Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В бывшем Советском Союзе нищета и неравенство идут на убыль

Если раньше бедным был примерно каждый пятый, то сегодня - примерно каждый восьмой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на общераспространенное мнение, что в бывшем Советском Союзе разрыв между богатыми и бедными ширится, в опубликованном вчера исследовании Всемирного банка сделан вывод о том, что нищета резко сократилась во всем регионе, а неравенство уменьшилось после финансового кризиса в России в 1998 и в 1999 годах.

13 октября 2005 года. Несмотря на общераспространенное мнение, что в бывшем Советском Союзе разрыв между богатыми и бедными ширится, в опубликованном вчера исследовании Всемирного банка сделан вывод о том, что нищета резко сократилась во всем регионе, а неравенство уменьшилось после финансового кризиса в России в 1998 и в 1999 годах.

Сорок миллионов человек выбрались из нищеты в Восточной Европе и в странах бывшего Советского Союза в период 1998-2003 гг.; еще 61 миллион по-прежнему живет в бедности. Изучение семейного потребления, на котором базируется вышеназванное исследование, показывает, что, если раньше бедным был примерно каждый пятый, то сегодня - примерно каждый восьмой.

Исследование выяснило, что экономический рост и увеличение заработков являются главной силой, обеспечивающей уменьшение бедности, в то время как укрепление системы социального обеспечения играет более скромную роль. Граница бедности была в исследовании определена как ежедневный доход в 2 долл. США или менее в расчете на одного человека, что вдвое больше обычного глобального стандарта, с учетом того, что населению стран этого холодного региона приходится нести дополнительные расходы на обогрев жилища и теплую одежду.

Среди семей, которые остаются бедными, две трети людей работают, в отличие от остальной Европы, где бедность концентрируется в среде безработных.

За этой статистикой скрываются те бурные перемены, которые происходят при переходе от социализма с его системой централизованного планирования к рыночному капитализму. Рабочие переходят из государственных предприятий в частные компании и мигрируют из сельских районов в города, чтобы устроиться на работу в сферах строительства и услуг.

В России, где в разгар финансового кризиса бедность выросла вдвое и достигла 20%, к 2002 году (самый последний год, по которому есть статистические данные) она сократилась до 8,5%, то есть стала ниже, чем до кризиса. Предварительные данные обследования семей в 2003 и 2004 годах показывают, что бедность продолжает уменьшаться, заявил Руслан Емцов, старший экономист Всемирного банка и автор вышеназванного исследования.

Наибольший прогресс в сокращении бедности наблюдается в экономически динамичных столичных городах региона, а наименьший - в сельских районах. В Узбекистане 4% населения столицы Ташкент жили в бедности, в то время как в сельских районах таких было 55%. В Казахстане, в городах Астана и Алма-Ата бедных 2%, а в сельской местности - 31%.

"В некоторых местах рост сосредоточивается в столице и ее окрестностях, а остальная часть страны не имеет возможностей для роста", - сказал г-н Емцов.

Хотя в регионе в целом отмечен большой прогресс, он не был равномерным и полностью обошел некоторые места. Россия, Молдавия, Румыния, Венгрия и Казахстан оказались в числе стран, где бедность снижается наиболее быстро, в то время как в Грузии и в Польше она растет.

Неравенство уменьшилось на всей территории бывшего Советского Союза, потому что рост доходов населения был пропорционально более высоким среди бедных, чем среди богатых, сказано в исследовании.

Но в долгосрочной перспективе потенциально тревожным является то, что, если страны бывшего Советского Союза на данный момент создали достаточно рабочих мест, чтобы компенсировать те, что были ликвидированы, то Восточная Европа этого сделать не сумела.

Темпы сокращения бедности могут замедлиться, поскольку бедность как таковая становится более сконцентрированной среди тех, у кого недостаточное образование, профессиональное умение и мобильность, чтобы воспользоваться вновь открывающимися возможностями.

"Сумеет ли экономический рост победить бедность?", - спрашивает г-н Емцов. - "Ответ такой: если нынешние темпы роста сохранятся, то для сокращения бедности потребуется очень большой срок. Влияние экономического роста на бедность будет снижаться по причине того, что не удается создавать новые рабочие места взамен тех, что ликвидируются".