В Литве - огромнейший скандал, связанный с катастрофой российского истребителя СУ-27. Инцидент произошел почти две недели назад, когда российский истребитель СУ-27 упал вблизи деревни Йотишкес. Пилоту Валерию Троянову удалось благополучно катапультироваться. Однако литовские власти не на шутку были обеспокоены подобным 'десантом'.

В конце прошлой недели министры иностранных дел России и Литвы договорились, что инцидент с падением российского истребителя на литовской территории должен быть как можно быстрее расследован. Тем временем, генпрокуратура Литвы заявляет, что следствие по- прежнему не исключает версию о том, что самолет мог сознательно нарушить литовскую границу. Падение самолета вызвало обострение российско-литовских отношений. Литовские власти называют этот инцидент свидетельством того, что воздушное пространство этой, входящей в НАТО, страны пока еще недостаточно хорошо защищено от подобных проникновений. Литву особенно беспокоит, что на месте падения самолета были найдены ракеты, а также куски радиоактивного металла. В свою очередь, Россия обвиняет Литву в затягивании вопроса о выдаче летчика Валерия Троянова. В минувший четверг Россия отказалась от участия в запланированных двусторонних торговых переговорах в знак протеста против действий литовских властей. По официальной российской версии, проникновение самолета в литовское воздушное пространство и последующее крушение было вызвано отказом навигационного оборудования. Летчик Валерий Троянов остается в Литве до тех пор, пока литовские власти не убедятся, что он нарушил литовскую границу непредумышленно.

Обратимся к хронике прошедших событий. После приземления российского летчика его задержал наряд литовской полиции и доставил в полицейский комиссариат города Юрбаркаса, где прошел первый допрос и где ему была оказана первая медицинская помощь. Следует сказать, что в Юрбаркас довольно быстро прибыли военный атташе и другие работники российского посольства. На следующий день министерство обороны России извинилось перед Литвой по поводу инцидента и пообещало возместить убытки. Вскоре оказалось, что на разбившемся СУ-27 были четыре ракеты класса 'воздух-воздух'. В интервью литовскому телевиденью министр охраны края Гядиминас Киркилас, комментируя ход расследования, указал, что 'пилот говорит одно - и он уже поменял свои показания, - а генерал-майор Байнетов (эксперт с российской стороны - Авт.) - другое'.

Известный в прошлом литовский летчик Стасис Мурза высказывает сомнения относительно версии о технических неполадках самолета. По его словам, СУ-27 является одним из самых современных в мире истребителей, имеет мощную и к тому же многократно продублированную навигационную систему, с которой заблудиться практически невозможно. Он удивлен, как это в самолете, способном пролететь без дозаправки свыше 4 тыс. км. могло закончиться горючее, а также почему Калининградский центр управления полетами не прореагировал на изменение маршрута одним из ведомым им самолетов, и, наконец, почему, потеряв ориентацию, Троянов повел свою машину на низкой высоте в сторону Литвы (словно хотел остаться незамеченным радарами).

На требование российской стороны провести экспертизу 'черного ящика' в Москве литовский главком Валдас Туткус ответил, что Литва обратится за помощью к странам НАТО и Украине. Согласно позиции Вильнюса, российский специалист- дешифровщик может лишь присутствовать при расшифровке записей 'черного ящика'. Кстати, министр охраны края Литвы Киркилас заявил, что 'если вся эта акция была специально спланирована, а несчастный случай - разыгран, то тогда мы в этом черном ящике ничего не найдем, а все записи в нем - заранее сфальсифицированы'. Впрочем, в конце прошлой недели министр подчеркнул: 'Широко дискутируемая возможность преднамеренного нарушения границы, скорее всего, должна быть отвергнута. Сегодня нет фактов, подтверждающих эту версию'. Однако, как заявил министр, 'есть другая сторона вопроса'. Он подчеркнул, что российские самолеты, вооруженные боевыми ракетами, часто маневрируют рядом с литовской, Европейского Союза и НАТО границей и очевидно угрожают союзу Литвы с ЕС и НАТО. По его мнению, наибольшая опасность состоит в том, какие это самолеты и как они управляются. 'У них ломаются навигационные приборы, ими хаотично, без должной координации управляют с земли, когда даже опытный профессионал не может понять поступающие противоречивые программы', - заметил министр.

Помощник генерального прокурора Гинтарас Ясайтис заявил, что уже проводится расследование о нанесенном этой катастрофой ущербе литовской стороне. Посол США в Вильнюсе Стивен Малл, заявил, что 'Литва как сильная и надежная союзница НАТО не оставлена одна расследовать этот инцидент. Без сомнения, это происшествие беспокоит НАТО, и Альянс проводит свое расследование'. Он похвалил представителей литовских властей 'за их профессионализм и спокойную реакцию' при расследовании этого инцидента.

N175, вiторок, 27 вересня 2005

_________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Российский Су-27 сбил литовского полковника ("Telegraf", Латвия)

Дырявое балтийское небо ("Postimees", Эстония)

Россия и Литва: можем ли мы жить дружно? ("Delfi", Литва)

Насколько безопасно небо над Балтией? ("Latvijas Avize", Латвия)

Военные тайны ("Telegraf", Латвия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.