Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Киндия' - эльдорадо, или кошмарный сон?

Мы ставили на Китай, но не кажется ли Вам, что пришло время Индии? Англосаксы предлагают приятный на слух ответ: 'Киндия'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если суммировать статистические данные Китая и Индии, получится головокружительный результат: 2,3 млрд. населения, доля в мировом ВВП составляет всего 6%, но эта цифра в области покупательной способности достигает 20%, согласно данным Международного Валютного Фонда. Стремление этих стран стать современными, процветающими государствами, которые, судя по всему, в ближайшем времени не исчезнут, внесло свой 40-процентный вклад в рост мировой экономики в 2004 г.

Преимущество Китая: кажется, что счет не изменился после фейерверка отданных Китаем приказов Соединенным Штатам во время поездки Джорджа Буша, а также во время визита премьер-министра Китая Вэнь Цзябао во Францию на этой неделе. Тем не менее, в поиске новых рынков сбыта, бизнесмены вслед за экономистами начинают новую песню: мы ставили на Китай, но не кажется ли Вам, что пришло время Индии? Англосаксы предлагают приятный на слух ответ: 'Киндия'. За этим словом скрывается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. 'Киндия' - это два азиатских гиганта, разные и многосторонние, которые могут стать настоящим эльдорадо для мировой экономики, а могут и возвестить о скором упадке крупных промышленных стран. Два гиганта, которые могут столкнуться со своими внутренними противоречиями и нарушить равновесие на нашей планете.

Если суммировать статистические данные Китая и Индии, получится головокружительный результат: 2,3 млрд. населения, доля в мировом ВВП составляет всего 6%, но эта цифра в области покупательной способности достигает 20%, согласно данным Международного Валютного Фонда. Стремление этих стран стать современными, процветающими государствами, которые, судя по всему, в ближайшем времени не исчезнут, внесло свой 40-процентный вклад в рост мировой экономики в 2004 г. Есть чем привлечь инвесторов со всего мира. И есть чем испугать остальные азиатские страны: Киндия, как пылесос, засасывает прямые иностранные инвестиции. В прошлом году ей досталось 45% всех денежных вливаний в Азию.

Эта тенденция в ближайшем времени не изменится, считают участники саммита, прошедшего на прошлой неделе в Нью-Дели под эгидой Всемирного Экономического Форума.

Китай, без сомнения, все еще остается главной звездой на этом небосклоне. Но Джордж Уге (Georges Ugeux), бывший генеральный директор Нью-йоркской фондовой биржи, признается, что его удивил взлет экономики Индии и интерес, который к себе вызывает эта страна. Когда он создавал консалтинговую компанию Галилео, то рассчитывал в основном на трансатлантические заказы. На самом деле большая часть его контрактов заключена с азиатскими компаниями, '. . . три четверти проектов которых реализуются в Индии. Еще более поражает возникновение в Индии многонациональных корпораций, которые выказывают интерес к рынку США и в последнее время проявляют все больше интереса к Европе'. Даже в том случае, когда французская 'экосистема', как они ее дипломатично называют, их отвергает. Крупные предприятия, которые давно и надолго обосновались в Китае, со своей стороны начинают понимать, что самые лучшие места в этой самой большой 'коммунистической' стране мира уже разобраны, и настало время подумать о многообещающем индийском рынке, несмотря на многочисленные слабые места самой крупной демократической страны на нашей планете. Сопредседатель саммита, сэр Мартин Соррел (Martin Sorrel), поздравил Китай с тем, что тот становится вторым по величине потребительским рынком в мире. А генеральный директор WPP, второго по величине рекламного агентства в мире, облизывается в предвкушении новых возможностей для его бизнеса, открывающихся в пробуждающейся Индии.

Ступив на дорогу реформ на 10 лет позже, чем Пекин, Нью-Дели понимает, что страна демонстрирует не такие блестящие результаты, как ее могущественный соперник. Доход на душу населения в Индии в два раза меньше, чем в Китае. Треть населения Индии едва сводит концы с концами, получая около одного доллара в день, инфраструктура во многих областях находится в ужасном состоянии. Поэтому естественно, что, по сравнению с Китаем, Индия привлекает в десять раз меньше прямых иностранных инвестиций. Но в этом своеобразном 'конкурсе красоты' Индия обладает рядом несомненных достоинств. Прежде всего, в демографическом плане. Население Индии будет продолжать расти, а 'население Китая начнет стареть. По мнению некоторых экономистов, это может произойти даже раньше, чем страна разбогатеет', - говорит, широко улыбаясь, Камаль Нат (Kamal Nath), министр торговли и промышленности Индии. Страна также обладает сильным преимуществом в области сферы услуг, науки, высоких технологий. В Индии развита сеть исследовательских биотехнологических центров, которая привлекает крупные фармацевтические компании мира. Во время саммита некоторые группы бизнесменов вслух мечтали об установлении в Индии капитализма китайского толка. . . говоря другими словами, более авторитарного правительства. Министр финансов Индии Паланиаппан Чидамбарам (Palaniappan Chidambaram) призывал своих соотечественников развивать в себе 'инстинкт убийцы' всего китайского. В конце концов, был достигнут консенсус по поводу принципиального различия между этими двумя великими азиатскими соперниками: 'В Китай приехать легко, но сложно там остаться. В Индии сложно обосноваться, но очень легко там потом жить'. И, наконец, никто не поднимал вопроса о коррупции, которая в Китае считается весьма эффективной, поскольку нужный человек вычисляется легко. В Индии система взяточничества более размазана и поэтому требует намного больше денег и времени. В завершении кто-то пошутил: 'Самая коррумпированная страна? Да это же Россия!'

Говоря серьезно, все понимают, что Киндия только зарождается. Как подчеркивает Жан-Жозеф Буалло (Jean-Joseph Boillot), глубокий знаток экономики этих двух азиатских гигантов: 'В будущем Китай должен специализироваться на выпуске больших объемов стандартной продукции, делая упор на постепенное повышение ее технологичности, а Индия - на небольших объемах специфических, очень точечных продуктов. И, конечно же, соотношение цена-качество должно быть вне конкуренции'. Если это станет явью, что подразумевает, что Индия и Китай смогут справиться с взрывоопасной социальной и региональной нестабильностью, то как смогут страны, правящие миром - США, Европа или Япония - сохранять свое превосходство и рабочие места? И сквозь грядущее эльдорадо проступает кошмар. Релятивистский, правда, кошмар, потому что 'способность' стран к адаптации, уже много веков не давала сбыться предсказаниям всевозможных Кассандр. Но, если не случится вселенская катастрофа, не подлежит сомнению тот факт, что Киндия еще долго будет привлекать инвесторов и являться основой роста мировой экономики. В краткосрочной перспективе это повлечет за собой жадное потребление природных ископаемых, цены на которые останутся высокими, а также активную 'энергетическую дипломатию', проводимую Пекином и Нью-Дели по отношению ко всем производителям. Все вышеизложенное также ведет к появлению новых серьезных игроков на экономической и коммерческой мировой арене. Игроков, которых не так просто обойти на повороте, поскольку речь идет о ядерных державах. И уж лучше предвосхитить это будущее, чем вздыхать подобно пациенту, лежащему на кушетке в кабинете психоаналитика и встревожено спрашивающему: 'Доктор, как забыть будущее?'

Франсуаз Круиньо является главным редактором газеты 'Les Echos'