыми техническими изобретениями, позволявшими первой волне эмигрантов спутникового века иметь постоянный доступ к культуре своей первой родины. Вместе с тем, такое чувство мобильности и близости питалось также хорошими взаимоотношениями и общими интересами двух стран. Россия-матушка постперестроечного периода для многих, приехавших оттуда, являлась предметом гордости, а для тех, кто не нашел достойного заработка и своего места в израильском обществе, она к тому же была и источником дохода.

Такая близость и мобильность в настоящее время существенно затруднена. В русскоязычных средствах массовой информации Россию зачастую нелестно называют 'насильником-импотентом'. Такое изменение образа страны, вызванное отходом от демократизации и ростом проявлений антисемитизма, стало главной причиной изменений взаимоотношений с этой страной.

Именно преданные телезрители вещательных программ, передаваемых из России, первыми заметили, что те журналисты, которые критиковали администрацию, исчезли с экранов. Они также первыми сделали вывод о том, что финансовая выгода больше не сопоставима с тем риском, с которым сопряжен бизнес в России. На этой неделе партия Михаила Нудельмана 'Алия' наградила генерала Альберта Макашова, одного из самых известных в России инициаторов антисемитского воззвания, почетной грамотой за его 'вклад в дело расширения эмиграции в Израиль'.

Даже если пока слишком рано измерять последствия данных процессов, несомненно то, что важным явлением стало одностороннее отдаление эмигрантской общественности от своей страны происхождения. Две недели назад, во время 'круглого стола', проводившегося эмигрантской радиостанцией 'Река', обсуждался вопрос существования русскоязычного мира. Это именно тот вопрос, к которому часто обращается Путин. Он даже создал специальный департамент, занимающийся проблемами русской диаспоры за рубежом, а ведь главную ее часть составляет Израиль. Участники дискуссии, которые обычно спорят по любому вопросу, на этот раз единодушно согласились, что если такой русскоязычный мир и существует, то Москва больше не является его столицей.

_____________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Преодоление стереотипов ("The Jerusalem Post", Израиль)

Путин посылает сигнал: Россия вернулась ("The Jerusalem Post", Израиль)

Что нужно Путину? ("The Jerusalem Post", Израиль)

Исторический визит ("Haaretz", Израиль)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.