Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия - лишняя в Группе Восьми

Действительно ли Россия заслуживает того, чтобы быть в этой группе?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обозревателей в Европе, Северной Америке и других уголках планеты все сильнее тревожит то обстоятельство, что президент России Владимир Путин укрепляет свой контроль над политикой, экономикой и обществом страны. Марк Медиш рассматривает тему предстоящего саммита Группы Восьми в Санкт-Петербурге - и находит, что членство России в этой группе все больше представляется неоправданным.

Собака лает, а караван идет. Такими словами российский президент Владимир Путин на своей пресс-конференции в январе 2006 года решительно отмел критику в связи с тем, что в июле Россия будет принимать в Санкт-Петербурге саммит Группы Восьми (G-8).

По прошествии примерно 30 лет после своего зарождения этот ежегодный идущий караван ведущих стран мира, возможно, приближается к пределу своей полезности. Встреча в Санкт-Петербурге будет чревата проблемами и станет проверкой жизнеспособности данного форума.

С одной стороны, остается мучительный вопрос, действительно ли Россия заслуживает того, чтобы быть в этой группе, не говоря уже о том, чтобы выступать в качестве хозяина ее саммита.

Место ли России в G-8?

С другой стороны, неотразимая логика доказывает необходимость постоянного расширения состава этой группы - включения в нее таких быстроразвивающихся стран, как Китай, Индия и Бразилия - чтобы сделать из нее Группу Одиннадцати (G-11). (В самом деле, эти три страны будут присутствовать в Санкт-Петербурге в качестве особых гостей.)

Некоторые аналитики говорят, что эта группа должна иметь в своем составе не менее 20 стран, чтобы повысить ее глобальную представительность и легитимность.

Происхождение G-8

Группа Восьми родилась в 1975 году в городе Рамбуйе, Франция, как Группа Шести (G-6). Это была неформальная встреча лидеров США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии. Годом позже в нее была приглашена Канада, что превратило ее в Группу Семи (G-7).

Первоначально эта группа именовала себя клубом "промышленно развитых демократий".

Эти встречи лидеров, в лучшем случае, предоставляли ежегодную возможность выступать с крупными многосторонними инициативами, такими, например, как списание долгов Африке (Глениглс, 2005 год), и совместно обсуждать представляющие взаимный интерес вопросы.

Присутствие России - вопрос повестки

Сегодня сама Россия стала вопросом общей озабоченности. Россию пригласили поэтапно вступить в этот клуб в середине 1990-х годов. В числе тех, кто настаивал на членстве России в этом клубе, были президент США Билл Клинтон (Bill Clinton) и премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair). Они видели в этом способ вознаградить тогдашнего российского президента Бориса Ельцина за его смелые реформы и побудить его к тому, чтобы он их продолжал.

Сначала Ельцина пригласили в качестве наблюдателя, а позже сделали его полноправным участником этих встреч. В этом году Россия впервые будет принимать у себя очередной саммит.

Отход от общего курса G-7

В идеальном мире Россия - как главенствующая евразийская держава - принадлежит к группе лидеров. Но ни наш мир, ни Россия не являются идеальными.

То, что началось, как хитрая тактика с целью повлиять (на Россию) с помощью престижа членства, превратилось в довольно сомнительную стратегию.

В последние несколько лет Россия медленно, но неуклонно отклоняется от общего курса G-7 - то есть перестает быть современной демократической страной.

Последнее слово о России пока еще не сказано, но определенные тенденции сегодняшнего дня являются глубоко тревожными. Подумайте о деле ЮКОС'а, явном росте коррумпированного государственного капитализма, "замораживании" открытых средств массовой информации и организаций гражданского общества, продолжающихся актах насилия в Чечне и вокруг нее, грубом использовании "энергетической дипломатии" против соседей. Этот список можно продолжить.

Общие ценности

Для того чтобы G-7 имела смысл, у нее должен быть высокий общий знаменатель ценностей.

Присутствие в этой группе России все больше подрывает этот важный критерий. Пока еще преждевременно призывать к изгнанию России или к ее бойкоту, но уже пришло время честно обозначить эту проблему.

Вопросы, поставленные расширением

Разумеется, если однажды в состав группы будет включен Китай, как призывают некоторые с учетом его огромного экономического веса, Россия в таком случае будет выглядеть определенно западной в политическом плане.

Расширение ставит более широкие вопросы глобального управления - включая Совет Безопасности Организации Объединенных Наций - которые тоже нужно решать в предстоящие годы. Совершенно не очевидно, что нужно корректировать список глобального руководства.

Интересно отметить, что, несмотря на сильное политическое давление, финансовым чиновникам пока что удается не подпускать Россию к традиционному для G-7 процессу, в котором участвуют министры финансов и управляющие центральных банков, встречающиеся строго в формате "семерки".

Министры финансов, очевидно, знают, как говорить "нет" понижению своих стандартов.

Проверка лакмусовой бумажкой

Саммит в Санкт-Петербурге должен стать лакмусовой бумажкой для проверки того, насколько в действительности открыто "окно России в Европу".

Повестка саммита G-8 этого года все еще дорабатывается. Но ее туманной риторики относительно "войны с терроризмом" и "энергетической безопасности" недостаточно. В самом деле, эти лозунги проявляют тенденцию быть контрпродуктивным пусканием пыли в глаза.

Диверсификация и экономия

"Войну с терроризмом" слишком легко использовать как прикрытие для авторитарной тактики. А подлинной энергетической безопасности удастся достичь только посредством диверсификации источников и экономии энергии, а не посредством особых договоренностей среди членов G-8.

Вместо этого повестка саммита должна преследовать цель проверить и оказать влияние - если хотите, с помощью тактики джиуджитсу - на выполнение принимающей стороной нормативных обязательств, настаивая на более высоких стандартах в конкретных вопросах.

Захочет ли президент Путин вернуть на правильный курс свою сбившуюся с пути администрацию и возобновить более прогрессивные инициативы своих ранних лет? Сумеет ли Кремль показать, что способен играть более конструктивную роль среди соседей России - разрешив, например, вместо того чтобы усугублять, такие "замороженные" конфликты, как Приднестровский, Нагорно-Карабахский, Абхазский и Южно-Осетинский?

Не менее важно и то, будет ли Россия усиливать сотрудничество с Западом в решении срочных вызовов, связанных со стремлением Ирана и Северной Кореи к обладанию ядерным оружием?

Год собаки

Ответы на эти вопросы определят успех или неудачу саммита в Санкт-Петербурге, помимо ярких фотосессий. Речь идет о том, в каком направлении движется Россия. На кону стоит также жизнеспособность G-8 как форума для решения серьезных проблем.

По китайскому календарю, год 2006-й является годом собаки. Быть может, погонщикам каравана следует обратить больше внимания на весь этот лай.