Часть вторая

5. Польская русофобия: Зачем она Польше?

________________________________________

Руслан, 16.08.2006 18:01

Уважаемый пан профессор, хочу задать Вам вопрос, на который не смог (или не пожелал) ответить Лех Валенса. Польская русофобия: Зачем она Польше? Насколько она распространена в Польше? В каких слоях польского общества русофобия наиболее распространена (бедные / богатые, молодежь / старшее поколение, зависит ли уровень русофобии от образования)? На сайте ИноСМИ все публикации польских авторов, за исключением Вашей 'Оглядываться на Москву', вызывали у меня раздражение и ОТВЕТНУЮ (подчеркиваю - ответную) ненависть. Я думаю, что не только у меня такая реакция на польскую прессу.

- Руслан, всякие фобии чушь. Проблема в том, что когда тебе не везет (а ты ведь такой хороший!), ищешь объяснения своим неудачам, не замечая своей вины. Разве в России нет фобий? А Кавказ? А юристы и олигархи? В Польше быть антисемитом - очень не политкорректно. Из немца делать врага тоже неуместно. Из араба - в Польше никак не получится, откуда их взять? И вьетнамцев слишком мало. А враг ведь нужен, что засвидетельствовала и русская Дума, решив вместо революционного 7-го праздновать 4-го ноября как праздник освобождения Москвы от 'польско-литовских интервентов' в 1612 году. Без врага не получается единение, 'соборность'.

И оказалось, что в Польше нет теперь выбора - в качестве 'объединяющего' врага можно использовать лишь русскость=советскость. Но я уже выше отметил, что 'толпы' это мало касается. Она газет не читает, политиков не слушает, у нее свои проблемы, как прожить до конца месяца, и ей безразлично, где построят какой-нибудь газопровод. Кроме того она любит русские цыганские романсы. Другое дело политики и некоторые СМИ. Правительство, к сожалению, вместо экономической, решило вести 'историческую', а за одно и истерическую политику. Поэтому очень ухудшились в последнее время и польско-немецкие отношения.

6. Культуры

__________________________________

Александр, 16.08.2006 18:12

Уважаемый г-н де Лазари! Прогнозы - дело, конечно, неблагодарное. . . Но не могли бы Вы хотя бы предположить, когда межгосударственные отношения между Польшей и Россией нормализуются? Со всеми поляками, с которыми я встречался, у меня складывались, по крайней мере, нормальные отношения. А вот чтение переводов статей о России из большинства польских СМИ просто удручает. Ничего похожего на такой же тон и такую же интерпретацию фактов о Польше я не видел ни в одной российской газете. Лейтмотив в СМИ России по отношению к Польше такой: усталость от требований извинений и обвинений в империализме - бывшем, настоящем и будущем - и всех прочих грехах (это когда - очень редко! - о ней у нас пишут). Вот такой (для меня) фон, на котором я и задал свой вопрос.

P.S. Вопросы Вам будут задавать разные (см. выше). Но дураки есть везде. Хотя на основании того, что Россия больше Польши по территории и населению, я не стал бы делать вывод, что у нас дураков больше, чем у вас. С другой стороны, на том же основании (с учетом того, что и умные есть везде: Вы и, возможно, я - яркие примеры) можно сделать вывод, что умных в России больше, чем в Польше. В каждой шутке - есть доля правды. Успехов!

- Александр, Ваш вопрос настолько сложный, что отвечу коротко, чтобы не запутаться. Нормализация наступит тогда, когда большинство из нас, поляков и русских, перестанет призывать прошлое для оправдания неурядиц настоящего и когда институты закона, экономики и гражданственности станут для нас в международных отношениях важнее категорий идейности (в том числе религии), партийности и народности. Говоря попроще - нужны нам еще два поколения и либеральные правительства, строящие гражданские общества.

Формулируя этику солидарности в 1980 г., польский философ, ксендз Юзеф Тишнер, предполагал, что ей не нужен враг. Десять лет спустя он осознал свою ошибку. В 1990 г. он писал: "Надо ясно сказать: этика солидарности уже не в состоянии охватить и разъяснить все вырисовывающиеся конфликты. Ибо что говорила эта этика? Она говорила, что нам надо быть вместе, действовать без применения силы, что этика должна стоять выше политики. Все это было ясно, когда был враг [. . . ] Когда враг исчез, наше вместе расползлось [. . . ] Ларек коммунизма развалился. Но толпа перед ларьком пока еще стоит. Что сделать, чтобы эта толпа стала обществом, чувствующим свое национальное достоинство? В этом направлении сделано уже немало. Но следует сделать еще кое-что. Следует вернуться к простейшему опыту - уважению Человека".

Для Тишнера однозначно, что идею и этику солидарности можно спасти лишь путем уважения к личности и к ее неотторжимым правам, что еще сильнее надо связать персонализм с солидарностью, что самой большой ценностью должен быть всегда Человек-личность, а не Мы-коллектив.

И вот прошли очередные года, Тишнера в живых уже нет, а толпа перед ларьком коммунизма все стоит - и в Польше, и в России.

7. А зачем вам это надо?

___________________________________________

Александр, Москва., 16.08.2006 19:00

У меня один вопрос. Вы что в Польше на самом деле разрабатываете какие-то концепции, стратегии и прочее для взаимоотношений с Россией, про восточную политику и прочий этот бред, который я прочитал в польских статьях на этом ресурсе? Я был поражен, случайно попав на этот сайт, тому вниманию, которое уделяет польская пресса (а если верить ей, то и поляки) делам в России и политике по отношению к ней. При том, что в России людям абсолютно индифферентно, что происходит в Польше, за исключением, наверное, собравшихся на этом сайте, потому что до этого я ни разу не сталкивался с каким-либо интересом к польским делам и к самой Польше. Ее фактически не существует для рядового россиянина. Вы что в облаках витаете у себя там? Или это какая-то методика самонакручивания у патриотов, типа как у боксеров на предматчевом интервью?

- Александр, я выше сослался уже на Ваши слова. Вы правы, России теперь не до Польши. А концепции и стратегии разрабатывают все политики и аналитики в мире, и уверяю вас, что русские политики и аналитики не отстают.

8. без названия

_________________________________________

Дмитрий, г. Омск, 16.08.2006 20:44

Первый раз встречаю поляка, который пишет о России порядочные статьи. Обратил внимание. что обе Ваши статьи, опубликованные ИноСМИ, взяты из одного издания - "Przeglad". Что это за издание? Наверняка какое-нибудь малотиражное? Смогли бы вы опубликовать Ваши статьи например в "Wprost"? Как мне кажется, у тамошних авторов ненависть к России переходит все границы. Ну и еще один вопрос. В польских статьях о России постоянно присутствует негатив. То описывают как мы много пьем и вымираем, то какие мы недемократичные и нецивилизованные и мноое многое другое. Что-нибудь положительное о России в Польше пишут?

- Дмитрий, начну с последнего Вашего вопроса. Провал коммунизма повлек за собой в Польше упадок преподавания русского языка. Раньше преподавался он как обязательный и его за это не любили (асоцировался с разделами Польши и с коммунизмом), теперь стал одним из тех, которые ученик может выбрать, но, как правило, если есть у него такая возможность - не выбирает. Предпочитает английский, потом - немецкий, французский и испанский; русский 'выбирает' чаще всего в деревнях и городках - тогда, когда выбора нет, когда школа за ничтожную плату не может найти преподавателя другого языка.

То же самое происходит и в университетах. На русскую филологию поступают, в основном, те молодые люди, у которых нет шансов поступить на другой факультет.

И вот в таких, казалось бы, неблагоприятных условиях, по словам профессора Анджея Валицкого, в одном Кракове больше серьезных 'россиеведов', чем во всех Соединенных Штатах Америки. Как это объяснить? Думаю, что довольно просто: 1 - нет цензуры, занимайся чем хочешь, с работы не уволят; 2 - Россия была и осталась для мыслящих поляков 'роковым вопросом', загадкой, которую стоит исследовать; 3 - Россия , считают поляки, все не определила своего пути в будущее, поэтому - есть чего опасаться.

В Польше, к счастью, на большинстве гуманитарных кафедр давно, с шестидесятых лет, забыто время идеологического утверждения тем кандидатских и докторских диссертаций. Благодаря этому могли появляться работы, на которые не повлияла коммунистическая идеология. По 'русскому вопросу' к таким причислю прежде всего ряд книг, упомянутого выше учителя всех будущих польских 'россиеведов' - Анджея Валицкого. Валицкий, рядом с Брониславом Бачкой, Лешеком Колаковским и Ежим Шацким, - основоположник известной варшавской школы истории идей. Благодаря ему и его ученикам можно говорить уже также и о польской школе истории идей в России. Я не в состоянии перечислить всех книг, изданных на эту тему в Польше филологами, философами и историками, их множество и они высокого качества. Посмотрите хотя бы книги, изданные частным лодзинским издательством. Посмотрите также, как наш труд оценивают в России. Никакой русофобии никто здесь не заметил.

Другое дело СМИ. Они разные. 'Wprost' действительно моих статей не печатал, но они появлялись в журналах: 'Polityka', 'Newsweek', 'Tygodnik Powszechny', 'Przegląd Polityczny', 'Rzeczpospolita', выступал я несколько раз по телевидению. Еженедельник 'Przegląd' причисляют к 'либерально-левым' журналам, но в нем каждую неделю печатался до смерти Станислав Лем. И тираж у этого журнала вполне приличный.

9. без названия

_________________________________

Poizerot, 16.08.2006 21:01

Уважаемый г-н де Лазари! Как Вы относитесь к начавшему набирать силу мнению в Германии о том, что Восточно-Германские земли, ради исторической справедливости должны быть возвращены, а также о выплате компенсаций потомкам насильственно выселенных немцев. Учитывая "принципиальность" поляков в деле отстаивания исторической справедливости (Катынь) и "де-руссификации" стран бывшего соцлагеря думаю было-бы разумно вернуть это подарок "ненавистных русских" их исконным владельцам. Или для поляков принципиально только то, что им выгодно?

Предвидя истинно "демократический" ответ, напомню что Восточную Пруссию нам никто не дарил, мы взяли ее по праву победителя и от своих побед, пусть и под Красным Знаменем никогда не отказывались.

- Poizerot, Вы очень несчастный человек и в жизни Вам не везет? Не стоит силы тратить на злобу. Вам ведь от злобы хуже.

10. Давайте наконец строить отношения, а не ссориться!

____________________________________________________

Станислав, Великий Новгород, 16.08.2006 21:30

Прежде всего хочу извиниться за хамство и грубости, содержащиеся в письмах ряда корреспондентов. Мне стыдно за этих людей, и, хотя в чем-то я их понимаю, простите нас. Так не стоит вести спор, особенно академический, отвлеченный от реальности. Да, я согласен, с Александром из Москвы - Польша и все хорошее и все плохое связанное с нею, к сожалению, практически не актуально для огромного большинства россиян. Я представляю очень небольшую группу людей, для которых польская честь и культура были спасением от мерзости совковой жизни в 70-80, когда "Пшекрой", 'Вядомосьци литерацке', и "Шпильки" были единственной возможностью "глотнуть" свободы. Это тогда мы полюбили польское кино и музыку, это тогда из польских книг узнавали другую правду о войне. . . Друзья-соотечественники, неужели вы все это позабыли? Но, милые мои поляки, есть вопросы и к вам: можете ли вы сами стать вровень с той истинной гордостью и культурой, можете ли вы вести диалог с нами на том языке? Сможете ли вы отказаться от пустого гонора ("мы вас победили под Вислой"), перестать считать свои болячки самыми больными, пытаться разыгрывать из себя больших европейцев чем немцы и французы? Все это можно было бы обсуждать тогда когда люди здесь просто будут что-то знать о вас, о вашей истории и культуре, когда будет некое поле общих интересов, цивилизованного бизнеса, образования. Иначе в ответ вы получите полный набор наших комплексов, болячек и исторических претензий. Ну и кому станет от этого лучше? Я работаю в школе, мои ученики учат языки, работают в проектах с немцами, французами, шведами, американцами. У нас работают ассистенты даже из Австралии. Но ведь Польша ближе! Как я мечтаю чтобы в наших школах и университете учили польский, чтобы поляки просто стали партнерами, а не прокурорами-обличителями. . . А потому, остаюсь вашим другом, Стас Шапиро.

- Стас, спасибо. Я с Вами целиком согласен. Выше я уже пробовал объяснить, откуда появляется потребность находить себе врага. Людям счастливым, как правило, враг не нужен. "Живая демократия" получается в стране массового благополучия, с высоким качеством закона и институциональных решений, а также там, где в основе экономической деятельности и легального государственного порядка лежат навыки людей. Их гражданское "запрограммирование". Ни один из названных факторов не присутствует еще ни в Польше, ни в России. В России демократия стала даже ругательным словом. Как в таких условиях объединять людей? - Вот, если б появился враг из космоса! Уверяю Вас, что тогда все наши распри кончились бы. А пока его нету, приходится удовлетворяться евреем, кавказцем, террористом, арабом, русским, американцем, европейцем. . . Поляк в роли врага сегодня? - Смешно, но есть и в России Мухины и Куняевы, которые поляка видят так:

У нас таких, к сожалению, больше. Меньше возможности найти врага. Я уже выше писал: еврей - некорректно, немец - неудобно, остался русский. Но не всякий! Русской культурой поляки восхищаются, русского мужика сожалеют. Враг - русское/советское/российское государство. Из-за страха, конечно, что опять 'войдут'.

11. Не только о "Przeglad".

________________________________

Николай, 17.08.2006 00:57

Уважаемый г-н де Лазари! Расскажите о польских изданиях и степени их влиятельности. Почему при довольно большом общем количестве статей представления поляков о России так далеки от реальности? Всегда с удовольствием читаю переводы из "Nie". Можно как угодно относиться к их содержанию, но всегда отмечаю великолепный стиль и ясность изложения. И не только в статьях Ежи Урбана. Ну а Валенсу за его ответы здесь обижают незаслуженно, по крайней мере, если сравнить их с прошлогодними ответами Марека Круля, главного редактора "Wprost". Спасибо.

- О еженедельнике 'Przegląd' я уже написал выше. 'Nie' - это 'диковинка' польской общественной жизни. Печататься в этом журнале, а даже читать его многие считают делом неприличным. Ежи Урбан, бывший член коммунистического правительства во время военного положения, сегодня олигарх - это самый большой польский политический и эротический провокатор, и он этим гордится. 'Nie' читают люди обиженные действительностью.

Самыми влиятельными в Польше газетами считаются либеральные 'Rzeczpospolita' и 'Gazeta Wyborcza', еженедельниками - 'Polityka', 'Newsweek', 'Wprost', 'Tygodnik Powszechny'. В последнее время растет значение крайне правой газеты 'Nasz Dziennik'. Обиженное на либеральные СМИ правительство нашло прибежище в религиозных 'Радио Мария', телеканале 'Трвам' и в этой газете.

12. без названия

_______________________________

Сергей, 17.08.2006 04:37

Так же хочу поблагодарить за спокойный тон Вашей статьи. Истина где-то рядом, как правило, она присутствует в речах обеих сторон конфликта, и для стороннего наблюдателя иногда просто непонятно, почему стороны не могут прийти к разумному компромиссу. Мне кажется, нашим странам следует отказаться от имперских амбиций (мне кажется Польша "пыжится", пардон, оказаться региональной империей, у некоторых россиян еще более глобальные планы) не следует ли последовать примеру князя Горчакова и "сосредоточиться"? Не опускать руки, но не лезть, куда нас не зовут, не учить, когда не просят. Как Вам кажется, есть ли надежда, что люди успокоятся и начнут, хотя бы не дружить, а просто работать?

- Сергей, и Вам спасибо за открытость к диалогу.

Если когда-нибудь удастся создать некую модель 'соборности', о которой многие мечтают, то она, видимо, будет похожа на ту, которая создается в рамках Европейского союза, где во главу угла ставится не Бог, не Народ, не История, а Право, и основой этого соединения является не 'любовь' (ох, как часто она ведет к ненависти), а закон (иногда даже жесткий). Это в некоторой степени отвечает на вопрос (ставят его ниже), почему Польша захотела вступить именно в Евросоюз. Вступление в эту организацию дает некоторую надежду на соборность, которой не в состоянии дать другие идеологии и разъединенные костелы и церкви. Поэтому очередные государства туда стремятся. Никто ведь их не заставляет. Наоборот - многих уговаривают подождать, сначала навести порядок в законах, искоренить ненависть во внутренних национальных отношениях (пример - Турция и курды), соблюдать права каждого отдельного человека. И в основном получается! Границы открыты, работай и живи, где хочешь. Хочешь быть патриотом - пожалуйста. Хочешь быть православным, католиком, буддистом - твое дело. Соблюдай лишь закон.

13. В чем же причина враждебности?

___________________________________

Павел, 17.08.2006 05:24

Здравствуйте, профессор, очень рад тому что представилась возможность задать вопрос человеку из Польши. Польша, как это мне кажется, пытается сама себя убедить в том что Россия слаба и выбрала неправильный путь развития, а она, Польша, на правильном пути и становится только сильнее. Кажется также, что Польша пытается убедить себя в том, что она сильнее России в военном плане (я делаю такое предположение на основе прочитанной статьи на ИноСМИ) В вышеуказанной статье вспоминаются только серьезная победа Польши, но никаким образом не вспоминается что Советский союз, страна с самой сильной армией в истории могла позволить себе установить контроль над Польшей как государством, и контроль который поддерживался прежде всего военной мощью советской армии. Также, достаточно комично выглядел господин Валенса, который считает что развал Советского союза - результат событий в Польше.

Видя такое эгоистичное и резко негативное отношение к России в польских СМИ, невольно задаешься вопросом, действительно ли обычные поляки, простые люди, так не любят Россию или это все-таки что-то, что им пытаются навязать польские СМИ?

Также интересно узнать, если это все-таки не мнение обычного рядового поляка, то зачем тогда СМИ пытаются навязать такую точку зрения о России полякам?

Как русский человек могу сказать вам что эта русофобия не делает ничего хорошего прежде всего Польше, которую в России перестали воспринимать как самостоятельное государство, особенно после молчаливого согласия правительства страны на размещение американской ПРО (противоракетной обороны) на своей территории. Этим шагом Польша лишь доказала что готова участвовать в очередной авантюре США, которые, хотят расширить зону политического влияния, ведь ничего общего с войной эта ПРО не имеет (ведь не сдержит никогда полномасштабного удара со стороны России никакая ПРО). Зачем же Польше помогать другому государству расширять его зону влияния? Всего хорошего и наилучших пожеланий, господин де Лазари.

- Павел, статья Юлиуша Мерошевского, на которую Вы ссылаетесь, очень старая, советского времени. Автор умер в 1976 году. О его концепции отношений с 'нашим Востоком' я пишу в этой статье.

Здесь добавлю следующее. Никто из нас не вырастает на необитаемом острове, каждый - в определенной общности-среде. И культура этой общности-среды формирует миросозерцание наших 'Я'. По-разному ведь 'запрограммированы' сибирский мужик, московский жулик, 'новый русский' и присутствующие на этом сайте; еще иначе - польский мужик, варшавский жулик, краковский бизнесмен и лично я. И, если мы сядем все вместе за один стол, диалог все равно не получится. Но я уверен, что получится диалог польского и русского мужиков (скорее всего, напьются), московского и варшавского жуликов (эти тоже начнут с бутылки), 'нового русского' и краковского бизнесмена (эти бутылкой закончат). Исходя из этого, я не могу согласиться с Виктором Ерофеевым (Будь я поляком, 1995), что между нами (поляками и русскими) 'нет общего дискурса', хотя одновременно соглашаюсь с ним, что наша 'система понятийности разнится кардинально'. Поляки и русские иначе 'культурно запрограммированы' - разные книги читали, разные бабушкины рассказы слушали. А прежде всего - слишком часто друг против друга воевали и в диалоге очень мешает им историческая память.

Вот пример из истории (фрагменты моей статьи) - как польская 'культурная запрограммированность' отразилась на восприятии поляками смерти Сталина и Берута. Говорю здесь, конечно, о восприятии их смерти 'толпой', 'народом', а не о официозных выступлениях. В радио и прессе, само собой разумеется, горе в обоих случаях было большое:

'Земля наша огромна, но как далеко ни простирается она в длину и вширь, нет на ней такого квадратного километра пространства, на котором люди не оплакивали бы смерть возлюбленного своего брата, защитника, учителя, законодателя совести Иосифа Сталина' - говорил 8 марта 1953 г. по радио поэт Юлиян Тувим.

'Культурная запрограммированность' польского общества того времени хорошо видно в анекдотах:

Идут выборы в 50-е годы. На стене висит портрет Сталина. На него обращает внимание близорукая старушка.

- А! Пилсудский!

- Нет, гражданка, это не Пилсудский, это Иосиф Виссарионович Сталин!

- А чем он знаменит, этот Сталин?

- Он прогнал немцев из Польши.

- Дал бы Бог прогнать ему и русских.

Сталину позвонил Мао Цзе-Дун.

- Товарищ Сталин, у нас дефицит, нам нужен миллиард долларов.

- Мы понимаем, товарищ Мао, деньги получите - заверил генералиссимус.

Через некоторое время Мао опять звонит Сталину и просит 100 миллионов тонн угля.

- Не беспокойтесь, товарищ Мао, уголь будет - заверил Сталин.

Прошел месяц, и Мао опять звонит. На этот раз просит полмиллиона тонн риса. Сталин растерялся:

- Я понимаю - доллары, понимаю - уголь, но откуда этот Берут рис возьмет?

После смерти Сталина улица шутит:

Узнав о смерти генералиссимуса два мужика выпрыгнули в окно.

- Насмерть?

- Нет. Один за водкой, второй за закуской.

Для польской улицы Сталин был такой же Rusek, как всякий другой русский властелин. Улица все еще хорошо помнила разделы Польши, войну 1920, 17 сентября 1939 и Варшавское восстание, и к тому же отождествляла понятия русский и советский. Поэтому смерть Сталина большинство поляков обрадовала. Появилась надежда на изменение действительности.

Другое дело Берут - он, благодаря тому, что умер в Москве, через несколько дней после XX съезда КПСС, вдруг стал 'своим' . Улица решила - Ruski его отравили. Это, конечно, еще не свидетельство, что Берут пользовался уважением улицы и почтением. 'Своим' он стал лишь на короткое время после смерти. До этого улица шутила:

- Почему все встают, когда начинается скандирование: 'Берут! Берут! Берут!. . .'?

- Чтобы не сидеть.

В то время польское общество было по-прежнему 'запрограммировано' более антирусски = антисоветски, чем антикоммунистически. И поэтому слухи о том, что Берута убили заклятые враги Польши, москали, быстро разошлись и вызвали сочувствие улицы. Участвовать в траурном шествии и траурных собраниях после смерти Сталина многих заставили, другие пришли из страха перед репрессиями. Во время похорон Берута этого не было. Толпа искренне сочувствовала. Гражина Помян пишет, ссылаясь на воспоминания Целины Будзыньской, что многие пришли проверить собственными глазами, остались ли следы 'преступления'. Будзыньска осознала во время похорон, что траурное шествие у гроба Берута было 'первой антисоветской демонстрацией в Польской народной республике'.

Растерялся также писатель Анджей Киевски. 20 марта он отметил в своей записной книжке: 'Я совсем пал духом. Человеческий разум стал жертвой самого большого обмана в истории. Варшавская улица почтила память Берута как национального героя. Именовали им Берута потому, что тот умер в Москве. . .'.

Вернемся, однако, к идее 'культурного запрограммированности'. В отличие от России, где почтение к Сталину все еще испытывает немалая часть населения, в Польше поклонников ни Сталина, ни Берута уже не найти. Причина простая - коммунистический период воспринимается как очередная оккупация Польши.

Отождествление 'русскости' и 'советскости' имеет в Польше свою традицию. В довоенней Польше оно лучше всего отразилось в заглавии семитомной работы Яна Кухаржевского 'От белого царизма - к красному'. Сегодня оно, к сожалению, хорошо видно в русофобской публицистике, отождествляющей 'кагэбиста Путина' с 'царем Путиным'. Нужно еще много времени и нужны либералы в политике. . .

14. без названия

_______________________________________

Вадим Вахрушев, 17.08.2006 07:04

С большим интересом прочитал все написанное выше. А что вы думаете по поводу того, что подавляющее большинство россиян совершенно не интересует Польша, в то время, как Испания, Германия, Австралия и т.д. вызывают живейший интерес. И никто здесь не воспринимает Польшу как соперника хоть в чем-то. . . Скорее, как, простите "Моську" из басни Крылова. . .

- Причины, прежде всего, экономические. На Польше много не заработаешь, стипендию получить сложно, на работе платят мало, а в отпуск - дешевле и интереснее в Испанию, в Грецию, даже в Чехию, где и пиво дешевле.

15. Отношения Польши и России

_______________________________________________________

Дмитрий, Волгоград, 17.08.2006, 17.08.2006 10:54

Здравствуйте, уважаемый профессор. Здесь выше говорится о том, что, мол, Польша в российских СМИ практически незаметна. В этом есть доля правды, наиболее массовые масс-медиа, вроде общенациональных телеканалов вообще не рассказывают своим телезрителям о современной Польше. Но, наш западный сосед очень хорошо представлен в качественных изданиях таких как, "Эксперт" и "Коммерсант". Это печатная пресса, отдающая приоритет качественной аналитике. Журналисты этих изданий внимательно рассматривают опыт экономического развития поляков для указания возможных путей развития российской экономики. Тем самым наиболее высококлассные российские публицисты подходят к теме Польши наиболее утилитарно. При этом российская пресса (кроме некоторых маргинальных газетенок) старается не копаться в прошлом. Нынешние россияне мало интересуются проблемами польской истории. Российского обывателя современная Польша может интересовать как некий пример того, какой уровень жизни установится в России в ближайшие 10-15 лет. Примерно через столько лет у нас будет одинаковый с поляками уровень жизни. Российская экономика снова войдет в пятерку наиболее развитых экономик мира, здесь будет огромный рынок сбыта для многих компаний со всего мира. Может польской интеллектуальной элите (как и российской, кстати) стоит посодействовать установлению нормальных торгово-экономических отношений? Конечно, можно перерыть кучу архивов, побывать на огромном числе семинаров, посвященных бесперспективности России, но я думаю, что это полная ерунда. Россия может и не самая великая цивилизация в истории, но мы занимаем очень достойное место. Не надо желать зла своему соседу, это может обернуться против и польской истории. Я думаю, что Россия в ближайшие несколько сот лет вряд ли будет кому-то угрожать, оставаясь мощным субъектом мировой политики и экономики, россияне вряд ли будут лезть на рожон, наоборот, в нашей политике видно, что учитывание чужих интересов - важнейшая составляющая стратегии и тактики российской политики.

- Дмитрий, я только могу поблагодарить Вас за такой позитивистский взгляд на действительность. Романтизм в литературе - дело прекрасное, но в политике и экономике - убийственное.

16. без названия

_____________________________

Mops, 17.08.2006 11:29

Чтобы не повторять все вышесказанное, задам конкретный вопрос. Как вы относитесь к запрету по требованию активистов Армии Краевой сериала "Четыре танкиста и собака"?

- Чушь! Но попробуйте их понять - коммунисты их заключали, ссылали в лагеря, казнили. Для них "Четыре танкиста и собака" - коммунистическая пропаганда.

17. Интересно, как отреагируют поляки

_____________________________________

Артем, 17.08.2006 11:33

Интересно, как отреагируют поляки, если обнаружат, что Россия наконец заметит водопад помоев, льющийся на нее из польских газет, и введет против Польши санкции?

Интересует вопрос: как Вы считаете, должны ли поляки нести политическую и экономическую ответственность за подобные публикации - Например, думаю, было бы полезно ввести запрет на ВЭД с польскими резидентами.

- Артем, во-первых, в Польше, к счастью, СМИ стали совершенно свободными (думаю, что в России в основном тоже) - говорят и печатают, что хотят. Цензуры ведь нет. Во-вторых, Правду найдете только в Церкви. Вне ее - одна интерпретация. Для поляков пакт Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 коварное злодейство, для многих русских - 'дата освобождения Советским Союзом братских народов Украины и Белоруссии. Доказательство дальновидности и политической мудрости русских'.

Фактами являются здесь лишь сам пакт и две разные его интерпретации. А дурак тот, кто спорит с этими фактами.

продолжение следует

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.