Москва, 17 ноября 2005 года. Швейцарские судебные приставы наложили арест на десятки взятых напрокат у Москвы шедевров импрессионистов в рамках длительной кампании одного пожилого бизнесмена за возврат Россией долга.

Конфискация картин, застрахованных на 720 млн. английских фунтов стерлингов и включающих произведения Дега (Degas), Ренуара (Renoir), Ван Гога (Van Gogh), Пикассо (Picasso) и Монэ (Monet), вызвала негодование в России.

Швейцарское правительство вчера вечером отменило решение кантонального суда, который вынес постановление о конфискации картин, и дало разрешение на их вывоз на родину - но уже после того, как разразился дипломатический скандал.

"Хотя эти произведения живописи хранятся в России, они являются наследием людей всего мира и как таковые неприкосновенны", - заявил в Государственной думе РФ ее спикер, Борис Грызлов.

Судебные приставы при поддержке полиции остановили грузовые автомобили, которые везли картины обратно в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве после 5-месячной экспозиции в городе Мартини.

Захват стал следствием судебного постановления по иску восьмидесятитрехлетнего еврея Нессима Гаона (Nessim Gaon) родом из Судана, ныне гражданина Швейцарии, который в годы второй мировой войны служил в британской армии.

Г-н Гаон утверждает, что российское правительство должно его компании "Noga" сотни миллионов фунтов после того, как в 1992 году оно аннулировало сделку, в соответствии с которой "Noga" поставляла в Россию продукты питания в обмен на нефть. Стокгольмский арбитражный суд в 1996 году постановил, что Москва обязана выплатить компании "Noga" 70 млн. фунтов, но Москва возражает против условий возврата долга.

Г-н Гаон использует для возврата своих денег исключительную тактику. После постановления суда от 2001 года он осуществил захват второго в мире по величине российского парусного судна "Седов" во время визита доброй воли в порт Брест.

Позднее в том году он чуть было не захватил два российских истребителя на авиационной выставке в Ле-Бурже. Пилотам удалось улететь в безопасное место до прибытия судебных приставов.

Опасаясь повторения событий такого рода, российские ВВС с тех пор не принимают участия ни в каких выставках в Западной Европе.

На этот раз, однако, г-н Гаон вступил в борьбу с не менее горячей восьмидесятитрехлетней женщиной, Ириной Антоновой, которая является директором Музея изобразительных искусств имени Пушкина с 1961 года. "Это совершенно незаконная акция, и способ ее осуществления является варварским и нецивилизованным, - сказала она еще до того, как произведения искусства были освобождены из-под ареста. - Произведения искусства не должны быть заложниками экономических или политических споров между государствами".

Но найдутся в мире искусства, особенно в Германии, такие личности, кто, быть может, почувствовал удовлетворение от вчерашней драмы.

Многие произведения искусства были захвачены Красной Армией после падения Берлина в 1945 году как военные трофеи. В числе тех, кто участвовал в их перевозке в Москву, была и молодая г-жа Антонова.

Российские власти оказываются признавать, что до 1994 года в их распоряжении находилась большая часть произведений искусства, и этот спор годами осложнял отношения с Германией.

Г-жа Антонова отвергла любые параллели между захватом принадлежащих пушкинскому музею картин и нахождением в России произведений немецкого искусства.

Она заявила: "В нашем случае мы великодушно направили превосходную выставку в Швейцарию, чтобы порадовать швейцарских любителей живописи, и они за это написали нам множество благодарностей".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.