Запад предпочитал потреблять выгоды геополитического характера, полученные благодаря перестройке, а не ликвидировать тоталитаризм в России и на постсоветском пространстве. Западные правительства и бизнес-группы, ради ложно понятого прагматизма, начали сотрудничество с советскими лидерами и их 'законными преемниками', помогая им, таким образом, найти себя в новой среде. Это была серьезная ошибка. В последующие годы обнажились драматические слабости такой политики. Ее негативные последствия по сей день испытывают на себе и россияне и международное сообщество. Если не начать им противодействовать, будет только хуже.

Дымовая завеса Горбачева

Михаил Горбачев, последний советский лидер, вывел Россию из холодной войны, выиграть которую она была не в состоянии. Он объявил о банкротстве системы и передал в распоряжение кредиторов часть финансовых ресурсов, в том числе, территории, оставленные советскими войсками [так в тексте - прим. пер.]. Он был уверен, что граждане СССР не устроят ему неприятных сюрпризов, и что они в большой мере устойчивы к вирусу демократии.

Его шеф Юрий Андропов позаботился о том, чтобы 'устранить диссидентов из истории'. Вместе с тем, он и генералы КГБ, как правители, смотрящие в будущее, еще с 1960-х гг. имели свой бизнес за границей. Позже он стал явным в виде тысяч 'совместных предприятий', которым отошли все сектора внешней торговли и международный бизнес, и положил начало деятельности большинства процветающих секторов российского бизнеса. Номенклатура модернизировалась, чтобы сохранить власть и влияние в новых реалиях.

Советский правящий класс, называемый номенклатурой, укреплял свои позиции, пользуясь двойной стратегией - угнетения граждан собственного государства и внешней экспансии. Приоритет был за сохранением собственной позиции, а действия Москвы на международном форуме были, как утверждал американский историк и дипломат Джордж Кеннан (George Kennan), производной 'внутренней природы' советского режима. В 1985-91 гг. номенклатура, укрытая дымовой завесой перестроечной риторики, сумела окрепнуть, модернизироваться, невероятно обогатиться и осуществить смену поколений. Полковники КГБ и активисты комсомола встали на место генералов и секретарей партии.

Ни Россия, ни какое-либо другое государство СНГ не ввели у себя таких антикоммунистических порядков, как в восточной Германии, Чехии и Польше. Таким образом, в России была открыта дорога к реставрации ancien regime, реваншу и возвращения к традиционной политике номенклатуры, разве что в модернизированном виде. Даже противостояние Горбачева и Ельцина было всего лишь борьбой конкурирующих групп номенклатуры. Ничего нового со времен Ленина и Троцкого. Возникновение 'системы' Путина было финальной фазой процесса реставрации номенклатуры.

Гангстерская дипломатия

Сегодняшняя Россия вновь подвластна номенклатуре с ее практикой рекрутирования в собственные ряды, отношениями и образцами поведения, ярко напоминающими модель советских времен.

Как можно было предвидеть, это принесло конец демократизации и гражданского общества внутри страны и агрессивные антизападные тенденции во внешней политике России. Такие завоевания, как доступ к информации посредством Интернета и спутникового телевидения и свобода путешествий, которыми пользуется небольшое меньшинство россиян, меркнут на фоне государственного произвола, мощной правительственной пропаганды и ширящегося насилия со стороны государства. В России государственный террор стал постоянной практикой, а на международной арене реакции страны деградировали до типично гангстерских демонстраций. Ничем иным не являются и действия по отношению к Польше.

Для проведения такой политики необходим образ врага. Три прибалтийских государства, даже вместе взятые, не отвечают требованиям великой России - не тот масштаб. США тоже не подходят, но совсем по другой причине: право президента России на место за столом 'большой восьмерки' и так постоянно ставится под сомнение. После серии проб и ошибок выбор Кремля пал на исторического врага в лице кичливых ляхов. Избиение в Москве трех поляков не должно оставить у простого россиянина сомнений в том, где находится источник наших несчастий, и от кого нас собирается защищать Путин.

То, что в номенклатуре ведущую роль играли офицеры тайной полиции, облегчило нахождение этой социальной группой места для себя в новой России. Однако, сильное влияние КГБ укрепило у российских политических элит чувство безответственности (потому что только 'руководители отвечают за все') и сопротивление нормам демократии и свободного рынка. Это происходит в стране, в которой и так отсутствуют основы демократической культуры, а усиление номенклатурно-гебистской системы еще больше отдаляет Россию от модели развития, основанной на здоровых принципах. Получение сверхприбылей от продажи нефти и газа ведет к тому, что Москва становится все менее восприимчивой к требованиям вернуться к стандартам западной цивилизации.

Антизападный союз

Все четче знаки того, что путинское правительство намеревается еще дальше отойти от требований, предъявляемых европейскими институтами. В России уже становится все более значимой идея стратегического сближения с Китаем и автократиями Средней Азии и даже с такими странами как Иран. Россия намерена стать главным партнером в политической и технологической сфере наиболее агрессивных антизападных режимов, даже тех, которые тесно связаны с международным терроризмом.

Приоритетом внешней политики демократических государств становится возвращение России на путь демократического развития. Этой стране нужно уделить помощь в осуществлении антикоммунистических перемен, с которыми медлили в годы перестройки. Ожидание того, что какие-то внутренние силы в России могут вызвать такой поворот, наивно, даже если предполагать, что международные силы оказали бы им поддержку. Давление, оказываемое властью на общество, слишком гнетуще и часто слишком жестоко. Москва и ее вассалы на пространстве бывшего СНГ [так в тексте - прим. пер.], где в силе подобная система, уже не раз показали свою готовность использовать против оппозиции самые отборные и бескомпромиссные методы борьбы.

Российская 'оранжевая революция' (согласованные действия всех социальных групп, имеющее своей целью устранение от власти постсоветской номенклатуры) может произойти только в результате постоянных и консолидированных усилий извне с целью изменения современной структуры российского общества и системы власти в России. В своей политике по отношению к России демократический мир должен будет сделать выбор между позицией удовлетворения тем, что делалось до сих пор - склонностью к компромиссам и невмешательством в функционирование режима Путина - и позицией, заключающейся в постоянном и бескомпромиссном требовании от него надлежащего поведения.

Это возлагает, главным образом, на европейских соседей России обязательство по выработке образцов демократии и их переносу на российскую почву. Вопреки распространенным суждениям, такой 'экспорт' все еще возможен, о чем свидетельствует множество примеров из новейшей истории. Также надлежит приложить усилия с тем, чтобы Россия взяла на себя ответственность за политику СССР. Это бы способствовало включению этой страны в систему международного права и коррекции российского видения истории, которое столь влияет на текущую политику, отравляя отношения с соседями.

Автор - российский аналитик, публицист, связанный с группой 'Коммерсант'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.