Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политика и энергия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За столом саммита 'большой восьмерки' в Глениглсе президент России Владимир Путин был единственным лидером, играющим роль моста между Западом и Востоком. Поскольку по сравнению с западными коллегами по 'восьмерке' Россия довольно бедна, а с другой стороны на нее напирает Китай, экономику которого уже распирает по всем швам, Кремль использует свои огромные энергетические ресурсы и безусловное участие в международных схемах безопасности для того, чтобы поддерживать отношения с обеими сторонами, пытаясь попутно создать для себя уникальную нишу в системе международных отношений

За столом саммита 'большой восьмерки' в Глениглсе президент России Владимир Путин был единственным лидером, играющим роль моста между Западом и Востоком. Поскольку по сравнению с западными коллегами по 'восьмерке' Россия довольно бедна, а с другой стороны на нее напирает Китай, экономику которого уже распирает по всем швам, Кремль использует свои огромные энергетические ресурсы и безусловное участие в международных схемах безопасности для того, чтобы поддерживать отношения с обеими сторонами, пытаясь попутно создать для себя уникальную нишу в системе международных отношений.

От одного саммита к другому

Императивы российской внешней политики становятся особенно заметны, если проанализировать последний период бурной международной активности Путина. Между двумя встречами с президентом Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) - в Москве, где обсуждалась энергетическая политика, и в рамках Шанхайской организации сотрудничества в Казахстане, где говорили в основном о проблемах безопасности - Путин успел подчеркнуть глубину своих связей и с западными коллегами, пригласив президента Франции Жака Ширака и канцлера Германии Герхарда Шредера на празднование 750-летия Калининграда. А после второй встречи с Ху Путин сел за стол саммита в Глениглсе, еще раз продемонстрировав, что Россия по праву занимает место среди ведущих держав как Запада, так и всего мира в целом.

Понятно, что такое 'восточно-западное' чередование в расписании Путина - отнюдь не случайность. В Кремле наверняка все было четко спланировано с тем, чтобы заработать на международной деятельности максимальный капитал, осторожно, но настойчиво применяя свой самый ценный внешнеполитический инструмент - энергоносители.

Ху приехал в Москву добиваться более широкого доступа к российским углеводородам путем постройки нефтепроводов и инвестирования в добывающую отрасль. По окончании встречи Ху и Путина обе стороны сделали весьма хорошую мину при игре, которая вряд ли принесла китайскому лидеру все, на что он надеялся. Правда, потом российская сторона сделала шаг в направлении Китая - Китайская национальная нефтяная компания (Chinese National Petroleum Company) подписала соглашение о вхождении в проект 'Сахалин-3', получив возможность разрабатывать огромные запасы нефти вместе с государственной компанией 'Роснефть'.

Ходили слухи, что по результатам встречи в Казахстане Китай получит право на более тесное сотрудничество с другом Кремля - российским нефтяным гигантом 'Лукойлом', причем произойдет это за счет его работы с западными компаниями. Чтобы обеспечить растущие потребности своей страны в энергоносителях, Ху ожидал положительного решения и по вопросу финансового участия Китая во внутренней энергетической политике России.

Протест против односторонних действий

Чтобы как-то скомпенсировать явный недостаток установки России на нефтяной сотрудничество, все страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества выпустили совместное заявление, в котором предостерегли все страны мира - а на самом деле, несомненно, в первую очередь Соединенные Штаты - от любых односторонних действий, могущих угрожать международной безопасности. Кроме того, они потребовали, чтобы США представили график вывода своих военных баз из Средней Азии.

Энергетическая политика никуда не делась и на саммите в Калининграде, хотя он явно позиционировался как событие, в котором главным на повестке дня было историческое примирение. Речь шла уже не о нефти: одним из самых важных вопросов стал экспорт в Европу и особенно в Германию российского газа и электроэнергии. Генеральный директор 'Газпрома' Алексей Миллер после этого подчеркнул, что объемы экспорта электроэнергии в Европу не должны повышаться за счет национального газового экспорта, что было расценено как победа газового гиганта над электрической монополией 'Единые энергосистемы'. Владимир Путин также публично поблагодарил генерального директора 'Лукойла' Вагита Алекперова за финансовую поддержку калининградского мероприятия, что можно считать немаловажным знаком поддержки, оказываемой нефтяному сектору.

В калининградском саммите сыграла свою роль и историческая сторона, но немного не в той форме, в какой ожидалось. На саммит не пригласили никого из стран, граничащих с Калининградом - Польши и Литвы. То, что в мире было широко воспринято как кремлевское 'фи' в адрес стран Прибалтики, с которыми у него не утихают исторические разногласия и пограничные споры, на самом деле, скорее всего, означает, что Кремль стремится иметь дело с государствами, равными себе, а не с новыми членами Европейского Союза.

Эта длинная череда саммитов довольно доходчиво показывает, как Россия видит свое место в мире и как она взаимодействует с партнерами. Во-первых, главным инструментом международного признания, пока в России все еще идет реформа и реструктуризация экономики, остаются энергоносители. Во-вторых, политическое и экономическое положение России как моста между Востоком и Западом отражается и в ее внутренней политике.

Рыночные реформы

То, что в России проводятся рыночные реформы, отражает ее связь с Западом и даже некоторый 'западный уклон'. В то же время, концентрация политической власти и экономического влияния в руках центра направлена на то, чтобы в экономическом отношении достичь того же, чего добился Китай. В-третьих, Россия, будучи гибридом Востока и Запада, дала всем ясно понять, что она в развитии энергетических связей она предпочитает партнерство с государственными, а не частными корпорациями. Иногда такой подход раздражает ее партнеров, но он достаточно ясно показывает, для чего Путину государственный контроль над 'стратегическими секторами' - для того, чтобы усиливать внешнеполитическое влияние.

Путин может быть удовлетворен итогами саммита в Глениглсе - Россия до сих пор нужна в мире. Китаю она нужна как мост на Запад. Китайцам нужны русские энергоносители и позитивное влияние в Средней Азии для поддержания там безопасности. Энергоносители нужны и Европе - при том еще, что 'старая Европа' не оставляет попыток, даже критикуя внутреннюю политику России, интегрировать ее в западные институты.

В следующем году России предстоит принимать у себя саммит 'большой восьмерки'. Международный спрос на нее только увеличится, и главная цель Путина останется той же самой - контролировать 'мост между Востоком и Западом'.