Путь к миру для Иерусалима лежит не через Багдад, как утверждали американские неоконсерваторы в 2001-2003 гг. - и не через Тегеран с Дамаском, по которым ястребы в США и Израиле сегодня требуют нанести удар. Этот путь проходит через Вашингтон. Из-за риторики о 'войне с террором' США увязли в ими же объявленной 'затяжной войне', основанной на искаженных представлениях о ситуации в далеком регионе, в ходе которой территория Израиля может превратиться в 'западный фронт' боевых действий против радикального ислама.

Чтобы НАТО, как настаивает сегодня американское руководство, могла действительно превратиться во всемирный альянс против террора, его политика должна основываться на едином понимании ситуации - не только в отношении самих непосредственных угроз, но и долгосрочной стратегии по их обузданию. Разница в восприятии Вашингтоном и европейскими столицами политических процессов на Ближнем Востоке грозит расколоть Атлантический альянс.

Европейские лидеры считают, что США проводят в регионе имперскую великодержавную политику - причем если во времена 'холодной войны' в роли их соперника выступал СССР, то сейчас Вашингтону противостоят исключительно внутрирегиональные силы. Горький опыт собственного имперского прошлого приводит европейцев к выводу, что Вашингтон оказался в 'ловушке' - ситуации, когда его собственная политика способствует сохранению и воспроизводству угроз, с которыми он сталкивается.

Один бывший британский министр недавно сравнил поддержку, которую США оказывают Израилю, с действиями Лондона по поддержанию власти протестантов в Северной Ирландии - эта политика проводилась в течение 300 лет, сопровождаясь вспышками террора с обеих сторон, пока британское государство не осознало необходимость изменения курса. Французские аналитики в этой связи вспоминают о столетнем владычестве их страны над Алжиром, и кампании терроризма и 'асимметричной войны', которая вынудила Париж предоставить алжирцам независимость.

С этой точки зрения безопасность Израиля на долгосрочную перспективу можно обеспечить лишь за счет мирных отношений с соседями, и установления партнерства с дееспособным палестинским государством. Если Израиль будет отождествлять свою безопасность и интересы с безопасностью и интересами Америки, ему не уцелеть после того, как США рано или поздно утратят гегемонию в регионе.

Вашингтон смотрит на вещи совершенно по иному. Идея 'американской исключительности' исключает параллели с опытом других империй; США в представлении нынешней администрации - благая сила, несущая Ближнему Востоку демократию и прогресс. Вашингтонские чиновники, чьи предшественники в свое время поощряли 'Шинн-Фейн', сегодня категорически заявляют: 'США не ведут переговоров с террористами'. Поборники американских национальных интересов отказываются признавать, что противоборствующими им силами также движут национальные интересы - например, Ирана - и арабская национальная гордость. Общий принцип 'наш враг - терроризм' не позволяет учитывать нюансированные, но важнейшие различия между 'Хезболлой', ХАМАС и 'Аль-Каидой'. Израиль рассматривается как плацдарм западной цивилизации в борьбе со смертельной угрозой - радикальным исламом.

Вашингтонское руководство считает, что США ведет затяжную войну, отстаивая ценности разума от поползновений иррациональных сил. Европейские наблюдатели опасаются, что направленность курса США определяется внутриполитическими процессами и односторонним освещением событий на Ближнем Востоке в американской прессе. Их сомнения относительно характера внешней политики США лишь усугубляет систематическая кампания против центров ближневосточных исследований при американских университетах, в рамках которой звучат даже предложения о том, чтобы Конгресс ввел своего рода цензуру в отношении вузовских учебных программ.

Из-за влияния 'христианских фундаменталистов' на политику США утверждения администрации Буша о том, что она защищает разум от безумия, выглядят неубедительными. Опрос, проведенный в 2003 г. социологическим центром Pew Research Center, показал, что 36% американцев считают: создание государства Израиль представляет собой шаг на пути ко второму пришествию Христа. Тот факт, что администрация Буша не проявляет особого энтузиазма по отношению к 'дорожной карте' ближневосточного урегулирования и продолжает выделять средства на расширение еврейских поселений за пределами израильских границ 1967 г., укрепляет внутриполитическую базу Республиканской партии, но подрывает доверие к США как в мусульманском мире, так и в европейских столицах.

Американские консерваторы не жалеют сил, доказывая нелигитимность попыток европейцев добиться палестино-израильского урегулирования за счет создания палестинского государства. Неоконсерваторы обвиняют правительства европейских государств в 'умиротворении' врага. Критикам напоминают о традициях антисемитизма в Европе. В конечном итоге, однако, американской администрации придется обратиться к европейским союзникам за финансированием восстановления разрушенного в Ливане и Палестине: она уже просит европейцев предоставить свои войска для миротворческих сил в регионе. Администрация Буша на горьком опыте убеждается, что в одиночку ей не удастся воплотить в жизнь свою концепцию миропорядка. С ее стороны было бы разумнее прислушиваться к мнению партнеров, и не позволять, чтобы курс США в самом сложном и опасном регионе планеты определялся необъективной позицией лоббистов и иррациональными 'подводными течениями' американской внутриполитической жизни.

Лорд Уоллес Солтейрский (Wallace of Saltaire) заместитель главы либерально-демократической фракции в Палате лордов британского парламента и почетный профессор истории международных отношений в Лондонской школе экономики (London School of Economics)

____________________________________________________________

Безумие потворства ("The Guardian", Великобритания)

Мы в Европе не должны забывать: конфликт на Ближнем Востоке создан нами ("The Guardian", Великобритания)

Глубинные причины ливанского кризиса - в фатальных ошибках Джорджа Буша ("The Guardian", Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.