Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Могут ли отрасти перья у ощипанной Сталиным птицы?

Сознание народа - странный инертный фактор

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наблюдая за процессами в Литве, часто приходишь к мысли - а почему в Литве все еще столь популярна русская музыка, русские телепередачи, почему политики, которые даже не скрывают своих симпатий и ностальгии к когда-то оккупировавшему нас государству, так уважаются у нас и постоянно избираются?

Однажды к Сталину пришла журналистка и спросила: каково мнение 'великого вождя народов' Сталина о рабах и рабском сознании. Сталин приказал принести птицу и здесь же ощипал ее, живую. Ощипанная, дрожащая птица начала испуганно прижиматься к тому, кто ее ощипал.

'Вот вам и ответ, - усмехнулся Сталин. - Чем больше вы ее ощипываете, тем сильнее она прижимается к своему мучителю. Вот это и есть рабское сознание'.

Наблюдая за процессами в Литве, часто приходишь к мысли - а почему в Литве все еще столь популярна русская музыка, русские телепередачи, почему политики, которые даже не скрывают своих симпатий и ностальгии к когда-то оккупировавшему нас государству, так уважаются у нас и постоянно избираются?

Описанный эксперимент Сталина с птицей отвечает на многие вопросы: птица после шестнадцати лет свободы не забыла и, должно быть, никогда не забудет 'любви' ощипавшего ее оккупанта. Это 'нормальное' психологическое состояние и не нужно удивляться, что так много людей в Литве снова проголосует за какого-нибудь хитроумного нового русского из Кедайняй (имеется в виду Виктор Успасских, проживающий в литовском городе Кедайняй - прим. перев.) или одного из ставленников Борисова (главный спонсор бывшего президента Литвы Роландаса Паксаса - прим. перев.) в какой-нибудь партии.

А если (не дай Боже) сейчас был бы проведен какой-нибудь референдум по поводу отрицания факта оккупации (ощипывания птицы), боюсь, что была бы серьезная опасность того, что большинство соотечественников проголосовало бы по-рабски, угодливо.

И тогда встает вопрос: делает ли что-нибудь наша служба безопасности, руководители и стратеги государства, чтобы сознание птицы изменилось в сторону свободного и достойного гражданина Литвы?

II

Сознание народа это такой странный инертный фактор, который возрастает не столько при строительстве муляжей замков или прокладке дорог, сколько тогда, когда стратегически инвестируешь в национальную культуру и просвещение. Не в каких-нибудь любящих пригубить театралов или писателей, садомазохистские эксперименты художников, а в театр национальной важности, литературу, искусство - воспитывающие гармонию, сознательность. В чувство спокойствия и полноценности. Инвестируя в особенно хороших учителей, а также в их подготовку в хорошем педагогическом университете!

А есть ли инвестиции государства в национальное, достойное (не птичье сознание) самосознание? Недавно мне пришлось участвовать в награждении на Литовском Телевидении талантливых детей торговой сетью 'Максима'. Приятно, но. . . Почему структура частного капитала занимается саморекламой, финансируя одаренных детей - ведь это обязанность государства? Ясно, что хорошо, что в то время, пока в государстве по-прежнему больше будут озабочены 'откатом' с евросоюзных денег, а также международной грызней, хотя бы частный бизнес поддержит несколько способных детей. Но, так или иначе - это большой позор нашему государству. . .

III

В каждом государстве или народе существует пассивная, не анализирующая масса, которая, скорее всего, является самым опасным сегментом демократии - поскольку через его искривленное сознание и рабские эмоции могут воздействовать всякие пятые колонны и ставленники Архангельска (В.Успасских - родом из Архангельской области - прим. перев.).

Можно разве только сетовать, что идиотизм является общечеловеческим явлением - психологи, политологи или общественные деятели подсчитывают, что оно составляет от 50 до 80 процентов в каждой стране. Проблема в том, обеспечивают ли те, оставшиеся 50-20 процентов, прогрессивное развитие государства? Или они начинают потакать тем 50-80 процентам, а также подкупать этих наивных нереальными обещаниями, бутербродами, концертами эстрадных знаменитостей или мороженным, чтобы впоследствии поживиться на этой человеческой глупости. . .

Даже массовые мероприятия или культуру досуга можно было бы направить не в сторону рабского сознания, а для воспитания свободного гражданина.

Например, мировым туристам и нашим детям наверняка было бы интересно увидеть в будущем Вильнюсском парке водных аттракционов свои, литовские (мифологические и этнографические) романтические аспекты, нежели выигравший псевдоконкурс муляж псевдо-Полинезии, воспитывающий комплекс неполноценности.

Точно также и мэр Вильнюса А.Зуокас, который теперь загорелся идеей разрушить Дворец спорта и построить на берегу реки Нярис музей Гуггенхайма, мог бы лучше в таком святом месте (рядом с территорией замка!) спроектировать и построить то, чего нигде в мире нет - литовское историческое подземелье с масками и домовыми, королевскими гробницами. . . Т.е. построить уникальный литовский исторический парк-музей аттракционов и досуга, а не еще одно здание, отражающее чужеземные явления.

IV

О феномене идиотизма недавно в литовском журнале 'Литература и искусство' весело рассуждал известный американский писатель, мыслитель Курт Воннегут, который на вопрос латвийского журналиста - 'Как так могло случиться, что такой идиот стал нынешним президентом США?' - ответил:

К.Воннегут: Это отчасти связано с нашей выборной системой. . . Кроме того, по меньшей мере, пятьдесят процентов нашего, вашего или какого-нибудь другого народа всегда - болваны (смеется).

Журналист: А действительно только пятьдесят?

К.Воннегут: Я вообще-то не хотел бы быть жестоким в отношении вашего государства (смеется). Наша форма управления нынче - это телевидение. Телевидение - настоящая власть, для многих людей телевидение заменяет жизнь.

Так что, когда мы бомбардировали Ирак, мы хорошенько развлеклись, пока наши крутые вояки шли вперед, но это было телешоу, практически для всех ставшее основным источником новостей. Как привлекательно! Фильмы о войне сделали ее уважаемой, хотя война это ужаснейшая болезнь, которой только может заболеть этот мир, однако фильмы показывают, что он того стоит. Мне жаль, что сегодня наше государство управляет всем миром, поскольку это страшное государство.

Журналист: А вы патриот?

К.Воннегут: Я даже не знаю, что это слово означает. Я вообще люблю американцев как нацию, люблю Соединенные Штаты, моих предков, которые сюда переселились перед Гражданской войной, в семидесятых годах XIX века строили это государство с общественными школами, театрами и симфоническими оркестрами. Но теперь это замечательное государство в неволе.

V

Что делать, чтобы ситуация менялась? Есть ли нынче в Литве, среди действующих партий, такая, которая стала бы искрой другой жизни, искрой Доброй Надежды? Скорее всего, нет - на досрочных выборах мы снова будем выбирать между плохим и очень плохим. . .

А изменить ситуацию может Боженька. В Англии обещают засуху, какой в минувшее столетие не было. (Может, это как-то отражается и на катастрофической засухе в мозгах в литовской политике?) Там жестко экономят воду, запрещено поливать сады, траву. . . Между тем ученые предупреждают о перспективе на ближайшие сорок лет: из-за глобального потепления Англия может оказаться под водой. В Литве тоже останется лишь несколько островков. . .

Пытаясь представить, что было бы, если бы это началось реально (так ведь началось уже!), думаю, что многие ненужные проблемы отпали бы - зависть к соседу, ненависть к мыслящему по иному, жадность, оговоры, нечестный дележ денег ЕС. Все серьезно бы озаботились, как выжить. Так было и ночью 13-го января - мы были красивы, едины, поскольку мы хотели остаться не раздавленными.

Так что у Бога есть такое неприятное средство апокалиптического воспитания, о котором люди частенько забывают и снова начинают вести себя не честно и глупо, точно наглые, своенравные дети. Мир впервые так близко подошел к самоуничтожению, чтобы могли и дальше спокойно играть в игры, которые к этому привели.

VI

К.Воннегут: Мне не нравится, что делается с людьми. Наша планета как место проживания - проклята, хотя она создана красивой и замечательной, но страшен масштаб страданий в этом месте: чаще всего, их причиной становятся люди, не так много - природа: вулканы, молнии и ураганы. Мне не нравится, что люди делают с этой красивой планетой.

Журналист: Несколько дней назад мы разговаривали с индейцами хопи. Они не изменили место своего проживания почти за две тысячи лет. Мы их спрашиваем, каковы их отношения с белыми, они отвечают - спокойные, поскольку они верят в старые сказания, что белым вскоре надоест, они усядутся на корабли и улетят на Луну. Так что вскоре их не останется, и волноваться из-за них не стоит.

Витаутас В.ЛАНДСБЕРГИС - кинорежиссер, писатель, сын известного литовского политика Витаутаса Ландсбергиса