Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мечтая об энергетической гегемонии, Россия рискует вылететь в трубу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня, четвертого июля, в свой 230-й 'день рождения' Соединенные Штаты возвышаются над миром подобно колоссу. Ни одна страна не сравнится с ними по военной и экономической мощи. Но это могущество может в любой момент рассеяться, как мираж, если оно не дополняется смирением, неустанным трудом, готовностью идти на жертвы и, главное, политическим курсом, основанным на стремлении к сотрудничеству, а не гегемонии

Сегодня, четвертого июля, в свой 230-й 'день рождения' Соединенные Штаты возвышаются над миром подобно колоссу. Ни одна страна не сравнится с ними по военной и экономической мощи. Но это могущество может в любой момент рассеяться, как мираж, если оно не дополняется смирением, неустанным трудом, готовностью идти на жертвы и, главное, политическим курсом, основанным на стремлении к сотрудничеству, а не гегемонии.

Вспомним хотя бы другую сверхдержаву - СССР, главного соперника США в послевоенные годы. Еще вчера у Советского Союза была обширная империя в Восточной Европе, государства-сателлиты в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, его армия и флот намного превосходили обычные вооруженные силы Запада, а ядерный арсенал не уступал американскому, и по некоторым параметрам даже превосходил его. Сегодня у 'правопреемницы' СССР - России - есть два главных стратегических козыря: ядерные ракеты и запасы энергоносителей. Без них эта страна по всем характеристикам, кроме территории, была бы сравнима с Голландией - и к тому же эта 'Голландия' находится в упадке, поскольку численность населения в России сокращается даже быстрее, чем в Западной Европе.

Российские ядерные ракеты - козырь скорее психологический и политический, чем военный. Никто не думает, что в случае кризиса российское правительство действительно намеревается пустить их в ход. Этот арсенал сохраняется во-первых в качестве средства сдерживания от ядерного нападения, - учитывая неуклонное продвижение Ирана к созданию ядерного оружия подобную опасность уже нельзя расценивать как чисто теоретическую - и, во вторых, в качестве гарантии, что с Кремлем будут консультироваться по всем жизненно важным вопросам мировой политики. В частности, Россию вряд ли приглашали бы на встречи 'большой восьмерки', если бы у нее не было оружия, способного уничтожить весь мир.

Однако российские энергетические богатства (она обладает вторыми по величине запасами нефти и самыми большими запасами газа в мире) - дело другое: они дают ей и экономические, и политические, и стратегические преимущества. Нынешние высокие цены на нефть необычайно выгодны России: деньги рекой текут в страну, пополняя казну президента Путина. Иностранные инвестиции в энергетический сектор должны вооружить нарождающийся российский капитализм новейшими технологиями и навыками. Кроме того, будучи главным поставщиком нефти и газа в обделенную запасами энергоносителей Западную Европу, Россия находится в отличном стратегическом положении: вопросы, которые ее заботят, не могут не восприниматься всерьез Германией, Францией, Италией и другими странами.

Однако чтобы реализовать эти преимущества, Россия - сегодня читай: Путин - должна вести себя благоразумно и проводить политику добрососедства. Как предупреждал британцев Киплинг 109 лет назад, высокомерие и безжалостная эксплуатация краткосрочных преимуществ контрпродуктивны. Таким путем вы лишь наживете врагов. К сожалению, Путин использует энергетические богатства России, проявляя именно такое безоглядное высокомерие.

Самым вопиющим примером этого подхода стало 'дело 'ЮКОСа'', грозящее подорвать репутацию российского капитализма в глазах иностранных инвесторов. Стоило владельцу 'ЮКОСа' Михаилу Ходорковскому - одному из самых видных российских 'олигархов' - заявить о намерении с помощью своего огромного состояния выйти на политическую арену в качестве соперника президента, Путин тут же ответил предъявлением этой компании серии обвинений, в том числе в мошенничестве и уклонении от налогов. Когда дым от юридических баталий рассеялся, Ходорковский оказался в сибирском лагере, а 'ЮКОС' был полностью разорен. Его активы за непонятно откуда взявшиеся деньги тут же перекупила никому не известная маленькая фирма, чтобы затем с огромной прибылью перепродать нефтяной компании 'Роснефть'. Сегодня 'Роснефть', частично принадлежащая государству, стремится получить новые инвестиции за счет размещения акций на Лондонской и Нью-йоркской биржах.

Во многих отношениях 'Роснефть' - просто образцовая компания: у нее низкие издержки, в совете директоров западные менеджеры, она использует современные методы бухгалтерской отчетности, обладает крупными месторождениями, и, главное, имеет друзей 'наверху'. Однако, как отмечает журнал Time, компании также приходится иметь дело с неурегулированными претензиями на общую сумму в 47 миллиардов долларов, связанными с экспроприацией, продажей и перепродажей активов 'ЮКОСа'.

Если с этими прежними акционерами - в числе которых и Ричард В. Ален (Richard V. Allen), в прошлом советник Рейгана по национальной безопасности (с таким человеком, надо думать, лучше не связываться) - не поступят справедливо, инвесторы, планирующие вложить капиталы в 'Роснефть' и другие российские компании, либо вообще откажутся от этих намерений, либо потребуют больших дивидендов для компенсации повышенных юридических рисков.

Сам принцип верховенства закона можно отнести к числу экономических активов. Поэтому, если законность в России будет вызывать сомнения, экономическая цена достижения путинской цели - 'мирового лидерства' страны в энергетической сфере - повысится, возможно до неприемлемого уровня.

Такой результат будет просто неизбежен, если Путин совершит еще более серьезную ошибку, и начнет использовать энергоносители в качестве инструмента политического давления на соседей и потребителей. Вот один пример, который должен заставить его поостеречься: один из активов 'ЮКОСА', неподконтрольных российскому государству - нефтеперерабатывающий завод в Литве. После продолжительных юридических баталий в разных странах иностранные директора 'ЮКОСа' с разрешения американского суда недавно продали его польской энергетической компании Orlen. Этой сделке противостояла Россия (настаивавшая на передаче завода 'Роснефти'), но ее с энтузиазмом одобрило литовское правительство (не желавшее, чтобы российская компания получила фактически полный контроль над снабжением страны энергоносителями), и, пусть и скрепя сердце, поддержал польский кабинет (покупка завода стала большим успехом предприимчивой польской компании, но цена была высока).

Впрочем, коммерческие соображения здесь не единственный фактор. Как отмечает Eurasia Daily Monitor, ранее Россия заблокировала транспортировку казахской нефти в Литву, а в прошлом году [так в тексте - прим. перев.] прекратила поставки газа на Украину: оба решения, очевидно, были продиктованы политическими причинами. Что же получается, страны, полагающиеся на поставки российских энергоносителей, вместе с сырьем 'покупают себе' политическую уязвимость?

Именно такие опасения побуждают политических руководителей в бывшей [так в тексте - прим. перев.] Восточной Европе 'страховаться' от энергетических рисков. Они хотели бы, чтобы Казахстан, Турция, Румыния, Венгрия, Австрия, Польша и Украина совместными усилиями обеспечили транспортировку центральноазиатской нефти по трубопроводам к побережью Черного моря, а оттуда - опять же по трубопроводам - в самый центр Европы. Эти новые маршруты, проложенные в обход России, сильно затруднят, а в конечном итоге - и удорожат кремлевскую политику энергетического давления. Ряд таких схем уже прорабатывается.

Чтобы Россия добилась успеха в строительстве капитализма, Путин должен понять, что инвесторов нельзя обманывать, а клиентов - запугивать. Ведь при капитализме они всегда могут обратиться к кому-то другому.

____________________________________________________________

Покупка акций 'Роснефти' - неглупый ход BP ("The Wall Street Journal", США)

Что реально означает "энергетическая безопасность" ("The Washington Post", США)

Инвесторы должны понять, что Россия - это не только нефть и газ ("The Times", Великобритания)