Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия стремится к сотрудничеству

Россия стремится к сотрудничеству picture
Россия стремится к сотрудничеству picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Межэтнические и религиозные конфликты, терроризм и воинствующий сепаратизм, незаконный оборот оружия и наркотиков в последнее время приобрели транснациональный характер и в настоящее время, несмотря на противодействие ведущих стран мира, представляют серьезную угрозу для благополучия каждого государства. В этих условиях у Европы нет иного пути, кроме создания всеобъемлющей системы безопасности и сотрудничества, учитывающей интересы всех европейских стран и международных организаций

Сегодня и завтра российский президент Путин находится с государственным визитом в Нидерландах. Министр обороны Сергей Иванов рассказывает о связях России с НАТО

Межэтнические и религиозные конфликты, терроризм и воинствующий сепаратизм, незаконный оборот оружия и наркотиков в последнее время приобрели транснациональный характер и в настоящее время, несмотря на противодействие ведущих стран мира, представляют серьезную угрозу для благополучия каждого государства. В этих условиях у Европы нет иного пути, кроме создания всеобъемлющей системы безопасности и сотрудничества, учитывающей интересы всех европейских стран и международных организаций.

Примечательно, что в сфере международных отношений мы - не первые, кто выступает за такую стратегию. Как известно, более ста лет назад Россия и Нидерланды первыми сделали уверенные совместные шаги в этом направлении, предложив ведущим мировым державам провести в Гааге Конференцию мира. Это была первая попытка международного сообщества спасти грядущие поколения от бедствий войны. Конференция мира 1899 года по праву считается колыбелью многосторонней дипломатии, прообразом Лиги наций, ООН и других международных форумов.

Сегодня, на новом витке истории, перед мировым сообществом вновь встала задача поиска таких политико-дипломатических, экономических и военных рычагов, использование которых отвечало бы любым угрозам как региональной, так и глобальной безопасности. Не вызывает сомнений, что важную роль в этом процессе призвано сыграть сотрудничество России и НАТО.

Ключевым событием в формировании качественно новой модели этого сотрудничества, безусловно, стал Римский саммит Россия-НАТО 2002 года, на котором была подписана Декларация о создании Совета Россия-НАТО. По прошествии трех лет можно уверенно констатировать, что в целом российская сторона удовлетворена политическим и практическим наполнением положений Римской декларации. Иными словами, формат Совета Россия-НАТО выдержал испытание временем.

Наши отношения действительно обретают новое качество и возможности для практический реализации в области борьбы с терроризмом и противодействия распространению оружия массового уничтожения, пресечения наркотрафика и проведения совместных миротворческих операций, повышения оперативной совместимости войск и формирования ПРО (Противоракетной обороны) европейского ТВД (театра военных действий), тесного взаимодействия в рамках Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве и Соглашения по спасанию экипажей аварийных подводных лодок.

Под эгидой Совета регулярно проводятся встречи на уровне министров обороны, работают на постоянной основе порядка 20 специализированных групп, каждая из которых нацелена на конкретные результаты. Определенные успехи в отношениях Россия - НАТО достигнуты при осуществлении сотрудничества в области ПРО театра военных действий.

С инициативой о нашем сотрудничестве в этой области в 2000 году выступил Президент Российской Федерации. Эта идея была закреплена в решении Совета Россия - НАТО. Мы намерены и в дальнейшем развивать взаимодействие в этом направлении.

Вместе с тем следует признать, что в нашем сотрудничестве сегодня существует и целый ряд проблем. И мы были бы плохими партнерами, если бы не замечали их и не выносили на открытое обсуждение. Мы за то, чтобы все происходящие в наших отношениях процессы развивались транспарентно, а не так, как это было при вступлении в НАТО стран Балтии, когда буквально с первого дня там началось демонстративное патрулирование воздушного пространства боевыми самолетами альянса. А разве в этом регионе происходит что-либо угрожающее международной безопасности?

Принципиально разные позиции у нас с НАТО и в отношении к судьбе Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Россия уже ратифицировала адаптированный Договор об обычных вооруженных силах, в то время как государства НАТО продолжают настаивать на искусственной увязке ратификации Договора с выполнением Москвой Стамбульских соглашений. Страны Балтии пользуются этим, чтобы не подписывать этот Договор и, таким образом, продолжают оставаться 'серой зоной', не доступной для международного контроля над военной деятельностью.

В целях урегулирования ситуации Москва предприняла вполне конкретные шаги, начав вывод своих военных баз из Грузии и ведя непростые переговоры с Приднестровьем. Однако государства альянса так и не приступили к выполнению своих обязательств в отношении адаптированного Договора.

Определенную озабоченность у нас вызывает и информация о возможном развертывании в Восточной Европе американских пусковых установок противоракет шахтного базирования. Мы считаем, что выбор места дислокации этих комплексов с точки зрения противоракетной безопасности США, является весьма спорным, а само решение об их размещении может негативно сказаться на всей системе евроатлантической безопасности.

Также нужно откровенно признать, что, несмотря на принятие Советом Россия-НАТО соответствующего плана действий, мы не смогли достичь более высокого уровня координации и в борьбе с терроризмом. Ведь совершенно очевидно, что главными условиями успеха антитеррористической борьбы являются единство позиций ее участников и четкая координация их дипломатических, политических, экономических и, конечно же, военных усилий.

В заключение хочу еще раз повторить, что Совет Россия-НАТО действует три с небольшим года и было бы наивным ожидать решения всех проблем за столь короткий срок. Необходимо время, но еще более необходима добрая воля, решимость действовать, двигаться навстречу друг другу, шаг за шагом преодолевая взаимное недоверие, оставшееся нам в наследство от эпохи 'холодной войны'.

Показательной в этом смысле является ситуация, сложившаяся в начале августа у берегов Камчатки, когда экипаж российского батискафа АС-28 попал в сложное положение, и мы были вынуждены обратиться за помощью к нашим британским и американским коллегам. Российские моряки были спасены из подводного плена во многом благодаря профессиональным действиям специалистов королевских военно-морских сил Великобритании. В знак благодарности за это Президент России Путин во время своего недавнего визита в Лондон вручил английским спасателям государственные награды нашей страны.

Этот пример дает достаточно веские основания для уверенности в том, что и в дальнейшем взаимодействие между Россией и НАТО будет приносить практическую пользу.

Автор статьи - министр обороны Российской Федерации. Он написал эту статью в связи с государственным визитом президента Путина в Нидерланды.

____________________________________________________________

Сергей Иванов: 'Необходимо более жесткое отношение к проявлениям религиозного экстремизма' ("El Pais", Испания)

Сергей Иванов: Уроки 'Дня Д' не должны быть забыты ("The Financial Times", Великобритания)