Нынешний год является плохим для экономики Украины. В прошлом году она росла с темпом не менее 12,1%, но в первые семь месяцев 2005 года темп роста снизился до 3,7%. Более того, продуктивность сокращается почти ежемесячно. Объем промышленного производства в июле упал на 2,4% по сравнению с июлем прошлого года. Объемы строительства и инвестиций сокращаются еще быстрей. Прошлогодний огромный профицит торговли в последние месяцы исчез. Украина в нынешнем году со всей очевидностью идет к темпам роста всего 2-3%. Только баланс бюджета является положительным, поскольку Министерство финансов Украины проводит осторожную фискальную политику.

Это ухудшение было вызвано внутренней экономической политикой. Наибольшую тревогу вызывают широкие дискуссии по вопросу реприватизации предприятий. Другой проблемой является резко возросшее налоговое бремя (5-6% валового внутреннего продукта), что было необходимо для финансирования очень больших увеличений социальных выплат и окладов бюджетников. Третий вопрос - сильное вмешательство правительства в экономику, включая попытки регулирования цен на бензин, мясо и зерно, а также усиления государственных монополий. Удвоение тарифов на железнодорожные перевозки металлов также навредило экономике. Правительство действовало подобно государственной холдинговой компании, преследующей цель максимизации прибылей, но при этом забывающей о влиянии своих действий на частный сектор.

Между тем, это правительство не стало проводить никаких из множества обещанных и крайне необходимых либеральных реформ. Единственным позитивным шагом явилось запоздалое принятие половины из тех законов, которые были рекомендованы Всемирной торговой организацией (ВТО), ибо это было нужно для вступления Украины в ВТО в нынешнем году. Пока что не произошло никакой важной отмены регулирования, несмотря на множество разговоров об этом. Не было и сокращения налогов. Не было принято никаких финансовых законов, хотя на Украине до сих пор нет даже закона об акционерных обществах.

Короче, это правительство было абсолютным бедствием социалистического популизма. В придачу ко всему, оно развивало революционные темы в своих ожесточенных публичных нападках на отдельных бизнесменов и политиков, включая членов правительства. Поэтому стало большим облегчением, когда президент Виктор Ющенко воспользовался своими полномочиями, чтобы положить конец плохому общественному управлению. Ющенко благоразумно расстался с несколькими крупными бизнесменами, которые помогали финансировать и проводить его избирательную кампанию, поскольку их надежды делать деньги на своих постах стали еще одной его заботой.

Смена правительства знаменует собой конец Оранжевой революции. Тимошенко и преданные ей люди теперь ушли из правительства, и Тимошенко заявила, что ее политический блок останется независимым от блока Ющенко. Сейчас встает вопрос, с кем пойдут различные политики и бизнесмены. Вот уже длительное время Тимошенко поддерживают один давний олигарх, Александр Волков, а также, вероятно, вторая по величине олигархическая группа "Приват Групп" в Днепропетровске. Более 20 бизнесменов в парламенте недавно вступили в ее фракцию. Сенсацией стало то, что на сторону Тимошенко внезапно встали бывший глава администрации первого президента Украины Леонида Кучмы Виктор Медведчук и его Социал-демократическая партия. Любопытно, что в блоке Тимошенко, кажется, собираются реальные агитаторы Оранжевой революции и некоторые из наиболее скомпрометированных олигархов.

А тем временем другие присоединяются к Ющенко. Анатолий Кинах и его либеральная фракция промышленников и предпринимателей уже встали на его сторону. Спикер парламента Владимир Литвин, по-видимому, тоже решил поддержать Ющенко. На его стороне оказавшийся в трудном положении олигарх Виктор Пинчук и его партия "Трудовая Украина". Предполагается, что в состав нового правительства войдут примерно 10 бывших министров Кучмы с хорошей репутацией, которые способны мобилизовать в поддержку Ющенко от четырех до пяти центристских фракций в парламенте.

Крупные бизнесмены, которые всегда поддерживали Ющенко, в частности, Петр Порошенко, Давид Жвания и Евгений Червоненко, остаются ему верными, несмотря даже на то, что они покидают свои правительственные посты. В поддержку Ющенко высказался Кучма. Таким образом, старые либералы, прозападные политики и умеренные националисты, скорее всего, останутся с ним, в то же время, вероятно, на его сторону встанут и центристские олигархические фракции. Как ни странно, Социалистическая партия хочет остаться в правительстве и поэтому поддерживает Ющенко, хотя до настоящего времени она была значительно ближе к Тимошенко.

Пока без ответа остается самый важный вопрос: куда пойдет "Партия регионов", в которую входят бывший кандидат в президенты Виктор Янукович и ведущий украинский олигарх Ринат Ахметов. Ахметов, кажется, давно уже хочет помириться с Ющенко, а Янукович высказывается так, как если бы он склонялся на сторону Тимошенко.

Среди лидеров Оранжевой революции наметился внезапный политический раскол: сегодня группировки во главе с Ющенко и Тимошенко выступают друг против друга. Оба лидера мобилизуют на свою сторону значительные силы, в состав которых входят крупные бизнесмены. В идеальном сценарии вокруг Ющенко может быть образована политическая партия в американском духе, напоминающая Республиканскую партию США, а вокруг Тимошенко - несколько популистская партия в духе Демократической партии США. Малочисленная Социалистическая партия и еще более мелкая Коммунистическая партия останутся независимыми. В сценарии наихудшего случая произойдет фрагментация партий, как это было в Польше в 1990-1991 гг.

Испытание лакмусовой бумажкой наступит очень скоро, как только начнется формирование правительства Юрия Еханурова, а парламент станет обсуждать его кандидатуру. Предполагается, что он и Ющенко сделают все, чтобы парламент большинством голосов поддержал новое правительство; кажется, они уже заручились достаточно большим числом голосов.

В этой накаленной политической обстановке трудно представить себе более подходящего премьер-министра, чем Ехануров. Как председатель Фонда государственного имущества в период 1994-1997 гг., он успешно осуществил массовую приватизацию на Украине, чем завоевал себе высокую репутацию. Как первый заместитель тогдашнего премьер-министра Ющенко в 2000-2001 гг., он делал все, чтобы правительство хорошо работало. С 2002 года он является одним из лидеров фракции "Наша Украина" в парламенте и как председатель одного из парламентских комитетов он руководил принятием значительного числа экономических законов. Несмотря на многие годы в политике, он практически не нажил себе врагов. Ехануров, надо думать, сумеет как удержать вместе сторонников Ющенко, так и добиться того, чтобы правительство начало работать еще до запланированных на март будущего года парламентских выборов.

Еханурову ясно, что ему делать. За короткий период ему нужно сделать очень многое. Прежде всего, он твердо намерен прекратить бездумную кампанию реприватизации. Металлургический комбинат "Криворожсталь" будет, вероятно, реприватизирован, но ничего другого. Второе, давно готов к направлению в парламент проект многоаспектного закона, который отменяет примерно 3600 регулирующих положений. Третье, остающиеся законы, рекомендованные ВТО, уже находятся в парламенте, а Украине, если она рассчитывает вступить в ВТО в этом году, нужно, чтобы они вошли в силу не позднее, чем в октябре.

Четвертое, следует срочно пересмотреть очень популистский бюджет, который подготовило прежнее правительство, и который содержит очень мало, помимо дальнейшего увеличения социальных пособий и окладов бюджетников. В частности, нужно сократить большие расходы, а также объединить и сократить социальные налоги. Наконец, Еханурову, быть может, удастся протолкнуть некоторые из финансовых законопроектов, которые были подготовлены уже давно и ожидали своей очереди в парламенте. Нужно, в конце концов, сделать так, чтобы экономическая повестка соответствовала характеру экономического развития Украины, и тогда рост может вскоре возобновиться.

Есть все основания приветствовать смену правительства на Украине и перестройку украинской политики. Остается лишь посмотреть, как отреагируют избиратели.

Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, был советником российского правительства в 1991-1994 гг.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Андерса Аслунда на ИноСМИ.Ru

Россия: Зачем выбирать тупиковый путь? ("Johnson's Russia List", США)

Закат Путина и ответ Америки ("Carnegie Endowment", США)

Судилище и его последствия ("The Moscow Times", Россия)

Предательство оранжевой революции ("The Washington Post", США)

'Политическая карьера Путина, стремящегося к полному контролю, недолговечна' ("Council On Foreign Relations", США)

Опасность режима Путина ("The Weekly Standard", США)

Украина - единая и свободная ("The Weekly Standard", США)

Украина показала, что заслуживает независимости ("The Moscow Times", Россия)

Андерс Аслунд о ситуации на Украине ("The Washington Post", США)

Украинские избиратели не нуждаются в советах Москвы ("The Financial Times", Великобритания)

Слабый человек в Кремле ("Die Welt", Германия)

Дни Путина сочтены ("Der Standard", Австрия)

Украина на перепутье ("The Washington Post", США)

Путинская жажда власти губительна для России ("The Financial Times", Великобритания)

Путин одинок на вершине пирамиды власти ("The Moscow Times", Россия)

Что следует делать Соединенным Штатам на Украине ("In The National Interest", США)

Проклятие" России ("The Moscow Times", Россия)

Путин сам себя уничтожает? ("Taipei Times", Тайвань)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.