Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Церковная конкуренция

Борьба вер на Украине

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинская греко-католическая церковь перенесла свою резиденцию из Львова в Киев. Более крупная Украинская православная церковь возмущена. Глава Русской православной церкви Алексий II считает, что отношения между Россией и Ватиканом находятся под угрозой

Украинская греко-католическая церковь перенесла свою резиденцию из Лемберга (Львов) в Киев. Более крупная Украинская православная церковь возмущена. Глава Русской православной церкви Алексий II считает, что отношения между Россией и Ватиканом находятся под угрозой.

В воскресенье предстоятель греко-католической церкви Любомир Гузар отслужил мессу перед тысячью верующих на строительной площадке будущего собора в Киеве. Одновременно ему был присвоен новый сан верховного архиепископа Киева и Галиции. Несколько сот православных вышли на демонстрацию, они толкали священников и простых смертных, крича 'Вы можете нас уничтожить, но вам не отнять у нас нашей веры' и даже: 'Православие или смерть!' Это была своего рода борьба церквей. Верховный архиепископ успокаивал. Мол, никто не угрожает православной церкви, но резиденция религиозной общины должна находиться в столице.

Греко-католическая церковь, имеющая на Украине примерно шесть миллионов прихожан, следует ритуалам православной церкви, но в отличие от нее признает своим главой Папу. Она появилась в 1596 году, когда западная часть сегодняшней Украины входила в состав польско-литовского государства. Ее сторонниками были православные христиане, но их церковные пастыри предпочитали всегда поддерживать хорошие отношения с католическими государствами и шли на компромисс с Ватиканом: священникам разрешалось - и разрешается - жениться, а в церквах алтарь по-прежнему отделяет от верующих стена, иконостас с изображением святых.

На Западной Украине, особенно в Галиции, в районе Львова, эта церковь стала выразителем украинского национального самосознания, которое в областях Украины с преобладанием русского населения подавлялось со времени правления императрицы Екатерины II. Церковь эта была относительно независимой от государства. Напротив, в России православная церковь была тесно связана с государством, фактически подчинена ему, и такая ситуация сохраняется по сегодняшний день. Со времени церковного раскола в 1051 году она не желает иметь ничего общего с Ватиканом.

Со времени обретения Украиной в 1991 году независимости существует вторая православная церковь. Многие духовники и члены общины выступили против старой и более крупной православной церкви, подчиненной Московскому патриархату, а значит митрополиту Алексию II, и потребовали своего собственного руководства, независимого от России. Архиепископ Филарет создал Украинскую православную церковь, которую возглавил Киевский патриархат.

Ситуация осложняется тем, что на Украине существует и третья православная церковь, автокефальная (административно самостоятельная церковь), возникшая в результате подпольного сопротивления, направленного против государственной церкви.

Московские православные опасаются, что верующие будут переходить на сторону двух других православных церквей и особенно - греко-католической церкви, на сторону 'Папы-антихриста'.