Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина: Долгий путь на Запад

Украина приходит через год после Оранжевой революции к трезвому выводу о том, насколько еще велико влияние Москвы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внешняя политика Украины и с приходом президента Виктора Ющенко строится в силу географического положения страны, исходя из наличия двух полюсов: России и ЕС. Однако Ющенко в отличие от Леонида Кучмы действительно сворачивает в сторону Брюсселя, давая сначала сигнал поворота в сторону Брюсселя, а не Москвы

Внешняя политика Украины и с приходом президента Виктора Ющенко строится в силу географического положения страны, исходя из наличия двух полюсов: России и ЕС. Однако Ющенко в отличие от Леонида Кучмы действительно сворачивает в сторону Брюсселя, давая сначала сигнал поворота в сторону Брюсселя, а не Москвы.

Главная внешнеполитическая цель Украины - вступление в ЕС и НАТО. Между тем, после периода европейской эйфории по поводу возможности быстрого вступления Украины в ЕС, имевшей место в первые недели президентства Ющенко, теперь доминирующее место занимает настроение отрезвления. Пришло понимание, что получение членства в ЕС может оказаться длительным процессом, включающим проведение целого ряда решительных, а потому непопулярных реформ. Тем более, что страны ЕС после провала референдумов по конституции во Франции и в Нидерландах испытывают еще меньшую, чем прежде, готовность открывать Украине путь к членству. С другой стороны, страны ЕС не могут и не хотят держать перед дверями крупнейшую по территории европейскую страну, имеющую тысячелетнюю христианскую культуру и признающую европейские ценности. К тому же по многим показателям в области экономики, образования, политики она не уступает Турции, если не опережает ее, отставая от нее лишь по немногим показателям. Поэтому форма 'ассоциированного членства' могла бы стать самым реалистичным способом привязки Украины к ЕС. В связи с этим Киев хотел бы после демократически проведенных парламентских выборов, намеченных на 31 мая 2006 года, начать переговоры с Брюсселем об ассоциированном членстве. Отказ Брюсселя мог бы привести только к остановке процесса реформ на Украине, оттеснению ее в определенной мере из-за экономических связей в сторону России. А это могло бы привести к усилению имперских тенденций в Москве.

На Украине по вопросу вступления в НАТО общественного консенсуса не существует. Эта тема, в отличие от вступления в ЕС, играла в избирательной кампании Ющенко подчиненную роль. Украина надеется, что в НАТО ее примут в 2008 году. До того времени страна, по словам министра иностранных дел Бориса Тарасюка, проведет необходимые реформы. Решать вопрос о вступлении в НАТО, как и в ЕС, Ющенко собирается с помощью референдумов.

Ющенко понимает, что существует тесное переплетение украинской и российской экономик. Он хочет жить с Россией, но не под ее диктатом. Выступая 12 апреля перед студентами в Варшаве, Ющенко заявил, что хочет поддерживать с российским соседом 'ясные, честные и открытые' отношения. Для него Россия - 'вечный стратегический партнер', партнер, с котором он хочет разговаривать только на равных. Ющенко ведет теперь переговоры с Россией не в духе славянской сентиментальности или советской ностальгии, а исходя из украинских интересов. Для Москвы это ново и непривычно.

Главная проблема Киева в отношениях с Москвой - зависимость Украины от поставок российского газа. Кремль пользуется этим и с 2006 года повышает цену на 29 миллиардов кубических метров газа, который Украина закупает в России, почти в четыре раза. Киев в ответ на сокращение объемов транзита российского газа не может пригрозить какими-то контрмерами, поскольку зарабатывает на этом транзите. Если Кремль официально объясняет повышение цены желанием довести ее до уровня на мировом рынке, то и Украина могла бы использовать такой же аргумент, повышая стоимость транзита, что, правда, уменьшает ценовой шок только вдвое, поскольку стоимость транзита на мировом рынке возросла не так сильно, как цена на газ. И если в 2006 году Украина закупит 39 миллиардов кубических метров газа в Туркмении, по стоимости, равной четверти российской цены, то для этого необходимо согласие Москвы, так как у Украины и у Туркмении нет своих газопроводов, и потому они вынуждены пользоваться трубопроводами 'Газпрома'. Россия перед парламентскими выборами на Украине, намеченными на 31 марта 2006 года, в целях профилактики решительно продемонстрировала Киеву газовую зависимость страны, дав понять, что новому правительству в случае хорошего политического поведения будет гарантирована скидка с цены.

Впрочем, поскольку курс в направлении ЕС является для Ющенко высшим, не подлежащим обсуждению приоритетом, Украина не будет участвовать ни в одном российском проекте или в проектах под управлением России, способных создать проблемы или помешать вступлению в ЕС или в НАТО. Во время своего визита в Польшу в середине апреля Ющенко подчеркивал, что Украина готова говорить о едином экономическом пространстве с Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном только в том случае, если там не будет никаких наднациональных структур, и это не помешает интеграции Украины с Европой. Ющенко идет еще дальше: он хочет активизировать деятельность ГУУАМ - (рыхлого) союза государств в составе Грузии, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии, находящегося полностью вне российского влияния и ориентирующегося на европейские нормы и ценности, - и при негласной поддержке США взять в нем на себя руководящую роль. Украина, по словам ее министра иностранных дел, в силу своего потенциала и своего положения способна стать ведущей региональной державой.

Договор, заключенный Ющенко 22 сентября со своим оппонентом Виктором Януковичем, внешнеполитические вопросы не затрагивает. Изменения могут произойти после очередных парламентских выборов, которые пройдут согласно конституции, вступающей в силу с 1 января 2006 года. Кандидатуру главы правительства, которого, как и прежде, будут предлагать президент и парламент, будет рекомендовать президенту наиболее влиятельная партия. Кроме того, парламент должен назначать всех министров.

Согласно опросам общественного мнения, 'Партия регионов' Януковича и блок недавно отправленной в отставку главы правительства Юлии Тимошенко получат по 20 процентов голосов избирателей. Партия председателя парламента Владимира Литвина 'За единую Украину!' может набрать пять процентов голосов, почему возникнет необходимость создания коалиционного правительства. Поскольку Юлия Тимошенко является по отношению к Януковичу политическим полюсом и в связи с увольнением с поста главы правительства недовольна Ющенко, то она, видимо, не пойдет на такую коалицию. Это, вероятно, означает, что придется ждать появления коалиции партий Ющенко, Януковича и Литвина. Даже если по новой конституции кандидата на пост министра иностранных дел парламенту предлагает президент, он все же будет вынужден ориентироваться на существующее соотношение сил. Во внешней политике нового украинского правительства должны найти свое отражение представления и интересы партий, входящих в коалиционное правительство, в том числе Януковича.

Это могло бы означать, что украинский поезд в направлении членства в НАТО и ассоциированного членства в ЕС будут достаточно сильно тормозить - в духе Москвы, - по меньшей мере, до той поры, пока НАТО и ЕС не предложат Кремлю что-то в обмен на его согласие относительно западных амбиций Украины.

Автор материала - профессор политологии университета в Зигене, работает в Немецком институте международной политики и безопасности Фонда науки и политики в Берлине.