Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путь России: между монголами и Литвой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нынешние политические и идеологические скитания России станут более понятны, если обратиться к корням ее государственности. То есть небольшому Московскому княжеству. Как же эта восточная и отсталая провинция древних русинов сумела стать во времена европейского Возрождения, который до нее так и не добрался, объединителем всех земель Руси? Любопытный вопрос. Его изучение может превратить русофила в русофоба. Надеюсь, что в конце этого интригующего путешествия мы найдем какое-нибудь противоядие

Re: Путь России: между монголами и Литвой

06.01.2006 2:12:08 Фиговый перевод. Видно, что профи переводил, но абсолютно без понятия о теме. Подправил, читаите, наслаждайтесь. SS

____________________________________________________________

Нынешние политические и идеологические скитания России станут более понятны, если обратиться к корням ее государственности. То есть небольшому Московскому княжеству. Как же эта восточная и отсталая провинция древних русинов сумела стать во времена европейского Возрождения, который до нее так и не добрался, объединителем всех земель Руси? Любопытный вопрос.

Его изучение может превратить русофила в русофоба. Надеюсь, что в конце этого интригующего путешествия мы найдем какое-нибудь противоядие.

Принявшая тысячу лет назад христианство Киевская Русь была великой страной. Найболее обширные европейские пространства принадлежавшие одному народу. Люди - культурные, набожные и довольно мирные. Как писал великий путешественник XIII века марко Поло: 'Мужчины очень красивые, высокие, светловолосые, а женщины тоже (. . .) высокие, их волосы светлы и длинны'.

Варвары литовцы прорезали это огромное и, может, чересчур вытянутое тело точно острый нож. Привозили оттуда красивых женщин и другие блага. Просто разбойничали.

Однако эту идиллию прервал невиданный в истории взрыв военных экспансии с Востока. В находящихся рядом с Китаем степях Монголии родился военный гений - Чингисхан. За невероятно короткое время кочевники монголы завоевали огромные пространства от Тихого океана до Центральной Европы, заодно и Китай, Тибет, Центральную Азию. Так родился геополитический образец Евразии, который в ХХ веке вдохновит российских интеллектуалов перепуганных революционными сумятицами.

Чингисхан в 1223 году у реки Калка разгромил армию Киева, а его внук Батый в 1240 году разрушил и сам Киев, и многие другие цветущие города. Почти вся Великая Русь попала в зависимость и должна была платить дань обосновавшимся у Волги монголам - Золотой Орде.

Московское княжество и другие восточные провинции страдали от гнета пришельцев почти два с половиной века. Однако западные провинции нашли себе покровителей, равноценных монголам в военном отношении, и понемногу освобождались от ига чужой, на их взгляд, дикой цивилизации. Эти покровители также не были христианами, однако казались более близкими, более понятными, более знакомыми, а, возможно, и более гуманными.

Конечно, это были литовцы - воинственные и бесстрашные наши предки. Долгие века на просторах Руси выражение 'Литва идет' означало вооруженный отряд или все войско. Иногда ужас, а иногда - надежду. Белая Русь была занята еще в XIII веке. В 1362 году, когда Альгирдас разгромил монголов у Синих Вод, к Литве отошел и Киев. Единая с этнической и религиозной точки зрения Древняя Русь была поделена на две части: восточная принадлежала монголам, западная - литовцам. Восток и Запад здесь разошлись если не на вечные времена, то на долгие века.

Литва на самом деле стала повивальной бабкой для белорусского и украинского народов. Однако нынешняя Россия зарождалась совершенно иначе. Как заметил в книге под названием 'МЫ И ДРУГИЕ' граф Трубецкой, уникальная русская цивилизация началась с монгольского улуса. Появилась и последовательно переняла полномочия империи Чингисхана, а самое важное - дух.

Так понемногу московские князья вживались в роль хана. Потакая монголам и на их стороне воюя с другими княжествами, Москва заслужила доверие Золотой Орды и получила ее ЯРЛЫК - приобрела право собирать дань со всех русских провинций. Это было удобно для обеих сторон. Монголам не нужно было самим трудиться, а москвичи с той поры начали наращивать свое политическое влияние на окружающих.

Свою мощь Москва усиливала, постоянно ведя двойную игру. Представляя власть Орды, имела ее благосклонность и привилегии, она однако в то же время изображала из себя и заступницу других угнетенных, а также тайного лидера сопротивления. И с властью, и против нее в то же время - такой была очень хитрая и коварная политика. (Ничего не напоминает вам такая тактика?)

Конечно, служить монголам было не просто. Элите власти, князьям нужно было пройти муки жестокого унижения. Знаменитое ИГО имело на Руси прямое значение. Чтобы доказать свою верность великому хану, съезжавшиеся ежегодно князья должны были унизительно проползти сквозь лошадиный хомут. Такой была монгольская тактика. На элиту власти они накладывали позорный знак на долгие годы.

Оправиться князья могли только за счет своих бояр и других подданных. Начинал действовать механизм психологической компенсации. По своей воле принявший унижения позднее всегда ищет жертву, которую можно было бы унизить еще больше. Так что унижения шли сверху до самых низов и распространялись, точно популярные до сих пор монгольские ругательства. Московские князья даже со своими боярами обращались, как с бесправными рабами - холопами. Ничего подобного не было ни в одном государстве Европы.

Кстати, в Кремле даже был своеобразный аналог мусульманского гарема - ТЕРЕМ. Правда, христианские князья не могли иметь много жен. В совершенно изолированном от мира тереме они содержали женщин высокого происхождения. Выйти они могли, только прикрыв лицо вуалью. Мало того, сестры и дочери князя (позднее царя) чаще всего оставались не замужем. Видимо, было 'стыдно отдавать даму за княжеского раба' - т.е. за другого вельможу. Скорее всего, это были только слова, скрывающие страстное желание абсолютного контроля. Ведь вышедшая замуж - особенно за какого-нибудь иноземного князя - замужняя женщина могла дестабилизировать пирамиду власти, размыть грань между 'мы и другие'.

'Теремный дворец' в Кремле прекрасно функционировал до конца XVII века, пока его не прикрыла известная по фильму о Петре Великом страшная регентша Софья Алексеевна. Эта амбициозная и коварная интриганка - хороший образец правления бывшего раба.

Так из восточного прообраза и оккупационных обид сформировалось в Московской Руси понимание власти как права на абсолютный контроль и возможность унижать других. И позднее эта политика почти последовательно развивалась. Существуют невероятные параллели с современностью, подтверждающие, что государство на самом деле развивается, как некие растения, питающиеся от тех же старых корней.

Как пишет великий историк Норман Дэйвис, политическая элита Москвы отличалось коварством, обманом и ориентацией только на мощь за счет общих ценностей. Россия - это уникальный образец государства, созданного и поддерживаемого исключительно КОНЦЕНТРАЦИЕЙ НАСИЛИЯ. Обычно такая структура и менталитет наличествует у пришельцев во власти оккупированных стран. С момента появления государства российская элита привыкла вести себя как оккупанты в своей собственной стране.

Как будто играющий в геополитику Бог парадоксов специально так распорядился, что западные пространства Древней Руси управлялись чужой элитой литовского происхождения. Однако картина была совершенно другой, нежели можно было ожидать, и даже еще более контрастный на фоне Востока. У литовской знати была способность легко интегрироваться в другую среду и стать настоящими попечителями для своих подданных. Иногда они были такими заботливыми святошами, что чудесным образом защищали подданных даже после собственной смерти. Как прославиленный князь Довмонт Псковский, причисленный к лику православных святых.

Интересно, что в Великом Княжестве Литовском вообще не было серьезных народных восстаний. В Московской Руси наоборот - достаточно вспомнить восстания Болотникова (1606-1607), Стеньки Разина (1670-1671), Булавина (1707-1708) и Пугачева (1773-1774). Во все времена диссиденты России - жаждящие свободы представители знати, как знаменитый Курбский, или строптивые староверы - бежали на Запад. До XIX века это означало Литву. По сравнению с Россией, Литва все время была страной свободы. Три формирующих государство элемента - насилие, вера в общие ценности и капитал - чаще всего действуют совместно. Однако акценты могут сильно различатся. Литва расширялась на земли Руси не только при помощи военной силы, но и на основе договоренностей. Рычаги власти еще больше распределились после появления Республики (не понимаю, почему ее все еще называют по-польски - 'Жечьпосполита', будто она для нас чужая).

Кстати, в 'Золотой Век' Республика Обеих Народов была не только крупнейшим государством Европы. Основанная на условиях союза, ее политическая система держалась, по сути, на общих ценностях и соглашениях. Это предоставляло очень много свободы и определяло поиски компромиссов. Однако обустройство, поначалу обеспечившее расцвет, в XVIII веке было деморализовано. И основная причина того - влияния с Востока. Окончательный упадок пришел, когда концентрация силы перешла свой рубеж не только у восточного соседа, но и на Западе. Там также возникли империи - Прусская и Австрийская. Переставшая верить в себя Республика была разодрана на куски, как смешной анахронизм.

Правителем основополагателем формирующейся в России имперской политики силы и насилия стал Иван Грозный. Не зря его уважал сам Сталин. Это он в XVI веке утвердил жестко иерархическую, основанную на терроре модель государства. В зафиксированном письменно соперничестве Ивана Грозного с последним Ягелоном Жигимантасом Аугустом из-за лидерства в Восточной Европе особенно очевидны две противоположные тенденции. С одной стороны, агрессия, гнет, фанатизм, закрытость и нетерпимость. С другой - дух свободы, толерантность и гуманизм. Наследие Древней Руси долгое время разрывалось этими двумя тенденциями, пока в конце XVIII века окончательно (!) не досталось Москве.

Точно завоеватель, борющийся против своих же бояр, Иван Грозный уничтожил орган их самоуправления 'земский собор' и создал кровавую 'опричнину' - предшественницу репрессивных структур более поздней России. Он ввел 'разряды' - списки чиновников - и сам лично мог контролировать назначения всех государственных служащих. Так в России впервые появилась иерархически зависимая номенклатура. Нечто подобное было тогда только в Китае. Однако там чиновники конкурировали по части лучшего образования, а не только в слепой преданности.

В России Иван Грозный превозносится как объединитель страны, однако единство было достигнуто ужасной ценой.

Богатейший и демократичный город Новгород, никогда не подчинявшийся монголам и долгое время бывший под большим или меньшим влиянием Литвы, сровняли с землей. После нескольких недель бессмысленной бойни московиты убили почти всех жителей огромного европейского города-республики.

Террор был важнейшим методом объединения России. Тогда был покорено и Казанское ханство, а в московскую элиту влилось много крещенной татарской знати. Татары для московитов казались более близкими, нежели новгородские купцы западенцы и прочие 'жидовствующие' интеллигенты. Так называемое интеллектуальное движение было уничтожено и в самой Москве. Не обошлось без четвертований и других зверств.

Ошеломляет идеологическая последовательность российской элиты. Уже в конце XV века была сформирована ксенофобская концепция, что 'идейное зло происходит с Запада'. В то время - из Новгорода и Литвы. Еще краше. Как ругательства в адрес противника, чтобы легче было одолеть его, вошли в оборот уже хорошо знакомые нам эпитеты: 'жидовствующий и содомит'. В трактате 'Просветитель' игумена Иосифа так охарактеризован митрополит реформаторов Зосима. (Как мало отступили за половину тысячи лет!)

Уже тогда кремлевские идеологи понимали, что экспансию в соседние страны полезно обосновывать не только аргументами силы. Было обязательное узакониванить христианское главенство - особенно в походе на Запад. Первый и очень успешный ход сделал еще отец Ивана Грозного Иван Ш, женившийся на византийской принцессе Софии. После того, как турки окончательно прикончили Византийскую империю, Москва провозгласила себя преемницей ее прав - Третьим Римом. Некоторое время на этот титул претендовал и Вильнюс, но недостаточно активно. Скорее всего, это и был основной перелом в идейной борьбе Москвы и Вильнюса из-за наследия Древней Руси. Воспитанная в условиях гуманизма и религиозной толерантности литовская знать не понимали значения государственной идеологии.

Киевский патриархат перебрался в Москву, а попытка православных всего Великого Княжества Литовского перейти в униатство и присоединиться к Святому престолу не удалась до конца. Эта старая неудача Вильнюса до сих пор затрудняет освобождение Украины от влияния Москвы.

Кстати, передача Украины от Литвы в администрирование Польши согласно Люблинской Унии хорошенько услужила России. Не имея многолетнего опыта по управлению территорий с другим менталитетом, Польша перегнула палку и вызвала мятеж, руководить которым взялся Богдан Хмельницкий. Его армия казаков и татар вырезали большую часть украинских католиков и евреев.

Москва воспользовалась ситуацией и в 1667 году присоединила огромные территории. Это и был основной геополитический перелом, обеспечивший уже реальную основу для имперских планов Москвы. Однако украинцы сумели сохранить свою обособленность, а Вильнюс для них во все времена оставался ВИЛЬНЭ МЯСТО, что в дословном переводе означает - свободный город.

Этот ГОРОД СВОБОДЫ вдохновил и глашатая их освобождения Шевченко. А возможно немного и - Оранжевую революцию. Украина идет правильным путем и имеет все шансы занять достойное место в западной цивилизации. Россия - все еще застряла в собственной истории. Действительно - в уникальной.

ЛИТОВЦЫ - САМЫЕ ЛУЧШИЕ ОККУПАНТЫ В МИРЕ. Такой вывод, совершенно не шутя, можно сделать, углубившись в эту историю. Ведь нас есть (и всегда было!) мало, и важно - мы очень толерантны к другим. Конечно, здесь говорится о тех, кто сохранил в себе свободный дух наших воинственных предков. И не дай Бог иметь такую элиту - свою или чужую, - дух которой ползал под унизительным ярмом.