Москва - Дебют России в качестве председателя группы восьми ведущих промышленно развитых стран прошел не самым лучшим образом. Первого января, возглавив группу в порядке ротации, Россия прервала поставки газа соседней Украине, в связи с чем Москву обвинили в использовании энергоносителей в качестве политического оружия.

Даже Кремль признает, что он мог поступить в той ситуации лучше - но не так, как вы могли подумать.

'Тогда мы разъяснили нашу точку зрения, но нас никто не слушал, - заявил заместитель пресс-секретаря президента Владимира Путина в интервью газете 'Ведомости'. - Может быть, если бы тогда мы работали с крупным PR-агентством, все бы пошло по-другому'.

Такое мышление объясняет, почему в июле в Санкт-Петербурге Россия будет встречать президента Буша и других лидеров 'восьмерки' с помощью американской PR-компании.

Нью-йоркская фирма Ketchum, являющаяся подразделением Omnicom Group и обслуживающая такие известные компании, как FedEx, Pepsi и другие, дает рекомендации России по улучшению ее имиджа в глазах мирового сообщества и прессы.

Россия намерена более открыто и охотно общаться с внешним миром. Прибегая к услугам Ketchum, Россия признает проблему с имиджем и пытается изменить его.

'Россия сознает, что подобная возможность появляется нечасто, - заявил Ноам Гелфонд (Noam Gelfond), старший вице-президент Ketchum, координирующий реализацию российского контракта. - Это значительная страна, а сейчас - исключительно важный период'.

Ketchum способствует тому, чтобы 'впечатления, полученные участниками саммита, помогли улучшить общий имидж России как надежного и ответственного партнера'.

Задача непростая. Председательство России в G-8 - это не только престиж, но и пристальное внимание тысяч журналистов. Однако, для Кремля пресса - почти всегда сила, которую следует сдерживать и контролировать, а не свободный выразитель разнообразных мнений.

В этом году Кремль столкнулся с целым рядом проблем в области PR, ответив на них энергичными оборонными мерами. После временного отключения газа Украине Россия стала объектом критики за ограничение деятельности неправительственных организаций. В мае вице-президент Дик Чейни критиковал Россию за использование природных ресурсов 'в качестве орудий запугивания и шантажа'.

Несколько дней спустя журналисты, участвовавшие во всемирном газетном конгрессе, отмечали, что государство стремится задушить свободную прессу.

На этой неделе группа конгрессменов, представляющих обе партии, призвала Буша и других лидеров стран 'большой восьмерки' выразить порицание России за движение в сторону авторитаризма и рассмотреть возможность отдельной встречи без Путина.

Вообще, Россия склонна с презрением относиться к советам или конструктивной критике из-за рубежа. Воспользовавшись услугами Ketchum, который будет координировать работу команд в девяти странах для обеспечения потребностей 24-часового информационного цикла, она впервые обращается за помощью к профессионалам. Ни одна из сторон не сообщает, какую сумму заплатил Кремль.

'Может быть, мы не так активно утверждаем наше мнение, - предположил пресс-секретарь Кремля Песков. - Некоторые люди, некоторые лица, формирующие общественное мнение, некоторые журналисты на Западе, они все еще, к сожалению, мыслят в рамках старых стереотипов. Они просто привыкали думать о России как о конфронтационной стране. Они привыкали думать о России как о стране, в которой может быть только плохое. . . Они привыкали думать, что любое решение, принятое президентом, угрожает демократии и правам человека'.

Иными словами, Россия не виновата.

'Множество событий неправильно воспринимается на Западе, - заявил Песков. - Прискорбно, что страну видят только в черном цвете, потому что в природе чисто черного цвета не существует. Каждая страна - смесь черного и белого'.

Михаил Маслов, старший партнер дочерней компании Ketchum в Москве, непреднамеренно подтвердил, что Россия с тревогой относится к зарубежной прессе. Он сказал, что не может дать интервью, не получив разрешения администрации президента. Когда разрешение было дано, он заявил, что 'бренд' так же важен для страны, как для корпорации.

'Россия и Москва по-прежнему ассоциируются с бандитскими разборками на улицах и медведями, пляшущими на Красной площади, - заявил он. - Не хватает понимания и знания того, что здесь происходит'.

Маслов провел параллель с временами "холодной войны", когда, по его словам, россияне знали о Соединенных Штатах только то, что узнавали из передач государственного телевидения. Он напомнил, что показывались документальные кадры времен Великой депрессии - длинные очереди в бесплатные столовые, символ национального кризиса - но ничего не говорилось о достижениях Америки в науке, технике и других областях.

'Подобным образом мне иногда кажется, что пресса отбирает и показывает преимущественно негатив или вещи, которые не отражают нынешнее состояние страны, - заявил он. - Такого рода восприятие нельзя изменить сразу'.

В том, что Россия выбрала Ketchum для проведения своей пиар-кампании, содержится некая ирония, поскольку в свое время сам Ketchum стал объектом нежеланного пиара.

В 2003 г., в рамках контракта с департаментом образования США компания сняла и распространила видеофильм в поддержку закона 'Ни одного отстающего ребенка' (No Child Left Behind Act), представленный как информационное сообщения без указания на то, что за него заплатила администрация Буша.

По заказу департамента Ketchum также заплатил влиятельному чернокожему комментатору Армстронгу Уильямсу (Armstrong Williams) за пропаганду успехов реформы образования.

Бюро подотчетности государственного аппарата (Government Accountability Office) осудило администрацию Буша за нарушение запрета на использование денег налогоплательщиков на 'рекламу или пропаганду'.

На вопрос о том, каким будет послание России саммиту, Песков ответил, что их будет много: Россия работает над повышением уровня жизни своих граждан. Россия готова (небезвозмездно) поделиться своими природными ресурсами с иностранными партнерами. Россия хочет сотрудничать с международным сообществом для того, чтобы сделать мир более безопасным.

Но первым в его списке значилось такое утверждение: 'Россия - очень большое и сильное государство'.

____________________________________________________________

Из России с раскруткой ("The Weekly Standard", США)

Кремль стремится улучшить образ России за рубежом ("The Boston Globe", США)

Почему Путину не нужно нанимать пиарщиков ("The Financial Times", Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.