Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российский гамбит с ХАМАС

Предоставляя исламистам дополнительную легитимность, Россия может спровоцировать усиление нестабильности на Ближнем Востоке и у себя дома

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Специалисты по России говорят, что президент Владимир Путин, приглашая руководителей ХАМАС на встречу в Кремль - в дополнение к переговорам с Ираном по вопросу обогащения урана - надеется заставить мир видеть в России нужного "хорошего полицейского", уравновешивающего "плохого полицейского", роль которого играют Соединенные Штаты.

Москва. Специалисты по России говорят, что президент Владимир Путин, приглашая руководителей ХАМАС на встречу в Кремль - в дополнение к переговорам с Ираном по вопросу обогащения урана - надеется заставить мир видеть в России нужного "хорошего полицейского", уравновешивающего "плохого полицейского", роль которого играют Соединенные Штаты.

"У России есть богатый опыт и унаследованные с советских времен уникальные связи, - говорит президент независимого Института Ближнего Востока в Москве Евгений Сатановский. - Но, в отличие от советских времен, Россия не стремится причинять вред Западу. Россия хочет использовать свое влияние, чтобы наводить мосты, инициировать диалог и играть позитивную роль".

Специалисты заявляют, что, протягивая руку ХАМАС, воинствующей исламистской партии, которая завоевала большинство на парламентских выборах в Палестинской автономии в прошлом месяце, г-н Путин надеется разом вернуть Россию обратно в центр забуксовавшего ближневосточного мирного процесса. Но этот шаг может иметь негативные политические последствия.

Кремль заручился поддержкой французского премьер-министра Доминика Вильпена (Dominique Villepin), который во время недавнего визита сказал одной московской радиостанции: "Я надеюсь, что в ходе этих встреч (с Путиным) ХАМАС осознает свою ответственность и ту возможность, которая перед ней открывается. Это очень важный момент; это исторический выбор для ХАМАС".

Израиль, однако, обвиняет Москву в практике "двойных стандартов": в признании легитимности ХАМАС, ответственной за 60 самоубийственных взрывов на территории Израиля с 2000 года, и одновременно в яростном остракизме собственных чеченских сепаратистских повстанцев.

"Вся политика, в определенном смысле, базируется на двойных стандартах, - возражает специалист Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов, являющийся консультантом Кремля. - США и Израиль считают ХАМАС террористической организацией, но Россия так не считает. Наша точка зрения: Какая есть альтернатива (переговорам с ХАМАС)? Нам нужно двинуть (мирный) процесс вперед, и Москва может в этом помочь".

Данный шаг Москвы подвергся критике со стороны некоторых специалистов, которые считают, что Россия - и Франция - снова взялись за свои старые проделки, вбивая клинья между западными союзниками.

"Россия, протягивая руку ХАМАС, разрушает глобальный фронт против терроризма, - говорит специалист консервативного фонда "Heritage Foundation" в Вашингтоне Ариэль Коэн (Ariel Cohen). - Она протягивает руку наихудшим элементам джихадистского экстремизма, которые финансируют и разжигают войну в Чечне. Российские заигрывания с ХАМАС и с Ираном указывают на то, что на Ближнем Востоке она пытается добиться для себя равноправного с Соединенными Штатами статуса и готова когтями вырвать такой статус, заплатив за него сотнями тысяч невинных гражданских жертв".

Цели - те же, что и у США, методы - иные

Бывший СССР создал опоясывающую весь земной шар сеть антизападных государств-сателлитов и щедро финансировал революционеров на любом континенте. Соперничество с США во времена "холодной войны" иногда превращалось в прямые стычки, как это было в Кубинском ракетном кризисе 1962 года. Но чаще оно приводило к войнам, ведомым руками государств-сателлитов, как это было во Вьетнаме, Никарагуа и Афганистане.

Но Россия давно уже заявляет, что в своем постсоветском перевоплощении ее стратегические цели совместимы с целями Запада, пусть даже методы их достижения и отличаются от западных. Российские специалисты указывают на роль Москвы в убеждении сербского диктатора Слободана Милошевича согласиться на мирные переговоры с Организацией Североатлантического договора (НАТО) в войне 1999 года в Косово, а также на неоднократные попытки президента Путина вовлечь Северную Корею в переговоры относительно ее ядерной программы.

После событий 11 сентября (2001 года) Россия позволила своим союзникам из бывшей советской Средней Азии в рамках войны с террором разместить на своей территории военные базы США, хотя с тех пор Москва охладела к американскому военному присутствию в регионе.

Сотрудничество принесло свои плоды. В начале текущего года Россия стала председателем Большой Восьмерки (G-8) богатых демократических стран и в июле планирует принять в Санкт-Петербурге саммит G-8. Однако ее отношения с Западом стали напряженными по причине силовой внешней политики России, в частности, январской "газовой блокады" соседней Украины и ее растущего авторитаризма дома.

Британская аналитическая организация под названием Центр внешней политики (Foreign Policy Center) на прошлой неделе опубликовала "Результаты оценок G-8" ("G-8 Scorecard"), в которых России выставлены плохие оценки в десятке областей, включая открытость свободу слова, прозрачное управление, главенство закона и гражданское общество.

"Нас очень тревожат, в частности, некоторые элементы процесса демократизации, которые, кажется, идут не в том направлении, - сказала на прошлой неделе государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleeza Rice). - Я думаю, что вопрос, куда движется Россия в своем развитии, пока остается открытым".

Осторожное использование связей советской эры

Специалисты заявляют, что перед Путиным, поставившим свою репутацию в зависимость от выполнения обещания восстановить статус России как великой державы, стоит трудный вызов: использовать оставшееся у Москвы с советских времен влияние на "государства-изгои" и революционные движения так, чтобы не восстановить против себя Запад еще сильнее.

СССР был ключевым сторонником Организации освобождения Палестины (ООП) - отвечавшей за переговоры с Израилем группировки, которой руководили преимущественно официальные лица из соперничающей с ХАМАС организации ФАТХ - и Россия остается сильным сторонником создания Палестинского государства.

"Мы работаем в содружестве с 'квартетом' (в составе России, США, Европейского Союза и Организации Объединенных Наций), но прогресс тормозится тем, что некоторые страны настаивают на том, что нельзя вести переговоры с ХАМАС, пока она не осудит насилие и не признает Израиль, - говорит Николай Тихомиров, декан государственной Дипломатической академии, в которой готовят российских дипломатов. - Одной из целей России тоже является убедить ХАМАС сделать шаги в этом направлении, но мы считаем, что сначала нужно начать диалог. Теряется понапрасну время".

В понедельник начались переговоры с Ираном

В еще одном дипломатическом наступлении такого рода Москва стремится сыграть роль посредника в вопросе, касающемся якобы настойчивого желания Ирана создать собственное ядерное оружие. Она предложила компромисс: обогащение иранского урана под российским контролем. В момент, когда в Москве в понедельник начались переговоры по этому плану, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал российские ожидания "сдержанными".

Успех России в любом из этих дипломатических усилий мог бы существенно укрепить ее положение в мире, а также снизить нарастающую напряженность среди ее 20-миллионной мусульманской общины.

"Такими способами мы демонстрируем, что Россия не выступает против ислама, что она работает в интересах достижения мира, - говорит г-на Суслов. - Однако здесь есть большой риск, который заключается в том, что, предоставляя исламистам дополнительную легитимность, Россия может спровоцировать усиление нестабильности на Ближнем Востоке и у себя дома.