Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В то время, как Западная Европа сосредоточила свое внимание на терроризме в Лондоне, на государство страха Белоруссию, где властвует диктатор Александр Лукашенко, смотрят в традициях Невилля Чемберлена, как на 'далекую страну, о которой мы мало знаем'.

МИНСК. - В то время, как Западная Европа сосредоточила свое внимание на терроризме в Лондоне, на государство страха Белоруссию, где властвует диктатор Александр Лукашенко, смотрят в традициях Невилля Чемберлена, как на 'далекую страну, о которой мы мало знаем'.

Это ошибка. Кроме того, что Запад имеет тесные, хотя и малоизвестные исторические и культурные связи с Белоруссией - Тадеуш Костюшко, выдающийся человек, сыгравший важную роль в американской революции и ставший одним из первых защитников демократии и эмансипации, родился и вырос в этих краях - поддерживаемый Москвой режим в Минске представляет угрозу безопасности Европы.

Два года назад был схвачен ближайший помощник Саддама Хусейна Абид Хамид Махмуд Тикрити (Abid Hamid Mahmud Tikriti). На руках у него были белорусские паспорта на себя и на печально известных сыновей Саддама. После недавнего визита руководителя Белоруссии в Тегеран флаг Ирана остался висеть на главной улице Минска. Лукашенко вооружается современными самолетами Су-30 производства Сукоева (Sukoyev).

На прошлой неделе белорусский спецназ штурмом взял здания, которые использовала почти полумиллионная польская община этой страны - некоторые из этих людей живут в родной деревне Костюшко. Это стало зловещим отголоском балканского конфликта. Женщину, возглавляющую Союз поляков, Анжелику Борис, вчера допрашивала полиция; ее заместитель и еще четыре активиста Союза находятся в тюрьме. Минск пытается заменить ее предателем-марионеткой. В знак протеста Польша на прошлой неделе отозвала своего посла из Минска.

Польша, западный сосед Белоруссии и самый крупный из новых членов Евросоюза, занимает гораздо более жесткую позицию в отношении Лукашенко, чем остальная Европа. Польша предоставляет убежище белорусским эмигрантам, поддерживающим демократическое движение; она дает возможность белорусской оппозиции использовать Варшаву в качестве места для работы с западными неправительственными организациями и дипломатами, собираться и свободно говорить, не опасаясь репрессий.

Такую политику поддерживают и американские законодатели. 'Закон о демократии в Белоруссии 2004' (Belarus Democracy Act 2004) обеспечивает финансовую поддержку делу защиты прав человека и развития демократии в Белоруссии. Однако, как свидетельствует письмо польского министра иностранных дел, направленное европейским лидерам в прошлом месяце, когда только начался кризис, Польше приходится прилагать большие усилия, чтобы заставить ЕС последовать этому примеру.

В частном порядке некоторые дипломаты Евросоюза подчеркивают, что важно не восстанавливать против себя союзника Белоруссии Россию, и при этом пытаются отмахнуться от Польши, утверждая, что она стремится обратить на себя внимание, разжигая конфликт.

Однако восточная политика Польши должна стать еще более жесткой. После выборов в следующем месяце на смену правящим в Польше экс-коммунистам может прийти консервативная оппозиция. Когда я недавно брал интервью у главного кандидата на пост премьер-министра Яна Рокиты, он определенно говорил о внешней политике с неоконсервативных позиций. 'Это положило конец периоду мягкой политики, - заявил он о репрессиях против польского меньшинства, - наша идея будет проста: Лукашенко должен уйти. Я сделаю все возможное для оказания помощи белорусской оппозиции, и я хочу, чтобы ЕС участвовал в этом, а не отводил взгляд'.

В понедельник коллеги Рокиты и кандидат в президенты Дональд Туск приехали в Белоруссию с тем, чтобы показать польской общине, что она не одинока. После этого белорусские поляки, встречавшиеся с Таском, были арестованы, а один из заключенных, Анджей Писальник, являющийся редактором газеты на польском языке, объявил в связи с этим голодовку.

Тем временем, также в понедельник, новый лидер оппозиции Александр Милинкевич был в Польше. 'Это не проблема национального меньшинства, - сказал он мне, - это проблема гражданских прав всего белорусского народа, независимо от этнической принадлежности. Лукашенко разрушает гражданское общество, и мы должны его остановить'.

Милинкевич считает, что в Европе существует тенденция относить нынешний кризис между Варшавой и Минском к сфере двусторонних отношений. Сохранение такой позиции, по утверждению Милинкевича, играет на руку Лукашенко. Лидер оппозиции хочет, чтобы Европа сплотилась с Польшей в знак поддержки демократии в Белоруссии.

Схожие взгляды Яна Рокиты и Александра Милинкевича имеют исторические корни. С шестнадцатого века Белоруссия была объединена с Литвой, Украиной и Польшей в рамках государства, известного под названием Речь Посполитая, или Польское Содружество. Как и в Великобритании или в США, граждане там могли принадлежать к одной или нескольким культурным группам, но они должны были давать клятву верности единому государству.

В таких традициях рождается терпимость. Не случайно то, что европейские евреи, армяне и протестанты преуспевали в Речи Посполитой, когда их гнали из других мест. Речь Посполитая также произвела на свет первую европейскую письменную конституцию, которую с оружием в руках защищал Костюшко, родившийся в Белоруссии в литовской семье, говоривший по-польски и ставший американским гражданином.

Неудивительно поэтому, что царская и советская империи пытались уничтожить такую историю. 'До перестройки я думал, что являюсь русским, причем русским низшего порядка, - говорит Милинкевич, - всю жизнь мне, как и всем на Украине и в Белоруссии, твердили, что наша история - это история России, и что собственной истории у нас нет. Сейчас, когда мы многое узнали о себе, мы хотим перемен'.

В качестве меры сдерживания президент Лукашенко делает все возможное для русификации нации, чтобы избежать восстановления исторических связей с Польшей. Он сменил национальный флаг, отменив древний белорусский бело-красный стяг, принятый там в 90-е годы, и восстановив почти стопроцентную копию символа советской эпохи. Он закрыл еврейские, польские и белорусские школы, создав взамен русские. Годами он вынашивает планы воссоединения с Россией, хотя слишком далеко в этом вопросе не заходит.

Европа может стоять на обочине и наблюдать за тем, как Белоруссия, европейская страна, падает в пропасть тоталитаризма. Либо она может признать и поддержать огромные усилия многих белорусов, направленные на становление демократии.

Камиль Чорек является внештатным журналистом.