Эстония избрала необычный путь к демократии. Во время бескровной 'поющей революции', начавшейся в 1988 году, эстонцы в массовом порядке собирались на главной площади города Таллинна и пели запрещенные национальные песни и произведения рок-групп.

Проложив таким образом свою дорогу к демократии, эта крохотная страна с менее чем полуторамиллионным населением, втиснутая между Россией, Латвией и Финским заливом, сумела доказать, что она мастерски осваивает новые технологии. Несмотря на то, что на развитие информационных технологий выделяется менее 1 процента государственного бюджета, страна стала одним из мировых лидеров в вопросах развития электронного управления.

По данным статистического органа Еврокомиссии Eurostat, все основные бытовые и коммунальные услуги в Эстонии, оказываемые коммерческим организациям, могут полностью регулироваться в онлайновом режиме. Почти все эстонские компании, имеющие доступ в Интернет (а таких 87 процентов), заходят на вебсайты органов государственной власти и местного управления, в то время как в Великобритании таких компаний всего 36 процентов.

Став новой демократией, Эстония начала создавать свое государство с нуля, используя при этом новейшие технологии. Там не существовало громоздких систем власти, унаследованных от старого режима, поскольку бывшие советские руководители республики покинули свои посты. Поэтому некому было сдерживать развитие системы электронного правительства, не нужно было принимать решения о сокращении аппарата.

'У нас была масса недостатков, которые мы сумели превратить в преимущества, - говорит Март Лаар (Mart Laar), экс-премьер Эстонии и основной архитектор политики правительства в области электронного управления. - Самым большим недостатком было то, что мы не располагали большими ресурсами для создания системы электронного управления, и это пошло только на пользу, поскольку мы были вынуждены налаживать партнерские отношения между общественным и частным сектором'.

За относительно короткий промежуток времени Эстония разработала впечатляющий спектр электронных услуг в государственной и общественной сфере. В прошлом месяце впервые выборы в местные органы власти проводились при помощи электронной системы голосования, что дало избирателям возможность заполнять и отправлять свои бюллетени в онлайновом режиме. 'Эстония - это единственная страна, где все выборы были полностью проведены в электронном формате, - говорит Лаар. - Наше правительство - единственное, где работа ведется без бумажной волокиты в онлайновом режиме'.

Небольшие размеры страны заставили ее избрать творческий подход к современному государственному управлению. 'Эстония - одна из самых маленьких в мире стран, - говорит генеральный директор эстонской торгово-промышленной палаты Сиим Райе (Siim Raie), - нам приходится действовать эффективно и оптимально при исполнении своих управленческих и административных функций. Онлайновые решения дают великолепную возможность для сближения власти с народом. У Эстонии гибкое общество, в котором за последнее десятилетие произошли огромные перемены'.

В 2003 году был создан портал, предоставляющий единый доступ ко всем государственным органам. Пользуясь этим порталом, можно получать образцы различных документов, вести дела и решать вопросы с государственными учреждениями, а также просматривать свои личные данные с использованием для проверки прав доступа специальной цифровой карточки. Предметом особой гордости правительства является обязательное для всех электронное удостоверение личности, которое по состоянию на май месяц было выдано 80 процентам граждан этой страны.

Эхо эстонских инноваций разносится за пределы стран Балтии. 'Я прочитал лекцию [об электронных удостоверениях личности] ряду людей, в том числе, лидеру Шотландской национальной партии, - говорит Ивар Талло (Ivar Tallo), в прошлом депутат эстонского парламента и советник президента по внешней политике, а ныне руководитель таллиннской академии электронного управления. - Спустя несколько недель он написал, что пересмотрел свою позицию по вопросу электронных удостоверений личности'.

Созданная в 2002 году эстонским правительством академия, предназначенная для обучения иностранных политиков и государственных деятелей, подготовила специалистов из 26 государств по вопросам использования информационных технологий в государственном секторе и воодушевила на дальнейшую работу в этом направлении специалистов даже из таких далеких стран, как Руанда.

Для тех, кто реализует системы электронного управления, главный совет заключается в том, что в этой работе важно запастись терпением. 'Даже если у вас есть неотразимая программа, которая должна понравиться всем, вам понадобятся не только деньги и политические решения, но и время, чтобы люди привыкли заниматься делами по-новому', - говорит Талло. Когда в 1999 году ввели систему электронной оплаты индивидуального подоходного налога, этой услугой воспользовались лишь 2 процента налогоплательщиков. А в текущем году к ней прибегли 76 процентов людей.

Для Карен Риц (Karen Rits), возглавляющей подразделение информационного общества в эстонском министерстве экономики и связи, важнейшее значение имеет помощь сверху. 'Мы всегда пользовались мощной политической поддержкой, независимо от того, какие партии находились у власти и определяли вопросы развития информационного общества. Будучи маленькой страной с относительно ограниченными ресурсами, мы были вынуждены обеспечивать максимальную рентабельность и прозрачность', - говорит она.

'Мы считаем важным то, что государство все более активно участвует в развитии электронных услуг, которые не только приносят доход ему самому, но и дают выгоды гражданам'.

Такие впечатляющие успехи в деле развития электронного управления - это замечательно, однако правительство Великобритании прекрасно знает, что хорошие электронные услуги не гарантируют их быстрого признания. Чтобы услуги электронного правительства дошли до конечного пользователя, для которого они предназначены, в том числе, до людей, не имеющих доступа к Интернету, была начата программа 'Vaata Maailma' ('Взгляни на мир'). Финансируемая из частных источников, эта программа нацелена на бесплатное базовое компьютерное обучение пожилых людей и инвалидов по месту жительства. По словам Лаара, она пользовалась огромным успехом, поскольку в ней приняли участие 10 процентов населения страны.

'Я уверен, что каждая европейская страна может сделать то, что мы сделали у себя в Эстонии, - говорит Лаар. - Что касается инфраструктуры и ресурсов, у большинства этих стран возможностей гораздо больше, чем у Эстонии'.

'Главное, чему мы можем научить, это то, что электронное управление не только делает государственное управление более эффективным и прозрачным, но и дает возможность для развития подлинно партнерских отношений между правительством и народом'.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.