Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мне очень неловко, но я голосую за ископаемое топливо

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для производства водорода - наиболее реального и дешевого источника тепла для наших домов - без существенных выбросов двуокиси углерода необходимы не ядерная энергетика или возобновляемые источники энергии, а природный газ

Для производства водорода - наиболее реального и дешевого источника тепла для наших домов - без существенных выбросов двуокиси углерода необходимы не ядерная энергетика или возобновляемые источники энергии, а природный газ

Более неудачного момента я выбрать не мог. Объявлять именно на этой неделе о своем превращении в адепта природного газа - значит навлечь на себя насмешки со всех сторон. Цена на нефть достигла 75 долларов за баррель, и при этом, по причинам, которые ни одна энергетическая компания не сумела мне доходчиво объяснить, цена на газ тянется вверх вслед за ней. Впрочем, даже до последнего скачка оптовые расценки за газ всего за три года выросли втрое.

Минувшей зимой нам, британцам, едва не пришлось вообще обходиться без 'голубого топлива'. Сначала российский государственный концерн 'Газпром' сократил поставки в Европу, чтобы показать Украине кто в доме хозяин, затем частные фирмы-монополисты из стран Евросоюза, судя по всему, решили снизить давление в трубопроводе, по которому газ поступает в Великобританию. Наконец, в самый неподходящий момент - 15 февраля - произошел взрыв на платформе, обслуживающей главное газохранилище страны (на территории месторождения 'Rough Field' в Северном море). 'Centrica' - компания, которой принадлежит хранилище - сначала заявила, что платформа вступит в строй через месяц. Когда этот срок подошел, представители фирмы заявили, что хранилище будет закрыто до мая. Теперь пресс-служба 'Centrica' уверяет, что хранилище начнет функционировать 'после 1 июня'. Слово 'после' уверенности не вселяет.

На прошлой неделе глава 'Газпрома', у которого Великобритания закупает четверть потребляемого газа, предупредил о последствиях, ожидающих нашу страну, если правительство не позволит российскому концерну приобрести 'Centrica': 'Нельзя забывать, что мы активно осваиваем новые рынки, такие как Северная Америка и Китай. Производители газа в Средней Азии также обращают свое внимание на китайский рынок. Это не случайно, конкуренция за энергоресурсы нарастает. Необходимо отметить, что попытки ограничить деятельность 'Газпрома' на европейском рынке и политизировать вопросы поставок газа : не приведут к хорошим результатам'. Бьюсь об заклад: произнося эти слова, он, подобно зловещему главе 'СПЕКТРа' из Бондианы, поглаживал белого кота. Кроме того, наверно чтобы мне было еще труднее вас переубедить, 'Human Rights Watch' и Международная антикризисная группа (International Crisis Group) сообщают, что Евросоюз настолько стремится получить доступ к туркменскому газу, что даже игнорирует зверства, совершаемые полубезумным президентом этой страны Ниязовым.

Все это лишь увеличивает вероятность того, что в докладе по энергетической политике, который британское правительство обнародует этим летом, будет содержаться рекомендация по строительству АЭС нового поколения. Мои единомышленники-экологи считают, что эти деньги лучше потратить на ветряные двигатели. Получается, что я оказался один-одинешенек - ведь в самый неподходящий момент я пришел к выводу, что, по крайней мере на одном из фронтов, наша победа в борьбе с глобальным потеплением зависит не от ядерной энергетики или возобновляемых источников энергии, а от ископаемого топлива.

Суть проблемы такова: сегодня почти треть потребляемых в Британии энергоносителей приходится на бытовые нужды (энергопотребление в этой сфере с 1990 г. выросло на 19%). Из этого объема лишь 18% уходит на освещение, питание для холодильников, телевизоров и других электронных приборов, заполняющих сегодня наши дома. В быту главная проблема - не электричество, а отопление.

Я изучил всю информацию о существующих альтернативных способах отопления домов, что мне удалось разыскать (таких способов много и кое-где они вполне годятся для применения): например, об использовании дров и соломы, солнечных водонагревательных батарей, централизованных систем теплоснабжения и тепловых насосов - но обнаружил, что в каждом из этих случаев существуют какие-то препятствия (недостаток сельскохозяйственных земель, пасмурная английская погода или необходимость капитального ремонта, чтобы вписать такое оборудование в существующие дома). Похоже, есть только одно средство для отопления домов, не связанное с большими выбросами углекислоты, которое (при условии массированных инвестиций в создание инфраструктуры) позволит снабжать теплом большинство жилых зданий в стране уже к 2030 г. Речь идет о водороде. Водород можно использовать в 'тепловых элементах' - это нечто вроде газовой батареи. Если, как утверждают их разработчики, эти элементы вскоре будут достаточно компактными, дешевыми и надежными, чтобы заменить газовые бойлеры, они смогут стать источником тепла и электричества в наших домах. Место газовых труб, которые подведены к большинству жилых зданий, займут трубы для подачи водорода. Их диаметр раза в полтора больше, но в остальном обе системы примерно одинаковы.

Существуют три способа производства водорода, не связанные со значительными выбросами двуокиси углерода: воздействие на природный газ с помощью пара, что позволяет 'связывать' содержащийся в нем углерод для последующего хранения, воздействие паром и кислородом на угольный порошок, что опять же позволяет связывать углерод, и электролиз воды. Последнему способу отдают предпочтение экологи (поскольку электричество для этого могут вырабатывать ветряные двигатели) и представители ядерной энергетики.

Однако использовать водород для отопления можно только в том случае, если он будет дешевым. В одном докладе Национальной инженерно-технической академии США (US National Academy of Engineering) отмечается, что 'в будущем', оптовая цена на водород, получаемый из природного газа со 'связыванием' углерода, составит 1,72 доллара (96 пенсов) за килограмм; из угля - 1,45 доллара; путем электролиза - 3,93 доллара. Другими словами, чтобы применение водорода стало экономически целесообразным, это топливо надо производить из газа или угля, а не с помощью ветряных двигателей или атомных электростанций.

Даже в столь элегическом настроении я не могу заставить себя поддержать угольную технологию. Пусть любой, кому приходилось видеть угольный карьер, попробует произнести слова 'экологически чистый уголь' и при этом не покраснеть от стыда. В результате остается газ. Если мои расчеты верны, розничная цена на водород, полученный из природного газа, должна быть примерно на 50% выше, чем тарифы на сам газ. Однако поскольку тепловые элементы, дающие как отопление, так и электричество, эффективнее газовых бойлеров, общая стоимость двух технологий будет примерно одинаковой.

Поэтому мне представляется, что главная экологическая задача дня, как это ни парадоксально, состоит в том, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение Британии газом. Этим я не хочу сказать, что нам следует вторгнуться в Иран или пресмыкаться перед Ниязовым. Я имею в виду необходимость увеличить количество и емкость наших хранилищ, чтобы мы - по крайней мере в краткосрочной перспективе - не оказались в заложниках у 'Газпрома' или компаний, контролирующих давление в снабжающем нас трубопроводе. Если в других европейских странах запасы газа создаются с таким расчетом, чтобы обеспечить все потребности в среднем на 52 дня, то в Британии - только на 14 дней. Кроме того, как выяснилось в феврале, мы, по сути, сложили все яйца в одну корзину: хранилище на месторождении 'Rough Field', где можно разместить 3 миллиарда кубометров газа, составляет 70% наших совокупных емкостей.

Сегодня в Британии строятся 10 новых объектов, но они позволят увеличить общую емкость хранилищ лишь на 50%. Необходимо создать 4-5 крупных резервуаров вроде объекта на 'Rough Field': там газ в летние месяцы закачивается в истощенные морские месторождения, и извлекается из них зимой. Насколько я знаю, сегодня обсуждается только один такой проект: предложение фирмы под названием 'Stag Energy' создать полости для хранения 500 миллионов кубометров газа в соляных пластах, залегающих на глубине 2000 футов под дном Ирландского моря.

Так что, похоже, наше будущее в буквальном смысле лежит на дне морском - сразу по двум причинам. Истощившиеся месторождения и соляные пласты станут хранилищами и для потребляемого нами газа, и для 'связанной' двуокиси углерода. Все мои инстинкты протестуют против такой перспективы, но другого выхода, судя по всему, просто нет. Чтобы сократить выбросы двуокиси углерода при отоплении наших домов, необходимо использовать водород, а для его производства нужен природный газ. Вот и получается, что я сегодня голосую за ископаемое топливо.

____________________________________________________________

Глава Лондонской биржи шлет предупреждающий сигнал Путину ("The Financial Times", Великобритания)

Тушите свет, или Как Европе починить свою энергетику ("The Financial Times", Великобритания)