В ходе проходившего на прошлой неделе и посвященного 60-летней годовщине ООН саммита эта организация получила уникальную возможность заново определить свою роль в новом мировом порядке, возникшем после "холодной войны". Этот новый порядок лучше всего проиллюстрировало решение США и группы их ближайших союзников, включая Австралию, положить конец разрядке с Саддамом Хусейном, которому на протяжении нескольких десятилетий позволяли шантажировать мир, безжалостно подавляя и пытая иракцев. А дефицит значимости ООН при новом порядке лучше всего продемонстрировал тот факт, что это действие было предпринято, несмотря на - а не в результате - решения ее ключевых институтов, включая Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности.

К чести генерального секретаря ООН Кофи Аннана, доверие к которому оказалось сильно подорванным в результате скандала вокруг поставок нефти в обмен на продовольствие, он попытался добиться реформ ООН, создав комиссию из 16 членов, включая бывшего премьер-министра Австралии Гарета Эванса. Доклад комиссии содержал сияющую концепцию всеобъемлющих перемен. Но, как это обычно бывает, как только весь спектр имеющих право голоса в ООН - богатых и бедных, черных и белых, христиан и мусульман, демократичных и авторитарных - взялся за весла, стала вырисовываться намного более серая перспектива. После того, как ей пришлось иметь дело с не менее чем 700 поправками к первоначальному документу, Генеральная Ассамблея одобрила изменения в своем уставе и организационной структуре, которые означают собой шаг вперед по пути к значимой реформе, однако недостаточно существенный.

Плюсы далеко не иллюзорны: к их числу относится новая Миротворческая комиссия, которая будет помогать не дать выходящим из конфликта странам скатиться обратно к насилию. И в будущем Совету Безопасности будет позволено давать санкцию на прямое вмешательство в дела государств-членов в случае повторения ситуаций типа санкционированного правительством геноцида, с которым мы столкнулись в суданской провинции Дарфур. Но даже здесь формулировки первоначального проекта были серьезно размыты - как это произошло и с попыткой определить и осудить терроризм, которая села на мель антиизраильской зацикленности заметного меньшинства членов ООН.

Что же касается реформы Совета Безопасности, перестройки совершенно дискредитированной Комиссии по правам человека, прекращения распространения ядерного оружия и ОМП, а также предоставления генеральному секретарю определенных исполнительных полномочий, необходимых для предотвращения повторения ситуации с нефтью в обмен на продовольствие, то на всех этих важных фронтах не удалось добиться никакого прогресса. Похоже, что ООН никогда не сможет действовать едино, пока большинство ее членов не станет относиться к числу либеральных демократий - а тогда она больше не будет нужна.

Несомненно, главным вызовом мировому сообществу является бедность: свыше миллиарда наших собратьев существуют на менее чем один доллар в день. Но даже здесь ООН сошла на запасной путь, сложив все яйца в корзину фиксированных размеров помощи. Даже если такие нормы и были бы одобрены более состоятельными странами, ООН никак не хочет понять, что десятилетия помощи ухудшили, а не облегчили ситуацию с проблемой бедности в отдельных странах.

Как заявил саммиту президент США Джордж Буш, новой задачей в области борьбы с бедностью является интеграция бедных стран в мировую экономику, чтобы они могли полностью пользоваться плодами тех преимуществ, которыми обладают, например, наличием плодородных земель и низкой стоимостью рабочей силы. Однако продвижением на этом фронте займется не ООН, а намеченное на декабрь заседание Всемирной торговой организации в Гонконге.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.