Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Реальные звездные войны: Буш реанимирует план создания системы противоракетной обороны

Новый план обойдется Соединенным Штатам в 58 млрд. долл.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сага об амбициях Америки вывести в космос системы оружия является такой же продолжительной, что и фильм Джорджа Лукаса. Сейчас у Джорджа Буша-младшего есть новый план, который обойдется Соединенным Штатам в астрономическую сумму 58 млрд. долл.

30 мая 2005 года. В последнем остающемся в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия, грандиозном дворце кино "Uptown" на Коннектикут Авеню почти не бывает свободных мест, когда там показывают "The Revenge of the Sith" ("Месть Ситхов"), последнюю серию фантастического многосерийного фильма "Star Wars" ("Звездные войны"). Но в то время как эпопея Джорджа Лукаса (George Lucas) подходит к концу, в реальном мире так называемые "звездные войны" только набирают обороты.

Все началось с мечты Рональда Рейгана (Ronald Reagan): 23 марта 1983 года он представил изумленному миру "The Strategic Defence Initiative", SDI (Стратегическая оборонная инициатива, СОИ), программу, в которой он изложил свое видение космического щита Америки периода "холодной войны", способного защитить Соединенные Штаты от нападения советских баллистических ракет большой дальности стрельбы. Критики окрестили эту программу "Звездные войны" и заявили, что она никогда не сможет работать. Десятилетие спустя, когда Советский Союз был предан забвению, Билл Клинтон (Bill Clinton) попытался сделать то же самое с СОИ.

Однако в ближайшие недели Джордж Буш-младший (George W. Bush), с самого начала своего президентства являющийся апологетом системы противоракетной обороны (ПРО), как ожидается, подпишет директиву по национальной безопасности, которая значительно продвинет США к выводу систем оружия в космос. Это вовсе не так, настаивает Космическое командование ВВС США (Air Force Space Command), главный локомотив СОИ. Целью, как утверждает пресс-секретарь этого командования, является "обеспечение свободного доступа в космос, а не вывод в космос систем оружия". Однако имеющиеся свидетельства заставляют думать иначе.

В начале 1990-х годов администрация Клинтона аннулировала все программы Пентагона, которые отдавали наступательным использованием космоса. И в своем страстном желании сохранить Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, являвшийся исторической вехой соглашений о контроле над вооружениями с Советским Союзом, а позднее - с Россией, она также переставила кастрюлю СОИ на самую слабую заднюю горелку плиты.

Сегодня, однако, Договора по ПРО больше не существует; 11 сентября 2001 года превратило вопрос о национальной безопасности в паранойю; в то же время Северная Корея, согласно поступающим сообщениям, создает ракету, способную доставить ядерный заряд к объекту на Аляске. В основном пацифистская политика Клинтона периода 1996 года вскоре будет заменена на гораздо более напористую доктрину, призванную предотвратить то, что министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) одно время называл "космическим Перл-Харбором".

Космос уже используется в военных целях, причем не только Соединенными Штатами: спутники собирают данные, обеспечивают быстродействующую связь, занимаются электронным подслушиванием. Но это не системы оружия в общепринятом смысле слова; можно утверждать, что их цель - оборонительная и ненасильственная. Выдвигаемые сегодня Пентагоном идеи - неважно, реалистичны они или же являются чистой фантазией, навеянной кинофильмом "Doctor Strangelove" (Доктор Стрейнджлав) - совсем другое дело.

Разрабатываемые Соединенными Штатами спутники-убийцы, которые будут способны выводить из строя или уничтожать в космосе вражеские спутники, представляют собой всего лишь начало. В числе новых разработок есть "Common Aero Vehicle", CAV (Единый аэрокосмический летательный аппарат) - запускаемый с самолета гиперзвуковой космоплан, который будет способен пикировать из космоса и поражать обычным оружием цели на удалении до 3000 миль (1 морская, или авиационная, миля = 1,853 км).

Другая спорная система оружия - Hyper-Velocity Rod Bundle (Пучок гиперзвуковых стержней), которую условно назвали "Rods from God" (Дротики Бога) - состоит из вольфрамовых стержней весом 100 кг и более, которые выстреливаются с находящейся на постоянной орбите платформы и, развив скорость 7200 миль/час (или 120 миль/мин), поражают цели на поверхности Земли, в том числе заглубленные, с силой, равноценной силе взрыва малогабаритного ядерного боеприпаса.

Третья изучаемая система оружия представляет собой космический лазер, условно именуемый "Eagle" (Орел), который с помощью размещенных в космосе отражательных зеркал переизлучает генерируемую им энергию на наземные цели. Четвертой программой предусматривается использование мощных радиоволн, которые из космоса направляются на наземные цели и выводят из строя системы связи противника. Итак, пожалуйте в век так называемых "смертоносных звезд" (death star). Не совсем Джордж Лукас, но нечто очень близкое.

Во вчерашнем номере газеты "The New York Times" сообщалось о том, что администрация США работает также над планами придания американским гражданским авиалайнерам способности сбивать угрожающие им ракеты. В газете сообщалось, что технические специалисты оснащают три самолета "Boeing 767" устройством, которое позволит обнаруживать и выводить из строя портативные зенитные ракеты.

Можно с большой долей вероятности говорить о том, что Пентагон уже истратил на исследования космических систем оружия 22 млрд. долл. (или 13 млрд. английских фунтов стерлингов) - хотя никто не может знать наверняка, поскольку значительная часть финансирования осуществляется из засекреченного "черного" бюджета. Говорят, что некоторые конкретные программы отменены. Также вероятно, что они были просто переименованы.

Более уместен вопрос, почему в фокусе усилий оказались космические системы оружия, принимая во внимание мизерные результаты двух десятилетий работы над системой ПРО. Соединенные Штаты с 1983 года потратили 92 млрд. долл. и в предстоящие 6 лет планируют потратить еще 58 млрд. долл. на разработку и производство уменьшенного варианта космического щита, который предусматривал Рональд Рейган.

Нет, однако, никакой гарантии, что даже эта уменьшенная система ПРО будет работоспособной. Первые восемь ракет-перехватчиков уже установлены на стартовой позиции в Форт-Грили (Fort Greely) на Аляске и на авиабазе ВВС США Ванденберг (Vandenberg) в штате Калифорния. Надежда сделать эту систему боеготовой к концу 2004 года была похоронена ввиду неудачных испытательных пусков в декабре и в феврале.

А между тем Канада взбесила Вашингтон, ответив "Нет, спасибо" на предложение Соединенных Штатов принять участие в создании системы ПРО. Аналитики говорят, что окончательная стоимость системы ПРО превысит 150 млрд. долл.

Но с 11 сентября Соединенные Штаты резко увеличили свои военные расходы. Не далее как на прошлой неделе сенат США одобрил общие ассигнования Пентагону на 2006 финансовый год, в том числе и на Ирак, в сумме 491 млрд. долл. - больше, чем совокупные военные бюджеты следующих 15 крупнейших военных держав. Но в непрекращающейся "войне с террором" ничего никогда не бывает достаточно.

Возникшие на Аляске и в Калифорнии в начальный период проблемы вместо того, чтобы огорчить администрацию США, только лишь подтолкнули органы стратегического планирования вооруженных сил США к тому, чтобы переключить все внимание на космос, несмотря даже на то, что эффективная система оружия космического базирования может обойтись в сумму до 1000 млрд. долл. - и это в то время, когда американские официальные лица, отвечающие за контртеррористические операции, признают, что реальной угрозой является не ракетно-ядерное нападение какого-то государства-изгоя, а доставка в страну и подрыв малогабаритного ядерного устройства в чемодане или грузовом контейнере.

Соединенные Штаты по своим космическим возможностям, как, впрочем, и в любой другой военной области, значительно опережают любых возможных конкурентов. Но, как предупреждал в сентябре 2004 года начальник Космического командования генерал Ланс Лорд (Lance Lord), Соединенным Штатам могут бросить вызов лазеры наземного базирования, микроспутники или сбои в работе систем. "Для соревнования в космосе не нужен равный конкурент. Мы, возможно, не видим никого сегодня, не увидим, быть может, и завтра, но когда-нибудь такой конкурент объявится. Я бы не хотел, чтобы это было похоже на 1957 года, когда наша страна проснулась после запуска первого в мире спутника и сказала "О, боже, мы отстали!".

Таков сегодняшний невроз. Унаследованные умонастроения находятся в линейной зависимости от воображаемого, но не существовавшего отставания от Советского Союза по ракетам в 1960-х годах.

Они также находят отражение в доктрине Буша, оправдывающей упреждающие (скорее, превентивные) войны, призванные ликвидировать угрожающего Соединенным Штатам соперника или предотвратить его попытку бросить вызов нашему военному могуществу. "Мы должны создать и сохранить космическое превосходство, - заявил конгрессу в этом году генерал Лорд. - Проще говоря, это американский способ ведения войны". И, как говорят критики, это также американский способ заставить значительную часть остального мира негодовать, не любить и боятся США.

Критики сравнивают поведение США в космосе с их подходом к распространению ядерного оружия и указывают на последнюю конференцию по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия как на пример, иллюстрирующий дипломатические последствия. Встреча в Нью-Йорке ранее в этом месяце представителей 180 государств мира оказалась неудачной, не в меньшей мере по причине того, что другие государства подозревают США в лицемерии. "Делайте, как мы говорим", а не "Делайте как мы" - таким был призыв Вашингтона, когда он резко критиковал Иран за его предположительные ядерные амбиции, отказываясь в то же время ратифицировать Договор о запрещении ядерных испытаний и открыто изучая возможность создания оружия нового типа по программе "Robust Nuclear Earth Penetrator, RNEP (Надежный заглубляющийся в землю ядерный боеприпас) для поражения расположенных под землей объектов.

Если Буш даст "добро" на космические системы оружия, это будет истолковано точно таким же образом. Представляется, однако, что Вашингтон не осознает или просто не желает учитывать последствия.

Как и в случае с боеприпасом RNEP (который, как утверждают эксперты, чтобы быть эффективным, должен вызывать сильное радиоактивное заражение местности), военные преимущества от развертывания систем оружия в космосе незначительны, а дипломатические потери - огромны. Официальные лица США говорят, что новая система оружия сможет поразить объект в любой точке на поверхности Земли в срок не более 90 минут. Если бы США были способны запустить такой боеприпас из космоса, вместо того, чтобы использовать для этого крылатую ракету с расположенного на большом удалении корабля, то удары в августе 1998 года против Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) могли бы оказаться прямым попаданием вместо близкого промаха.

Однако в этих рассуждениях игнорируются стоимость, военные риски и ущерб для международных отношений. По оценке Ричарда Гарвина (Richard Garwin), главного американского специалиста по электронным системам оружия, лазерный удар из космоса по одному объекту обойдется в 100 млн. долл. (для сравнения, пуск одной крылатой ракеты "Tomahawk" обходится в 600000 долл.).

Вице-президент Центра оборонной информации (Centre for Defence Information) Тереза Хитченс (Theresa Hitchens) предостерегает, что гонка вооружений в космосе может увеличить риск войны: что если американский спутник просто поломается, в этом несправедливо обвинят китайцев, и в отместку будет уничтожен один из их спутников? И вообще, зачем так торопиться, доказывает она, если сегодня Америка обладает подавляющим военным превосходством? Вполне возможно, что генерал Лорд прав: когда-нибудь в отдаленном будущем единственным, что встанет между Соединенными Штатами и Армагеддоном, будет превосходство в космосе.

Но сейчас, однако, Соединенные Штаты контролируют 95% военных спутников всего мира, а на долю Соединенных Штатов приходится две трети коммерческой космической промышленности.

Что еще более важно, пока еще никто не владеет космосом, даже Соединенные Штаты, несмотря на свое нынешнее господство в технологиях. Единственным международным договором в этой сфере является ратифицированное 91 государством соглашение от 1967 года, запрещающее вывод в космическое пространство оружия массового поражения.

Так почему бы нам не отметить 22-ю годовщину рейгановской мечты и не заключить новое соглашение, запрещающее размещать в космосе любые системы оружия, чтобы тем самым гарантировать, что фантастические "звездные войны" никогда не станут реалией? Как свидетельствуют судьбы Договора по ПРО, Международного уголовного суда, Киотского протокола, Договора о запрещении испытаний ядерного оружия, у Вашингтона в данный момент не остается много времени на договоры.

Но все быстро меняется. Соединенные Штаты, быть может, сегодня не имеют конкурентов, однако крупное наступление в космосе рано или поздно почти наверняка вовлечет в космическую гонку вооружений Россию, Индию или быстро развивающийся Китай. "Никакая другая страна на земле не согласится с развертыванием Соединенными Штатами в космосе чего-либо, напоминающего смертоносную звезду, - говорит г-жа Хитченс. - Этого не будет. Люди найдут способы бороться с подобной системой оружия, и это создаст огромную проблему".