Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Насколько безопасно небо над Балтией?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Набирает силу международный скандал, связанный с незаконным проникновением в воздушное пространство Литвы и аварией российского истребителя СУ-27. Не подтвердились первоначальные утверждения российских официальных лиц о том, что на самолете не было никакого вооружения. Как выяснилось, самолет был полностью экипирован: на его борту находились четыре боевых ракеты и авиационная скорострельная пушка с амуницией

Набирает силу международный скандал, связанный с незаконным проникновением в воздушное пространство Литвы

и аварией российского истребителя СУ-27. Не подтвердились первоначальные утверждения российских официальных лиц о том, что на самолете не было никакого вооружения. Как выяснилось, самолет был полностью экипирован: на его борту находились четыре боевых ракеты и авиационная скорострельная пушка с амуницией. Зачем российской стороне потребовалось распространять явную дезинформацию? Это первый вопрос, который взволновал общественность не только Балтии.

Согласно официальной версии России, истребитель в составе эскадрильи летел над нейтральными водами Балтйиского моря из Санкт-Петербурга в принадлежащую России Калининградскую область, а в 'навигационной системе летательного аппарата произошел сбой, по причине которого пилот отстал от группы, потерял ориентацию и случайно оказался на территории Литвы'.

Однако, похоже, после того, как самолет заблудился, он продолжал хорошо ориентироваться. Сначала истребитель направился к Шауляю, где, как известно, дислоцированы военные самолеты НАТО, патрулирующие воздушное пространство стран Балтии.

Затем СУ-27 последовал к Каунасу, где находится подразделение ВВС Литвы и откуда ведется управление полетами натовских истребителей с аэродрома Зокняй. Пилот СУ-27 майор Валерий Троянов катапультировался и приземлился недалеко от Каунаса. Примечательно и то, что год назад во время маневров в Белоруссии Троянов выполнял задание, в соответствии с которым он имитировал роль нарушителя воздушного пространства, который преследовали и вынудили приземлиться белорусские истребители. . .

Не будем спешить с выводами, поскольку эксперты еще не представили окончательное заключение по данному случаю. Посмотрим на происшедшее в широком контексте. 'Латвияс авизе' уже писала, что транспортная авиация военного ведомства России, мягко говоря, не всегда соблюдает порядок пересечения воздушных границ Латвии во время перелетов в Калининград и обратно. Менее месяца назад в СМИ появилась информация о нарушении воздушных границ Балтии неизвестным летательным аппаратом, для перехвата которого в небо были подняты два дислоцированных в Шауляе немецких истребителя Phantom-4. Однако они не обнаружили нарушителя.

Интересно, что этот случай не был оставлен без внимания русской прессой Латвии, официальной газетой российского военного ведомства 'Красная звезда'. Новость преподносилась в преувеличенно ироничном стиле: мол, натовские летчики, пытаясь оправдать свою необоснованную миссию в Балтии, 'направились на перехват какого-то мистического нарушителя воздушной границы'.

Однако в случившемся в Литве ничего мистического нет. Хорошо известно также, что наш сосед Эстония в последнее время неоднократно констатировала нарушение своих воздушных границ российскими военными самолетами. В связи с этими инцидентами МИДу РФ вручались ноты, в которых подчеркивалось, что такие случаи создают угрозу не только суверенному государству, но и безопасности воздушного сообщения. Официальная Москва не сочла нужным реагировать. Судя по информации СМИ, подобным образом Россия реагирует и на претензии Финляндии в связи с регулярным нарушением ее воздушных границ. Только в одном из недавних случаев Москва признала свою вину и принесла извинения Финляндии.

Возникает логичный вопрос: насколько безопасно небо Латвии? Проанализировав упомянутые инциденты и другие случаи, не отраженные в прессе, можно сделать вывод: в безопасности Балтии существуют определенные 'прорехи'. Россия при любом удобном случае не упускает возможности напомнить о том, что в латвийском местечке Аудрини 'в непосредственной близости от российской границы работает радар, с помощью которого осуществляется наблюдение за полетами не только над Латвией, но и над северо-западными регионами России', и это якобы является направленным против безопасности России действием.

Россия проявляет постоянное беспокойство о том, что в Латвии могут быть установлены другие радары для более надежного контроля за воздушным пространством. Россия заботится также, чтобы ВВС соседней с нами Белоруссии были обеспечены современными системами ПВО, способными сбивать любой воздушный объект, включая ракеты. Такой способностью обладает, к примеру, недавно поставленный Белоруссии комплекс С-300.

Не стоит ли странам Балтии принять аналогичные меры? Действующий в настоящее время в НАТО механизм защиты балтийского неба слишком тяжеловесен и недостаточно оперативен для быстрого предотвращения возможной угрозы. Не исключена вероятность того, что определенные силы в России используют несовершенство принятых в НАТО стандартов для разработки какой-либо новой военной стратегии, а воздушное пространство Балтии служит подходящим испытательным полигоном для тайной деятельности против НАТО'.