Что можно сделать для того, чтобы России были важны хорошие отношения со всем Европейским Союзом, а не только с Германией и Францией? Не исключать возможности ее членства в ЕС и убедить россиян в том, что мы поддерживаем эту идею.

То, что польско-российские отношение в последнее время подверглись значительному ухудшению, никому доказывать не надо. Столь же очевидно и то, что напряженность на линии Варшава-Москва отражается на наших отношениях с другими государствами Европейского Союза, прежде всего, с Германией. У нас не получается убедить европейских партнеров в правильности наших аргументов в спорах с Россией; также мы не представляем оптимального с точки зрения не только наших интересов, но и интересов ЕС видения отношений Евросоюза с Россией. Наши цели неясны, а концепции решения проблемы у нас нет.

По сути, нравится нам это или нет, но именно нас считают теми, кто ищет ссор с Москвой. Нередки такие диагнозы, как, например, поставленный французским еженедельником 'Le Nouvel Observateur': 'Национализм и русофобия отравляют политическую жизнь в Польше' (1 сентября). Тем большего внимания заслуживает анализ, проведенный недавно Сабиной Велькнер (Sabina Wolkner), берлинским политологом из Deutsche Gesellschaft fur Auswaertige Politik. Она предлагает следующий рецепт по снятию напряженности между Польшей и Россией: 'Брюссель должен оказывать давление на Москву с тем, чтобы она вновь начала расследование по катынскому делу. Инвестиции ЕС должны послужить стимулом для России в проведении демократических реформ; при этом они должны быть тесно увязаны с осуществлением последних. В случае нарушения демократических обязательств, ЕС должен воспользоваться своим положением главного экономического партнера России, чтобы оказать давление на администрацию Путина. Если удастся решить катынскую проблему и сдержать авторитарные тенденции в России, то стремление поляков к изоляции России ослабнет, а динамика конфликта между Польшей и Россией будет приостановлена' ('die tageszeitung', 20 августа).

В нескольких предложениях автор выразила четкую стратегию совместных действий ЕС по отношению к России. В необходимости проведения такой стратегии мы должны убеждать наших партнеров по ЕС. Однако, стоит отметить, что предложение Велькнер о том, чтобы европейские инвестиции служили стимулом России для проведения демократических реформ - а не для усиления авторитарных тенденций, чему служат сегодня немецкие инвестиции - предполагает нечто большее, чем снятие напряженности между одним из новых государств ЕС (Польшей) и крупнейшим восточным соседом Евросоюза (Россией). По сути, оно предполагает возможность ни больше, ни меньше, как европеизации России.

Вопрос заключается в том, что означала бы такая европеизация России? И была бы она выгодна для Польши?

Прежде всего, нужно сказать, что задающий вопрос о шансах европеизации для России принимает к сведению то, что Россия европейской страной не является (ведь иначе ее не нужно было бы европеизировать). Однако, с точки зрения европейских интересов (но, как можно предполагать, также и российских) важно, чтобы как во времена Петра I и позднее, до 1917 г., эта страна подражала европейской, а не какой-то другой конкурирующей модели модернизации. Стоит напомнить, что именно перспектива членства в ЕС придает сегодня импульс реформам на Украине: эта страна прилагает немалые усилия к тому, чтобы приспособить экономическое и административное право к европейским стандартам, давая возможность убедиться в своей правоте тем странам, которые - как Польша, балтийские и скандинавские государства - выступают за начало переговоров с Киевом о вступлении. Однако, важнее всего то, что, благодаря этому, Украина идет вперед в деле собственной модернизации.

Для Украины 'двери ни закрыты, ни открыты', как недавно заявила комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner). Национальные интересы Польши требуют, чтобы эти двери были открыты как можно скорее и как можно шире. Однако стоит задуматься над тем, не подходит ли эта несколько сюрреалистическая формула госпожи комиссара к России - и не в наших ли интересах именно такая, 'пророссийская' политика ЕС?

Выгоды очевидны. Во-первых, нам это ничего не стоит - кто бы стал критиковать Варшаву за провозглашение идеи о том, что не следует априори исключать какую-то, несомненно, далекую перспективу членства для России? Нуждающаяся в российском газе Германия? Русофильская Франция? А, может, сама Россия? Стоит озвучить это предложение хотя бы для того, чтобы увидеть мину Путина!

Во-вторых, если бы Россия действительно когда-нибудь вступила на путь интеграции с ЕС, то ей пришлось бы идти по нему не меньше, чем Турции; а она стучится в Европу уже почти полвека и все еще не уверена в том, что добьется своего. Евросоюзу не может быть все равно, по каким правилам управляется государство, являющееся одним из его крупнейших соседей - а процесс европеизации Турции идет, причем с выгодой как для этой страны, так и для Европы.

В-третьих, если перед Россией будут оставлены 'не открытые, но и не закрытые двери', то это создало бы рамки для политики ЕС по поддержке европейских тенденций в России. Под ними следует понимать демократизацию и модернизацию государственных институтов, создание открытого общества, реальную федерализацию страны и подлинную либерализацию экономики. ЕС нужна политика по поддержанию таких тенденций.

Сегодня Российская Федерация - это государство, в котором проживает более ста народов, пользующихся собственными языками, которые нередко переживают ренессанс, как в Татарстане, и имеющих собственные автономные республики, которые по-прежнему, хотя и в разной степени, пользуются независимостью от Кремля. Как организовать эту многонациональную - а не только многоэтническую, как в США - мозаику? Решения, выработанные ЕС, например, в области политики в отношении меньшинств, могут оказаться привлекательными для многих групп на территории Российской Федерации; особенно, если централизаторские устремления нынешней кремлевской администрации столкнутся с сопротивлением автономных республик, что весьма вероятно. Стоит помнить о том, что уже сегодня каждый шестой российский гражданин - мусульманин, а ислам в России - религия живая, в отличие от православия, которое не в состоянии возродиться само без прямой поддержки Кремля. Добавим к этому, что у мусульман гораздо лучшие демографические перспективы, чем у русских.

Сегодня Россия переживает экономическое prosperity, связанное с экспортом стратегических ресурсов. В этой связи представители Кремля и сторонники его нынешней политики нередко высказываются о ЕС с чувством превосходства. Например, Валентин Федоров из Института Европы РАН на недавнем Экономическом форуме в Крынице (Krynica) предрекал Европейскому Союзу судьбу. . . Косово: по его мнению, России нет смысла связываться с Европой, стоящей перед лицом демографического кризиса, ростом национальных партикуляризмов и экономического застоя, а, в более отдаленной перспективе, зависимости от российских энергоресурсов. Тем более, что интеграция с ЕС свела бы Россию, являющуюся, по мнению Федорова, державой глобальной до уровня региональной державы.

Вашими бы устами да мед пить, как говорят русские. Ведь именно Россия погружена в кризис, и Российская Федерация стоит перед угрозой распада, как 15 лет назад Югославия, в которой доминировали сербы. К сожалению, ЕС не предпринимает достаточных, а, вернее, никаких усилий, для того, чтобы показать себя России в качестве привлекательного образца модернизации, соответствующего национальной структуре и потребностям этой страны.

Ведь европеизация России должна заключаться не в том, чтобы ее за уши тянули в Европу - где ее ничто не хочет, и куда она сама пока не собирается, а в том, чтобы в ЕС она увидела для себя образец политического устройства.

Конечно, можно сказать, что нет смысла предлагать что-либо нынешней правящей команде в России. Похоже, что и российские интеллектуальные элиты не заинтересованы Европой. Молодым россиянам сегодня легче поехать учиться в США, чем в Европу, а мусульмане Российской Федерации ориентируются в свою очередь, на арабские страны, Малайзию. Турцию. Позиция Европы как цивилизационного и культурного ориентира в сегодняшней России слаба.

В немалой степени это связано с распространенным среди россиян (и оправданным) убеждением в том, что Европа 'вычеркнула Россию'. Старые члены ЕС заботятся исключительно о своих экономических интересах - по их мнению, Путин как раз подходит на роль президента России. В свою очередь, большинство новых стран не в состоянии освободиться от 'российского комплекса' и лидируют в этом, увы, поляки. Мы не смогли заметить, что в России уже выросло новое поколение людей, лишенных советских реакций и свободных от антиполонизма. Этого нельзя сказать о нас, смотрящих на Россию и россиян через призму самых абсурдных стереотипов, которые упорно распространяют серьезнейшие газеты.

Как легко быть украинофилом в Польше сегодня! А еще 15 лет назад это было невозможно. Теперь свидетельством нашей политической зрелости должна стать переоценка отношения к России. Можно начать с самых простых вещей: например, с осознания того, что стереотип 'русского', который, независимо от возраста и образования дышит жаждой исторической ревизии и возрождения империи, так же ложен, как представление об украинце, затаившегося с ножом в зубах за углом каждой польской хаты.

Печальная правда такова, что в России антиполонизм - это явление, вдохновляемое властями (впрочем, с жалкими результатами), а в Польше русофобия - то есть страх перед 'русскими', вкупе с убежденностью в их чуждости и цивилизационной неполноценности по отношению к нам - явление всеобщее. В этом выражается наша несвободная ментальность бывших подданных империи, которая на самом деле существует только в одном месте - в наших головах.

Александр Качоровский - славист, заместитель главного редактора еженедельника 'Forum'. Статья была написана при поддержке European Cultural Foundation, Амстердам (www.eurocult.org).

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

10 лет плевков в сторону России ("Nie", Польша)

Вымирающая Россия ("Wprost", Польша)

Танец с медведем ("Tygodnik Powszechny", Польша)

Неудачный путинский подвох ("Polonia", Польша)

'Польский комплекс' России и территория УЛБ ("Kultura", Польша)

Бить и запугивать - это традиционный метод русских ("Wprost", Польша)

Оглядываясь на Москву ("Przeglad", Польша)

Россия должна начать уважать Польшу ("The Financial Times", Великобритания)

Московские бесы ("Wprost", Польша)

Антироссийский патриотизм ("Przeglad", Польша)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.