Главный вопрос любой революции, как известно - это вопрос о власти. И 13 сентября прошлого года Конституционный суд Украины этот вопрос решил, подтвердив законность политической реформы, которая стартовала в стране 1 января 2006 г. Под обращением в КС тогда подписались депутаты из 'Нашей Украины', в результате полномочия действующего президента были существенно ограничены, а Украина превращена в парламентскую республику.

Согласно Конституционной реформе, кабинет министров полностью формируется Верховной Радой без какого-либо участия президента. И благодаря этому пункту Верховная Рада чуть не оказалась распущенной сама. А на днях представитель Президента в Конституционном Суде Владимир Шаповал заявил, что, несмотря на запрет Верховной Рады, Конституционный суд может пересмотреть политическую реформу исходя из статьи 152 Конституции.

Означает ли это, что предложенный Виктором Ющенко для подписания основными политическими силами Украины Универсал национального единства был уловкой? Или представитель президента в КС высказал свое собственное мнение, которое тут же вызвало бурную реакцию со стороны руководителя фракции Партии регионов Евгения Кушнарева, заподозрившего Шаповала в провоцировании сторонников политической реформы на ответные действия и посоветовавшего руководителю президентского секретариата Олегу Рыбачуку гнать таких 'горе-чиновников' из окружения Виктора Ющенко, дабы 'не разрушать хрупкий политический мир'.

Очевидно, однако, что политическая реформа - далеко не единственный фактор, разъединяющий недавних политических оппонентов. На очереди - выстраивание новых отношений с Москвой и Вашингтоном, Евросоюзом и НАТО, и :продолжение разборок с собственной оппозицией в лице БЮТ, лидер которой Юлия Тимошенко более месяца назад чуть не стала премьером сама. Тогда бы Украину, скорее всего, ожидал пересмотр газовых соглашений с Россией. Но Виктор Янукович такую возможность опроверг.

На пресс-конференции в четверг он заявил, что одной из ключевых тем его визита в Россию 15-16 августа станут отношения в газовой сфере. Он подчеркнул, что правительство Украины не намерено в одностороннем порядке отказываться от соглашений с РФ в газовой сфере. 'Я никогда не говорил, что мы будем что-то отменять. Мы будем стремиться к тому, чтобы найти общий язык с поставщиками энергоносителей, чтобы поставка энергоносителей была прозрачная, чтобы договоренности были на государственном уровне', - сказал премьер. По его словам, основным является обеспечение стабильных цен на газ, сообщает ИТАР-ТАСС.

Отвечая на вопрос, какие еще темы он планирует затронуть в ходе переговоров с российским руководством, Янукович сказал: 'Прежде всего, мы должны обеспечить сегодня условия для того, чтобы, наконец-то, заработала межгосударственная комиссия 'Ющенко-Путин'. Это вопрос большой и я как сопредседатель, надеюсь, этой комиссии в ближайшее время сделаю все, чтобы состоялось ее первое заседание, которого не было уже полтора года'.

Янукович также заявил, что вопрос о базировании Черноморского флота в Крыму будет решаться исключительно с точки зрения национальных интересов Украины. 'Мы будем работать только на наше государство', - сказал премьер-министр на пресс-конференции. Он подчеркнул, что 'не будет ни прозападной, ни пророссийской Украины, будет проукраинская Украина'.

Касаясь 'языкового вопроса', Янукович высказался за принятие программы развития украинского языка без дискриминации русского. 'Перегибы в языковой политике некоторыми исполнителями вызывают у населения обратную реакцию. То есть, говоря так, насильственная украинизация ведет к обратному пути. Я бы хотел сказать, что, конечно же, сегодня украинский язык нуждается в развитии. Те русскоговорящие регионы Юго-Востока Украины - они нуждаются в программе развития языка, но в реальной, последовательной и эффективной', - сказал Янукович. Он также считает целесообразным обеспечить функционирование русского языка в этих регионах в соответствии с Европейской хартией региональных языков и языков меньшинств, сообщает 'Newsru.com'. 'Конечно же, в обязательном порядке мы, проводя эту работу, не должны заниматься дискриминацией русского языка. Мы должны создать все условия в рамках Европейской хартии региональных языков, чтобы русский язык свободно использовался в тех русскоязычных регионах. Те люди, которые всю жизнь говорили на русском языке, чтобы они имели возможность использовать русский язык в судах, медицинских учреждениях и так далее. То есть, в повседневной жизни', - отметил премьер.

Многие западные наблюдатели склонны считать Виктора Януковича пророссийским политиком, от которого можно ожидать попыток изменения внешнеполитических приоритетов страны в сторону ограничения влияния Запада и, соответственно, роста влияния России. Эти тенденции, по их мнению, будут раскалывать страну, усиливая исторически обусловленную предрасположенность западной и юго-восточной Украины к разным культурным традициям, ценностным ориентациям и т.д.

Так, профессор истории Колумбийского университета Марк фон Хаген пишет в 'The Wall Street Journal': 'На прошлой неделе, после четырех месяцев политического паралича на сцену в роли премьер-министра внезапно вернулся пророссийский политик Виктор Янукович, чьи попытки фальсификации президентских выборов в 2004 году вызвали начало 'оранжевого восстания'. Страна была и остается расколотой по многим признакам - территориальным, возрастным, языковым и культурным, но отнюдь не по национальным, как ошибочно полагают некоторые. Возможно, самые серьезные разногласия существуют между теми украинцами, которые считают, что их будущее связано с Россией, а экономика должна контролироваться государством и его олигархами, и теми, кто полагает, что страна должна сближаться с Западом. У первой группы есть влиятельные союзники в России, которые хотят вновь сблизить два славянских государства. Именно она составляет избирательную базу Януковича. Вторая группа считает, что полностью суверенная Украина должна жить в увязке с Европой, и поэтому она продолжает поддерживать 'оранжевых' революционеров типа президента Виктора Ющенко и бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко. . . Сегодняшняя Украина оказалась на границе Евросоюза и НАТО, которые открыли свои двери для ее вступления, и России с ее союзниками по бывшей советской империи, которые используют притягательную политику нефтегазового пряника (а порой и кнута). Президент Ющенко пытается поставить Украину на европейские рельсы. Новое правительство Януковича может предпочесть развернуть страну назад, навстречу Москве. Ни тому, ни другому не удастся сделать это с легкостью. История Украины, бросающая свою тень на настоящее и будущее страны, не дает возможности четко направить страну на восток или на запад. Она оказывается где-то посередине'.

Однако с таким положением вещей согласны не все. Сегодня польское правительство отчаянно пытается сохранить свое влияние на Украину в условиях, когда к власти там пришел человек, считающий Варшаву союзницей своих политических врагов, пишет 'The Financial Times'. В попытке обеспечить сохранение хороших отношений польский премьер-министр Ярослав Качиньский позвонил Януковичу, чтобы поздравить его и пригласить посетить Польшу в ближайшее время. Президент Польши и близнец премьер-министра Лех Качиньский также определил улучшение отношений с Украиной в качестве приоритета внешней политики. Недавно он провел встречу со своим предшественником, бывшим коммунистом Александром Квасьневским, чтобы обсудить проблемы Украины, а также создал польско-украинскую президентскую комиссию. 'То, что Польша может сделать сейчас - это убедить украинскую элиту, особенно 'голубой' лагерь [Януковича и его Партию регионов], встать на путь европейской ориентации, а также показать им преимущества будущего членства в ЕС и НАТО', - заявил глава парламентского комитета по внешним отношениям и член правящей партии 'Закон и Справедливость' Павел Залевский. 'Мы можем также содействовать будущему вступлению Украины в ЕС', - добавил он.

Эти шаги демонстрируют признание Варшавой того факта, что в интересах Польши сохранить влияние на Киев, дабы продолжать разъяснять Украине преимущества западного выбора. Польше также нужна стабильность на восточных границах. 'Мы хотим создать пояс демократических государств вдоль внешних границ Евросоюза, и демократическая Украина должна стать его частью', - сказала польский министр иностранных дел Анна Фотыга.

О том же, что хочет от Украины Россия и, соответственно, Украины от России, в интервью польской 'Dziennik' рассказал российский политолог Сергей Марков: '. . .В Кремле есть люди, которые хотели бы, чтобы у власти остался Ющенко, потому что это раскололо бы Украину и могло бы даже привести к присоединению ее восточной части к России. Однако, по моему мнению, России невыгоден распад Украины, потому что это бы навсегда испортило наши отношения с Западом. Цель Ющенко - вызвать конфликт между Россией и Украиной. Изолировать нас, загнать в сибирский угол, где по улицам бегают медведи, окружить санитарным кордоном и при этом навязать нам высокие тарифы на транзит энергоносителей. Такая Украина встала бы между нами и Европой, не говоря уж о том, что это происходило бы при мощном вмешательстве США, которые хотят контролировать Украину. Ющенко - антироссийский, а Янукович - не пророссийский, но готов к компромиссу'.

Отвечая на вопрос, каков же план России в отношении Ющенко, Марков отметил: 'Сегодня в Москве идет борьба двух концепций. Согласно первой из них, мы должны максимально участвовать в украинских делах; ее сторонники предлагают создание единого экономического пространства таких государств, как Россия, Украина, Белоруссия и, возможно, Турция. . .

Здесь речь идет о реальной возможности его превращения во что-то большее, чем просто экономическое сообщество. Мы хотим создать новое качество связей между этими государствами, чтобы возникла структура, подобная ЕС. Такой 'Экономический союз государств, не принятых в ЕС'. Наша задача - общее увеличение темпов экономического роста с тем, чтобы догнать, а затем перегнать ЕС. И это должен быть не противовес и не конкурент, а альянс, который станет стратегическим партнером Брюсселя. Для реализации этого плана Украина должна быть экономически и политически сильной, а, прежде всего, не расколотой.

Совсем иная вторая российская концепция; в ней значение нашего соседа ограничивается до минимума, согласно ей, все, что нам нужно от Киева - это безопасный транзит для нашего сырья. При таком раскладе Украина стала бы нашим конкурентом, и именно поэтому она не должна быть экономически сильной'.

Следуя этой логике, можно сделать вывод о том, что Кремль более склонен к реализации первого варианта поведения. Однако хочет ли этого Украина? И будет ли она следовать положениям главного документа, спасшего Верховную Раду от роспуска - Универсала национального единства?

Прокомментировать ситуацию МиК попросил Михаила Делягина, научного руководителя Института проблем глобализации, д.э.н.:

- Универсал - документ абсолютно вырожденный. Там смысла очень немного, но есть две принципиально значимые вещи. Первое - что русский язык не будет принят в качестве государственного, что открывает дорогу для продолжения политики насильственной украинизации страны.

И второе - в этом документе нет преград для вступления Украины в НАТО. То есть, политика Януковича - это возврат от оранжевой политики, но не к чему-то разумному, а возврат к кучмизму .

Янукович будет рассказывать про дружбу и за этими разговорами будет стараться доить Россию, при этом доить Россию с учетом потребностей и интересов, безусловно, юго-востока Украины, донецкой группировки. Также при этом будет вестись политика дерусификации - как она велась при Кучме, так она будет вестись и при Януковиче.

И второй момент - Украина будет вступать в НАТО. Просто потому, что Янукович выглядит как пророссийский политик и должен как-то дружить с американцами.

Максимум, что мы можем получить на этом поле - это сохранение украинского военно-промышленного комплекса в той части, в какой он нужен для России. Потому что Тимошенко его бы уничтожила просто потому, что он нам нужен и полезен, она бы уничтожила его по просьбе американцев. А Янукович может его оставить, но это все, что мы реально сможем с него получить.

Надо отдать должное российской бюрократии, она с самого начала поставила на человека, который для России как политик не интересен, потому что никакой пользы он России не принесет. И будет, к сожалению, учитывать интересы России в крайнем случае и крайне незначительно, и только под давлением. А давить на него будет гораздо сложнее чем на Тимошенко - просто потому, что он как бы свой.

- Ну, а как же мнение народа, в первую очередь, по вопросу НАТО? Все помнят, какие массовые акции протеста недавно были в Крыму. Он что, сможет убедить своих избирателей изменить точку зрения на 180 градусов?

Да никто не будет обращать внимания на народ. Это же демократия. И контролируя часть СМИ, украинские лидеры легко смогут объяснить, что НАТО - это то, что нужно, а все, кто против этого, не хотят для Украины светлого будущего.

- А куда исчезнут разногласия внутри политических группировок, ведь Универсал был подписан политическими оппонентами. И с президентской стороны уже прозвучали заявления о возможности отмены Конституционным судом некоторых положений политической реформы:

Политические разногласия в высших эшелонах власти Украины будут сохраняться обязательно, и это естественно. При этом понятна позиция уважаемого товарища Ющенко, так как ему не хочется отдавать власть. И в рамках этого будут происходить разного рода выпады, дискуссии, заявления. Но это все не будет иметь принципиального значения.

Украина находится между Западом и Россией. Путинская Россия ничего предложить ей не может, кроме чудовищной коррупции. И в этой ситуации волей-неволей Янукович будет ориентироваться на Запад. Он будет доить Россию, он будет использовать Россию, но реальная его ориентация может быть только на Запад. Поэтому он будет потихоньку присоединяться к НАТО, а всех тех, кто против, постепенно убирать. Вопрос лишь в том, насколько жестко или мягко это будет происходить.

ИАА "Консалтинг и маркетинг"

____________________________________________________________

Россия хочет, чтобы Украина вновь от нее зависела ("Dziennik", Польша)

Окраинный раскол ("The Wall Street Journal", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.