Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Три магические причины процветания наций: имеет ли их Украина?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще в XVII веке Адам Смит четко определил ключевые причины богатства и бедности разных наций. Главные три показателя, указанные этим основоположником современной экономики, были: мир, умеренные налоги, толерантная судебная система. Украине посчастливилось иметь первый (в отличие от числа других стран с переходной экономикой), но ситуация с двумя другими остается довольно затруднительной

Еще в XVII веке Адам Смит четко определил ключевые причины богатства и бедности разных наций. Главные три показателя, указанные этим основоположником современной экономики, были:

(i) мир,

(ii) умеренные налоги,

(iii) толерантная судебная система.

Украине посчастливилось иметь первый (в отличие от числа других стран с переходной экономикой), но ситуация с двумя другими остается довольно затруднительной.

Наибольшей и главной фундаментальной проблемой, которая до сегодня препятствует реализации огромного потенциала Украины, была и остается плохая бизнес-среда. В частности, существовали и существуют серьезные проблемы в важнейших вопросах любого делового предприятия: регистрация собственности, система налогообложения, защита миноритарных акционеров, порядок получения лицензии, открытия и прекращения деятельности компаний, наем и увольнение работников и т.п.

Те люди, которые старались вести бизнес в Украине или просто проживали здесь некоторое время, очень хорошо знакомы с такими проблемами. Но как Украина выглядит по сравнению с остальным миром? Относительная позиция страны является существенно важной, поскольку она определяет направление движения и развития двух основных факторов экономического роста - физического и человеческого капитала - на межгосударственном уровне.

К сожалению, но и не удивительно, украинские показатели являются поражающе низкими. Соответственно недавнему всестороннему опросу Мирового Банка "Ведение бизнеса - 2006", например, Украина занимает лишь 124 место из 155 стран!

Такая позиция является значительно худшей по сравнению с большинством других стран с переходной экономикой или развивающихся. Фактически, среди всех стран с переходной экономикой лишь Узбекистан имеет рейтинг хуже, чем Украина, в то время, как такие страны, как Афганистан, Беларусь и Ирак имеют лучший рейтинг!

Остановимся на некоторых деталях. Если взять в качестве показателя уровень регистрации прав собственности, который является решающим для любого участника бизнеса, Украина, государство с относительно высоким уровнем образования, получит лишь 127 место, что хуже чем во многих странах Африки.

Другой серьезной проблемой является неразвитая законодательная система защиты инвесторов (миноритарных акционеров от самоправства менеджмента и т.п.). По этому показателю Украина занимает 141 место (из 155) - это хуже, чем любая другая страна с переходной экономикой, и чем большинство стран, которые развиваются. Именно эта проблема выступает основной причиной слабого развития главного рыночного учреждения Украины - фондового рынка.

Наиболее плохой является ситуация с налоговой системой, по которой Украина была оценена как 151-ая , что лучше лишь чем Белоруссия и три африканских страны. Также, в соответствии с оценкой Мирового Банка, настоящий уровень налогов в Украине явлется очень близким к другим европейским и азиатским странам: предприятия должны платить налоги в размере около 51% от своей совокупной прибыли.

Конечно, это не оказывает содействие привлечению иностранных инвесторов и удержанию местных инвесторов от использования оффшора. Тем не менее, наибольшей проблемой является чрезмерная налоговая бюрократия. Предприятиям приходится сделать в среднем 84 платежа, израсходовав около 2,185 часа на выполнение налоговых требований.

Такая бюрократия существенно уменьшает привлекательность Украины для новых иностранных инвесторов, замедляет развитие существующих предприятий и подталкивает большое их количество к переходу в теневую экономику, которая по разным оценкам в Украине составляет около 50% от официального уровня ВВП.

На первый взгляд кажется, что эти проблемы являются следствием запутанных и противоречивых законов (например, Гражданский Кодекс Украины, учитывая некоторые поправки, вообще рассматривается западными экспертами как прорыночный закон, но проблема в том, что он противоречит так называемому Экономическому Кодексу Украины). Тогда решение выглядит просто: изменить закон!

Тем не менее, несмотря на жесткую и продолжительную критику экспертов и ведущих официальных лиц, законы до сих пор не были серьезно усовершенствованы. Почему?

Проблема состоит в высоком уровне коррумпированности всей иерархии административных и регуляторных учреждений. Это включает и взяточничество, и прямое участие в бизнесе (собственном или паевом) многих государственных чиновников от наиболее низких до высочайших ступеней.

Такую ситуацию можно сравнить с губительным кругом: чрезмерное количество законов, которые к тому же противоречат друг другу, предоставляют государственным бюрократам возможность собирать ренту с бизнеса, что в свою очередь сдерживает их от внесения таких законодательных изменений, которые бы уменьшили эти дополнительные прибыли.

В то же время, такая ситуация оказывает содействие прямому или косвенному привлечению многих участников бизнеса в политику на всех уровнях политической иерархии - для защиты собственного дела, с одновременным получением конкурентного преимущества, а иногда, и контроля и победы над конкурентами.

Из опроса Мирового Банка, упомянутого выше, можно заметить и некоторые положительные сигналы. В частности, Украина имеет очень высокий рейтинг по таким показателям как выполнение контрактов (39) - лучше, чем большинство стран с переходной экономикой (включая Россию, Китай и т.п.), и даже лучше, чем некоторые развитые страны (Италия и Португалия).

Интересно заметить, что в Украине рассмотрение дела занимает меньше времени чем в Болгарии, Чешской Республике, Венгрии, и происходит с меньшими затратами на суд и юристов, чем в России, Словении и Киргизстане.

Украина также заняла довольно хорошую позицию по показателю получения кредитов (75), выше чем Греция, Польша, Россия и т.п. Этот положительный знак является отображением относительно высокого развития банковского сектора в Украине, о чем также могут свидетельствовать значительные иностранные инвестиции в этот сектор, и что может служить образцом для других областей экономики Украины.

Также высоким является рейтинг Украины по показателю торговли с другими странами (78), в основном благодаря недавнему успешному прорыву, которого удалось достичь в направлении вхождения в СОТ.

Больше того, сравнивая опросы Мирового Банка за несколько предыдущих лет, можно сделать вывод, что прогресс есть в большинстве вопросов. Тем не менее, это все еще очень и очень незначительный прогресс.

Другой рейтинг стран, разработанный Фондом Heritage (США), на основе так называемого "Индекса экономической свободы" ('Economic Freedom Index'), подтверждает слабое положение Украины (99 место из 157!) относительно других, даже слаборазвитых стран мира. Соответственно этому рейтингу, Украина была отнесена к наиболее плохой группе "репрессивных экономик" в 1995-1996.

Начиная с 1997, Украина попала к группе "по большей мере закрытых" экономик, что является улучшением, но очень незначительным, и что все еще оставляет нас на таком же или и худшем уровне бизнес-среды, как в Лесото, Никарагуа, Сенегале, и других бедных странах.

Соответственно еще одному рейтингу, "Международной Прозрачности" (Transparency International) 2004, Украина заняла 122 место (из 144) по уровню коррупции (чем выше рейтинг, тем выше коррумпированность), разделяя эту позицию с Нигером и Суданом.

Это хуже чем в Гондурасе, Зимбабве, Белоруссии, и многих других бедных странах. В новом издании 2005 года наблюдается некоторое улучшение положения: мы догнали Гондурас, Зимбабве и Белоруссию, занимая теперь 107 место (из 158). Но может ли быть такой страна со сравнительно высоким уровнем образования?

Итог всех вышеупомянутых факторов на самом деле может быть полезным в проектировании экономической и политической стратегий нового украинского правительства - если последнее заинтересовано в достижении качественного и долгодействующего экономического возрастания нации.

Первое, что следует сделать правительству - это уменьшить налоговое бремя путем облегчения процедур уплаты налогов и снижения их уровня (в основном, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, социального налога, и налога в Пенсионный фонд, вместе с пенсионной реформой).

Другим ключевым вопросом является упрощение процедур регулирования бизнеса (в особенности, регистрации собственности и процедуры начинания и прекращения собственного дела), а также ограничение вмешательства правительства в рыночные отношения.

Следующим определяющим шагом стала бы отмена Экономического Кодекса с одновременным приведением в порядок Гражданского Кодекса. Третьим важным вопросом, которым может опекаться новое правительство, является обеспечение защиты и ненарушение прав человека и прав собственности (включая права незначительных акционеров). В этом аспекте шагом вперед было бы гарантирование не применять широкомасштабную реприватизацию, и содействие дальнейшей приватизации государственных предприятий.

Наконец, как и любое государство, для своего процветания Украина требует мира. Как его можно обеспечить? Украина не является огромной страной по глобальным стандартам, а значит, должна решить, к какому воинскому альянсу ей присоединиться.

На данном историческом этапе, выбор есть, разумеется, между Россией и НАТО. Может ли Россия помочь Украине обеспечить мир? Большинство россиян и украинцев были друзьями и часто родственниками на протяжении столетий, и это должно длиться и дальше на индивидуальном уровне, но может ли это определять безопасность государства?

Рассмотрим два важных факта. Во-первых, Россия действительно гарантировала Украине защиту от интервенций, соответственно соглашению XVII века, тем не менее она не смогла ее обеспечить во время двух последних Мировых войн. Более того, в определенном смысле, с готовностью или случайно, Россия использовала Украину как буфер для собственной защиты - о чем свидетельствует относительный уровень смертности на протяжении обеих войн.

Во-вторых, Россия, к сожалению, сама не является мирным государством - она вела войны, внешние и даже на собственной территории, веками, и остается большим вопросом, прекратится ли это в ближайшем будущем.

Поэтому, прагматическим решением для обеспечения мира в Украине будет наследование примера успешных славянских стран, путем присоединения к НАТО как можно быстрее, равно как и интеграция в ЕС настолько глубокая, насколько это возможно, вместе с одновременным поддерживанием прагматических дружеских отношений с россиянами, как это стремится делать любая страна.

Достижение успеха в этих трех краеугольных камнях процветания нации - обеспечении мира, взыскании умеренных налогов и гарантировании толерантной системы правосудия - сделало бы Украину процветающей, богатой нацией.

Это не просто теория. Прошлое столетие предоставляет замечательные примеры того, как эта теория хорошо работает на практике. Наилучшим примером является Гонконг, который еще в 1960-х находился среди бедных стран, которые развиваются, присоединился к клубу богачей в 1980-х, имея прибыль на душу населения выше, чем в некоторых европейских странах (Италия, Испания и т.п.).

Секрет успеха Гонконга базируется на тех же трех причинах: мир, умеренные налоги, и толерантная судебная система. И имеем, что ныне Гонконг рассматривается как "наиболее открытая экономика", с первым рейтингом в Фонде наследования, и располагается в первой семерке в опросе Мирового Банка "Ведения бизнеса".

Все другие страны, в которых наблюдалось неожиданное сверхъестественное экономическое возрастание и развитие - Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Ирландия, Люксембург и т.п. - понимали важность трех магических причин и использовали их для своей пользы, для обогащения своих наций. Есть надежда, что Украина сделает так же.

Валентин Зеленюк является старшим экономистом Киевского института экономики (KЭИ), нештатным профессором EERC в Киево-Могилянской Академии и директором Украинской группы по эффективности и производительности (UPEG). Автор благодарит Наталию Душкевич, Тому Купе, Кента Левиса и Павла Прокоповича за полезные комментарии, а также Дарину Гречину за перевод этой статьи с английского. Взгляды, освещенные в данной статье, являются мыслями автора и не отображают точку зрения вышеупомянутых учреждений или лиц.