Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Саммит медведя и дракона

Так что Америка может противопоставить подъему ШОС?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Источники в Москве говорят, что ни славянская диктатура, ни шиитская теократия не могут быть абсолютно уверены в том, что их допустят в ШОС. Однако Ахмадинежад проведет двухсторонние встречи с китайским лидером Ху Цзиньтао и президентом России Владимиром Путиным. А глава российского МИД Сергей Лавров пообещал, что саммит не будет затрагивать вопрос иранской ядерной программы

В четверг члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) соберутся на пятый ежегодный саммит в месте рождения этого евразийского блока - Шанхае. Несмотря на скромное экономическое начало, ШОС стала ведущим экономическим и военным союзом в Евразии. К сожалению, она все больше ударяется в антиамериканские настроения.

В этом году почетным гостем мероприятия станет президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad), который постарается добиться для своей страны статуса полноправного члена организации. В настоящее время Иран, так же, как и Индия, Пакистан и Монголия, является наблюдателем ШОС. В двери организации стучится и президент Белоруссии Александр Лукашенко, в надежде обрести рычаг влияния на своего единственного покровителя - Россию.

Источники в Москве говорят, что ни славянская диктатура, ни шиитская теократия не могут быть абсолютно уверены в том, что их допустят в ШОС. Однако Ахмадинежад проведет двухсторонние встречи с китайским лидером Ху Цзиньтао (Hu Jintao) и президентом России Владимиром Путиным. А глава российского МИД Сергей Лавров пообещал, что саммит не будет затрагивать вопрос иранской ядерной программы.

США стоит с настороженностью отнестись к подобному дружелюбию, ведь оно может указывать на усиливающуюся дипломатическую координацию между Москвой, Пекином и Тегераном. Ведь ни для кого не секрет, что Москва заинтересована в увеличении объемов продаж своих ядерных реакторов и вооружения, а Китай заключает сделки на импорт нефти и природного газа на сумму более 100 млрд. долларов в ближайшие 30 лет.

Саммит в Шанхае уже стал местом для антиамериканских шагов. В прошлом году ШОС поддержала Россию и Китай, приняв резолюцию, в которой потребовала вывода американской авиабазы из Карши-Ханабада (Узбекистан). В этом году Кыргызстан по диктовку России выдвинул условия пребывания на его территории последней крупной американской авиабазы в регионе - в аэропорту Манас киргизской столицы. Москва потребовала прекращения всех разведывательных полетов и ограничения деятельности базы исключительно снабжением афганской миссии. Она также посоветовала киргизскому президенту Курманбеку Бакиеву потребовать 100 млн. долларов в качестве экономической помощи и увеличить арендную плату за базу в шесть раз.

Но есть и хорошие новости. США начинают понимать, что их присутствие в Евразии оказалось под угрозой. Они расширяют контакты с Казахстаном - крупной нефтедобывающей страной с самой либеральной экономической политикой в регионе. В мае республику посетил вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney), который похвалил президента Нурсултана Назарбаева, управляющего государством, зажатым между двумя гигантами с имперской историей - Россией и Китаем.

Казахстан добился независимости, справившись с множеством проблем, включая создание национального государства из двух абсолютно разных групп - мусульман-тюрков (казахов) и православного русскоговорящего меньшинства - и переход к рынку после десятилетий плановой экономики. Кроме того, Казахстан направил своих военных инженеров в Ирак и Афганистан, а более 3 тыс. лучших специалистов - на учебу на Западе.

Члены ШОС отчаянно нуждаются в политической модернизации и экономическом развитии. В этом плане Казахстан вполне может быть образцом для подражания. Страна планирует вступить в ВТО и войти в список 50 наиболее конкурентоспособных государств. Ее деловая столица, Алматы, сейчас переживает строительный бум и представляет взору сверкающие торговые центры и множество новых автомобилей. К 2012 г. экспорт нефти должен достигнуть 3,5 млн. баррелей в год, т.е. превзойти Иран.

Вполне понятно, почему Назарбаев пытается балансировать между медведем, драконом и далеким американским орлом. Недавно он направил иранскому президенту письмо, рассказывающее о том, как после распада Советского Союза Казахстан отказался от четвертого по величине ядерного арсенала в мире. Республика расширяет нефтепровод до российского порта Новороссийск, построила нефтепровод в Китай и ведет переговоры о строительстве транскаспийского трубопровода, который свяжет маршрут Баку-Джейхан со Средиземноморьем.

Так что Америка может противопоставить подъему ШОС? Во-первых, Вашингтон должен признать, что у великих держав - Китая и России - есть прошлое, настоящее и будущее в этом стратегическом регионе. Они чрезвычайно остро реагируют на объявленные интересы США и не слишком приветливо встречают "новенького". Вашингтон должен предпринимать индивидуальные дипломатические усилия в отношении каждой из них.

Во-вторых, проблемы с радикальным Ираном в долгосрочной перспективе обязательно должны занимать умы участников шанхайского саммита. США должны убедить Китай, что Россия втягивает его в антиамериканский блок, что противоречит его долгосрочным интересам. Ничем и никем не сдерживаемый Иран будет еще выше задирать мировые цены на нефть, проводя агрессивную, одобряющую террор политику, поддерживая исламских джихаддистов и угрожая умеренным суннитским режимам на всем пространстве от Персидского залива до Марокко.

Между Россией и Китаем существует определенный геоэкономический конфликт. Россия добывает нефть с высокими затратами. Она заинтересована в нестабильности на Ближнем Востоке для сохранения цен на нефть и своих доходов высокими. Высокопоставленный советник Путина по внешней политике рассказал мне, что Россия про себя будет лишь приветствовать усиление нестабильности в регионе, поскольку цены на нефть могут подняться до 90 долларов за баррель, а то и выше. Китай же, с другой стороны, переживает мощный экономический рост и испытывает сильный энергетический голод, дешево утолить который может только Ближний Восток.

Вашингтон должен привлечь внимание Москвы к геополитическим последствиям, к которым приведет появление агрессивного, обладающего ядерным оружием Ирана, который вполне может ополчиться на "мягкое подбрюшье" России. Иран стоял за суннитской оппозицией в гражданской войне в Таджикистане в начале 1990-х годов, а теперь посягает на Азербайджан. Иран вполне может бросить вызов России, которая поддерживает авторитарных светских постсоветских правителей на Кавказе и в Центральной Азии.

Америка должна развивать отношения с Казахстаном и тепло встретить президента Назарбаева, который должен посетить США в сентябре. Она должна поощрять демократизацию, защиту прав собственности и рыночную политику в этой стране и, насколько это возможно, в других членах ШОС, особенно в Кыргызстане и Таджикистане.

Экономическое процветание Казахстана и его образовательная стратегия сыграют большую роль в предотвращении подъема радикального ислама. Этническую и религиозную гармонию, царящую в стране, необходимо перенести на другие страны Центральной Азии и всего мира.

Пока Америка ведет затяжную войну с терроризмом и его идеологией, она не может позволить себе конфликтовать с Россией или Китаем на евразийском пространстве. А потому Вашингтон должен найти способ начать диалог с ШОС хотя бы в ее пятую годовщину. В противном случае он рискует потерпеть еще одно унизительное поражение от Москвы или Пекина.

Ариэль Коэн - старший научный сотрудник программы изучения России и Евразии, а также международной энергетической безопасности аналитического центра Heritage Foundation, автор книг "Евразия в равновесии" (Eurasia in Balance, Ashgane, 2005) и "Энергетическое сотрудничество России и Казахстана" (Russia-Kazakhstan Energy Cooperation, GMB Publishing, 2006).

____________________________________________________________

Клуб, но не джентльменский ("The Economist", Великобритания)