Стране - 15. Возраст, как говорят ее ровесники, стремный. В переводе - еще тот, неизвестно чего от особи в таком возрасте ждать. Особь ведет себя непредсказуемо - то плачет, то смеется, то космонавтом хочет быть, то слесарем, то на Запад, то на Восток, то льстит, то грубит, то оранжевый ей нравится, то бело-синий. Трудный, одним словом, возраст, особо - для окружающих. Лучше отойти.

Страна своему возрасту соответствует отменно.

То так, то не так. То новая власть, то прежние лица. То бандитов в тюрьмы, то во власть. То те руки ничего не крали, то эти никогда. То богатые помогут бедным, то наоборот. То грабли убрали, то на место положили. То спать, наконец, легли с президентом, проснулись с премьером. Проспали.

Граждане, говорят, в психозы стали впадать на политической почве. Чего впадать? Берега Днепра объединили, радоваться надо. Прав был Николай Васильевич, редкая птица пролетит, но Виктору Андреевичу удалось. . .

Но вряд ли удастся ему объединить нас, граждан единой страны. По двум причинам: во-первых, граждан объединяет, прежде всего, равенство прав и равенство перед законом, что обеспечивается, как известно, государством. Государство, главой которого является Виктор Андреевич, сделать этого не может. Во-вторых, мы действительно очень разные, если посмотреть по регионам, но скорее не в том, чем нас обычно пугают политики. А в том, о чем мы не особо подозреваем. Это интрига. Потому что об этом позже.

Сначала, по установившейся уже традиции, - о дне рождения страны. Опять же, интересно, как мы отреагировали на год с новой властью. Не с той, которая ночью со второго на третье, а с той, которая к прошлому Дню Независимости была еще новой, и ждали от нее многого.

Как обычно, в преддверии Дня Независимости социологическая служба Центра Разумкова провела опрос граждан по поводу их отношения как к самой независимости страны, так и к празднованию ее годовщины. Результаты - ниже.

Независимость с новой властью

Победа свободы укрепила нашу независимость, утвердила выбор 1991 года. В этом году в опросах впервые за четырнадцать лет большинство граждан назвали наше государство действительно независимым.

В.Ющенко, 24 августа 2005 г.

Как и в прошлом году, граждане Украины засвидетельствовали, что независимость своей страны они ценят и готовы ей свою приверженность подтвердить. И что примечательно - равно в той же мере, что и годом прежде. Как будто не было его. . .

В прошлом году независимость страны поддержали бы 60% граждан, сейчас - 59%. Не поддержали, хоть в прошлом, хоть сейчас - 20%; не принимали бы участие в референдуме - 21%1. Стабильность, как при Леониде Даниловиче.

Изменились две вещи.

Первая - уровень осознания гражданами их личных потерь/приобретений от обретения страной независимости.

В прошлом году сочли себя в выигрыше от обретения Украиной независимости 28%, в проигрыше - 37%, еще 35% - подводили баланс.

Сейчас выигравших - 27%, но проигравших - 43%. Почти треть (30%) - продолжают подсчет. То есть чувствующих себя проигравшими накануне 15-й годовщины Независимости стало несколько больше.

Вторая. Обратно изменилось соотношение считающих, что за годы независимости Украина стала действительно независимым государством, и тех, кто так не считает.

Объясним. До прошлого года те, кто считал Украину действительно независимой, неизменно оставались в меньшинстве. Так, в августе 2004 г. соотношение составляло 38% против 49%. А в августе прошлого оно зеркально изменилось - 49% против 37%.

Что и было отмечено президентом в выступлении на Майдане в прошлый День Независимости как аргумент в пользу победы свободы.

Со свободой вроде ничего особо не произошло пока.

Однако положительное соотношение, отмеченное президентом, изменилось опять и составляет теперь 35% уверенных, что Украина стала действительно независимой, против 52%, так не считающих. Что примерно соответствует дореволюционному уровню августа 2001 г., когда действительно независимой Украину сочли 37% ее граждан, а усомнились в этом - 51%.

Может, с победой что не так?

Слабого утешения ради можно сказать, что на Западе страны число считающих свое государство независимым по-прежнему превышает число тех, кто полагает иначе, - 45 против 34%. Однако во всех остальных регионах наоборот: в Центре - 43 против 48%; на Востоке - 27 против 57%; на Юге - 24 против 68%.

Что не радует.

Наблюдая в прошлом году увеличение числа граждан, убежденных в действительной независимости своей страны, можно было предположить, что частью это вызвано результатами президентских выборов, частью - ощущением, что мы избрали президента как страна, независимая от внешних влияний. Частью - это было авансом новому президенту, от которого подавляющее большинство (76%) граждан ожидали, среди прочего, укрепления независимости страны.

А еще среди прочего, тремя строчками выше в рейтинге ожиданий граждан от нового президента, были, напомним, ожидания 'решительной борьбы с преступностью и коррупцией' - чего ожидали 97% граждан, 'борьбы с олигархами' (78%) и 'развития демократии в Украине' (77%).

И что вселяло оптимизм - ожидания граждан всецело совпадали с обещаниями президента. И в том же прошлогоднем выступлении на Майдане он чеканным слогом заверил граждан: 'От надежд на честность мы переходим к жесткому наступлению на коррупцию. Все должностные лица будут декларировать и доходы, и расходы'.

Ну, положим, никто расходы не декларирует, а доходы: Принесло тут на днях одно лицо президенту декларацию, обнять и плакать над тобой, писал Афанасий Афанасиевич, до того жалко малоимущее. И ничего, стало лицо должностным. Похоже, что-то не сложилось у президента ни с преступностью и коррупцией, ни с олигархами. Или сложилось. . .

Праздник, который опять не для нас

Отношение граждан ко Дню Независимости не изменилось.

Если в прошлом году 22% опрошенных сообщили, что для них это действительно большой праздник, то в этом - 20%. Как он был для 40% обычным официальным праздником, а для 30% - обычным выходным, так и остался. Не считали этот день ни праздником, ни даже выходным - 5, сейчас - 7% опрошенных.

То есть мы по-прежнему не хотим действительно праздновать то, что нашим представлениям о действительной независимости не соответствует:

Однако, если праздник есть, он будет отпразднован.

Празднование уже анонсировано и будет длиться три дня. Первый день посвящен Государственному флагу, и президент уже обратился ко всем гражданам страны с призывом вывесить флаги в каждом окне. В ответ отдельные несознательные граждане предлагают президенту в окнах всех своих резиденций вывесить белые флаги. . .

В столице предполагаются массовые гуляния, спортивные мероприятия и выставки цветов. На Майдане состоятся торжественное поднятие Государственного флага с артиллерийским салютом, легкоатлетическая эстафета и концерт. Сначала 32 военных оркестра, затем фольк для взрослых, после - музыкальная тусовка для ровесников страны.

Непосредственно в День праздника президент страны примет участие в молитве за Украину, естественно, в Софийском соборе. Естественно - в компании с новыми премьером и спикером. Помнится, Александр Александрович до сих пор не особо бывал замечаем в храмах за молитвой. Недавно, поди, уверовал, уж больно часто ему в последнее время один сюжет из Библии адресовали. Проняло, наверное. . .

После молитвы президент под звон колоколов выйдет в указанной компании на площадь и обратится с поздравлением к народу Украины.

Но почему не на Майдане - откуда начал он не столь давно свой президентский путь? И где в прошлом году так проникновенно говорил о великом прошлом и не менее блестящем будущем: Ведь обещали новую традицию. И есть что предъявить народу - Универсал национального единства, уже объявленный непопулярным, но сильным решением, победой Мудрости, Ума и Сердца, именно так, с заглавных, это нам не ум, честь и совесть.

А может, именно потому не хочет идти президент на Майдан? Из-за случившихся в последнее время побед?

Победа

Убежден, что мы победим, это позиция сильного. Это не дискредитация доверия людей, не дискредитация, в конце концов, твоей чести, твоей морали как президента, как представителя новой власти. Мы убеждены, что победа будет за. . .

В.Ющенко, 24 марта 2006 г., за два дня до парламентских выборов

Самое смешное, что фраза действительно оборвана. Ну, не дослушал журналист Виктора Андреевича. Так стенограмму интервью на сайт президента и поместили. Как знали. . .

Победа действительно оказалась за.

По-другому и быть не могло. Это был неравный бой, как пел когда-то соотечественник бывшего грузинского друга Виктора Андреевича, ибо сам президент проиграл задолго до выборов. Именно дискредитировав доверие людей, честь и мораль президента как представителя власти.

Сначала было подписано соглашение с Януковичем, в котором президент согласился прекратить 'преследование оппозиции'. Потом Виктор Андреевич свою подпись отозвал, но медленно отзываемое неподписанным не считается.

Или сначала было публичное попрание закона и права? Когда Виктор Андреевич позвонил генеральному прокурору (тоже неплохо) и оба они вынули-таки из кутузки знаменитую Валентину Горобец, бессменную и незаменимую главу Козинского поселкового совета, на территории которого на бывших заповедных землях прежняя преступная и нынешняя новая власть мирно строят рядом что-то за высокими заборами. Если кому интересно, может поехать в Козин, Кончу, хотя нет, не может, нет туда уже ни подходов, ни подъездов. Там есть интерес президента? Или он не видит, что рядом намываемые берега Днепра скоро объединятся уже не в фигуральном смысле, а в прямом. . .

Или сначала с молчаливого (или нет?) согласия Виктора Андреевича было принято решение о новой форме налоговой декларации? Для тех самых должностных лиц, доходы и расходы которых обещал обнародовать президент 'до седьмого колена'. Из формы исчезло упоминание о родственниках даже первого. А когда журналисты полгода приставали к Виктору Андреевичу по поводу его собственной декларации, он отвечал на вопросы о ней так, как министр юстиции на вопросы о своем дипломе.

Или первым был Алексей Ивченко, странный человек в 'Мерседесе', заключивший еще более странные соглашения? И вроде за что-то наказанный, но тут же ставший советником президента.

Или уличенный в гешефтах с Бориспольским аэропортом Анатолий Кинах? Который не только остался в новой команде, но и пошел было на повышение и по-прежнему востребован и готов возглавить что угодно.

Или сначала были указы, подписываемые где-то в тиши с незаконным грифом 'Не для печати'? В первые же 100 дней своей деятельности президент издал почти четыре десятка указов с грифом 'Публикации не подлежит'. . .

Или десятки кадровых указов, которые с первых же часов издавал президент, вопреки Конституции ни с кем не согласуя?

Впрочем, какая разница теперь что, за чем и сколько.

С момента представления президентской программы 10 шагов навстречу людям и инаугурации до процитированного выше убеждения Виктора Андреевича в грядущей победе было сделано так много шагов назад. Тихо, на пальцах. . .

И за два дня до выборов был уверен в победе блока, связанного с его именем?

Леониду Даниловичу, который пришел как технарь, обещая радикальные экономические реформы и только, прощали многое - он не обещал честную, прозрачную власть. И даже радикальные экономические реформы провел, честно в книге затем сообщив, что в интересах национального крупного бизнеса. Да, крупного.

Многое простилось и простится Виктору Федоровичу. Он хоть и молится в храмах на публику, но особо об уникальной религиозности и нравственности своей и вокруг себя не распространяется. Речь его проста и сурова: 'В первую очередь - мы им ноги поперебиваем, а потом - головы поотрываем. И это мы сделаем сознательно, поскольку знаем, кто они'. Понятно, чего от человека ждать, ноль иллюзий.

А Виктор Андреевич пришел в белых одеждах. С Житием святых в одной руке и планом морализации всей страны - в другой. И привел его к власти Майдан, большей частью поверивший его словам, его украинскому патриотизму, его обещаниям честной власти. Он не имел морального права делать ничего из упомянутого выше и не упомянутого пока нигде.

Будучи искренне заинтересован в объединении нации, он должен знать - и знает, что одно из условий такого объединения - формирование, создание, построение, как угодно, но наличие авторитета и положительного образа власти. Второе - постоянный ее диалог с гражданами. По поводу первого сказано выше. По поводу второго - если Виктор Андреевич и искренне был уверен в победе на выборах-2006, то граждан он не слышал.

В отсутствии обратной связи

Между тем, начиная с июня прошлого года, граждане громко и отчетливо сигнализировали новой власти о том, что по их, граждан, мнению, события в стране развиваются в неправильном направлении.

Если в феврале, на самой утренней заре новой команды, 54% граждан (небывалый показатель) полагали, что все в стране идет правильно, - против 23%, считавших наоборот, то уже в июне оптимистов стало 43, а пессимистов - 31%.

К началу года выборов, в январе доля оптимистов упала до 18%, пессимистов - возросла до 62%. Или - соотношение стало хуже, чем в последние месяцы президентства Леонида Даниловича. В апреле 2004г. оно составляло 20 : 56%.

Соответственно, падала поддержка действий институтов власти и властных лиц, по долгу службы ответственных за развитие ситуации в стране.

На упомянутой заре, в феврале 2005 г., уровень полной поддержки президента страны составлял 47%, парламента - 28%, правительства - 36%. К январю относительно действий президента он упал в два с половиной раза (до 19%), парламента и правительства - вчетверо (до 7 и 9%, соответственно).

Основные действующие лица оранжевой революции с апреля 2005 г. - момента наивысшей поддержки первых шагов навстречу людям - по январь 2006 г. потеряли в полной поддержке их действий более чем вдвое (В.Ющенко - с 49 до 21%; Ю.Тимошенко - 47 до 19%).

Иными словами, почти две трети украинских граждан в течение времени, достаточного, чтобы выносить и родить нового гражданина страны, пытались донести до новой власти неприятие того, что происходит. И?

Поражение было предсказуемым. Можно сколько угодно клеймить социологов и сравнивать их с кем угодно, например с политиками. От этого они не перестанут быть коммуникатором между гражданами и властью, равно как журналисты, правозащитники и прочие цепные псы демократии. И если власть не слышит коммуникаторов, она в демократической стране обречена на поражение. В этом, и только в этом смысле новая власть показала миру, что демократия в Украине есть.

Победа-2

Я хотел начать с того, что посмотрите, какая некоторая парадоксальность украинских выборов. Закончились выборы. С одной стороны, по сути 50% людей поддержали одну политическую силу, 50% людей поддержали другую политическую силу. Как действовать политикам?. . Это же не арифметика, пополам ничего не разрежешь. . . И тут я много раз своим коллегам говорил: тут арифметикой апеллировать нельзя. Мы должны сейчас стать немного мудрее. Мы сейчас должны показать, что политики могут на полкорпуса выходить и предлагать модель, которая действительно может связать две Украины.

В. Ющенко, 3 августа 2006г.

Цитата, конечно, длинновата. Но что делать, 3 августа президент очень старался внятно объяснить гражданам страны, почему стряслось подписание универсала с Виктором Федоровичем, если накануне велись консультации о роспуске парламента. И сформулировал причину именно так.

Некоторым образом парадоксальные украинские выборы закончились четырьмя месяцами раньше. Почему если не 10 апреля, в ночь оглашения результатов, то 12-го президент не вышел к гражданам и не сказал: 'Избрали вы, господа электоры, что избрали. И я как президент всей страны убежден, что должна быть создана коалиция блока 'Наша Украина' и Партии регионов как знаковых представителей двух Украин. И будет эта коалиция, как зайчик, чтить Конституцию и законы страны и выполнять Программу президента, я сказал. Виктор Федорович - уникальный парень, очень знаковый, потому никаких премьеров. Я договорился'.

Наверное, мы бы обиделись, все по-разному. И возмутились бы. Но не надо полагать нас за тех, кто на полкорпуса глупее. Мы бы поняли. В конце концов, мы стояли на Майдане не только и не столько за Виктора Андреевича, а за нашу и вашу свободу выбирать честно. . .

И Виктор Федорович, возможно, согласился бы. Место-то первое, но оранжевых - больше. Тогда было. Не 50 на 50. И политикам не надо было арифметику пополам резать. . .

Но президент, как известно, - не почтовый ящик, получил информацию и тут же ответил. Четыре месяца страна жила в отсутствии победителей и непобежденных, наблюдая за витиеватыми па действующих лиц с гарантом вкупе и припадая к источникам информации в ожидании новостей, как фронтовых сводок. . .

И получила коалицию с обалдевшими от неожиданности коммунистами. Думал ли Петр Николаевич, мирно работающий оппозиционером в администрации президента и набравший на выборах менее 4%, что это не последние его выборы. . .

И получила дивный документ с пыльным, но в духе Виктора Андреевича названием - универсал. Есть в нем что-то королевское, в названии, и гетманское, недаром Виктор Андреевич, себя называя, путался в терминах 'гетман, король, президент'. Кроме названия, правда, от президента там мало что осталось. Разве что нет 'жахливого' слова 'федерализм'. Можно подумать! Кому и зачем теперь пугать Виктора Андреевича федерализацией?

Получила страна и правительство, глядя на утверждение которого по телевизору, не могла понять, трансляция ли, архивная ли пленка. Вот Николай Янович прошел, вот Табачник Дмитрий, так он же вроде еще раньше, вот. . .

Министр внутренних дел только не проходил. Да и утверждали его партнеры по коалиции из Партии регионов с трудом. Г-н Ахметов рассказывал: я, говорит, не его адвокат, но выступал как адвокат. Уговорил.

И все в порядке. Побежденных, сказал президент, нет.

Хорошо. Побежденных нет. Но победил-то кто?

Победил Леонид Данилович.

Мы увидели Украину без Кучмы, и она оказалась точно такой же, как с ним. Победила созданная им 'короткая скамейка запасных'. . . Которую использовал и Виктор Андреевич. Победила созданная Кучмой система и мораль власти. Знаете, как психологи определяют переходный возраст: 'период бурного и неравномерного развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета'.

Все есть, и рослое тело, и совершенствование мускульного аппарата скоро увидим. Но если позволим окостенеть созданному Леонидом Даниловичем скелету, - будет у нас горбатый. . . Но об этом потом.

А Виктору Андреевичу не позавидуешь. Тут арифметикой апеллировать нельзя.

К гражданам страны за помощью обратиться? Вряд ли. Граждане на Майдан и на сей-то раз не особо вышли. . . Знаете, есть такая очень морально-этическая сказка - о пастушке, который кричал 'Волки, волки!'. . .

К Западу? Хоть к Западу страны, хоть мира - первый слишком возмущен, второй слишком вежлив. Не поймут. К Востоку? Если страны - там уже вряд ли будут поучения часами слушать, они теперь сами учить будут. Если мира - и слушать будут, и учить. . .

А ведь он - гарант. В стране - Конституции, закона, наших прав. Удастся повернуть реформу вспять, не удастся, а гарантируй. В мире. . . Тяжело будет, до французского алфавита, может, и не дойдет, но стыдно.

А победители, что победители? Победителей не судят. Не правда ли, Юрий Витальевич?

Их судят до победы.

Берега Днепра

Убежден, что каждому человеку, который ходит с украинским паспортом, болит от того, что нас делят по какому-либо признаку - это унизительно. Мы единая, красивая, с колоссально прекрасной историей нация. И если существует вызов какого-либо разъединения, я убежден, что политик должен быть первым, кто должен обслуживать, как выйти из этой проблемы.

В.Ющенко, 3 августа 2006 г.

Должен. Как было сказано выше - на полкорпуса. Но в самый сложный, самый политизированный межвыборный период наблюдалось полное игнорирование прежде этой популярной вдруг проблемы. Что сделали оранжевые правительства и президент лично для того, чтобы решить проблемы двух Украин, пребывая в полной власти и ясных полномочиях в течение года - с февраля 2005 г. до марта 2006-го? Кроме того, что Виктор Андреевич проблем видеть не хотел, называл их надуманными, а говорил от имени нации сам. Помните, нация ждет 'Тараса Бульбу', нации нужно то, нации нужно се, назвать нельзя из соображений политкорректности. . . Но впечатление возникало, что Виктор Андреевич действительно знает некую 'мою нацию', во всем единую и единодушную. . .

А мы, между тем, разные.

Оглядим берега с точки зрения идентификации граждан Украины и ее региональных особенностей.

За умным словом 'идентификация' скрывается нечто, чем мы все занимаемся всю жизнь, не зная, что это так красиво называется, точно так же, как говорим, оказывается, прозой. В двух словах.

Человек - существо общественное, как и многие в этом мире. Но если, скажем, пчела, нет, только не пчела, если муравей рождается рабочим муравьем или там муравьем-солдатом, то человек - неизвестно кем. Для себя самого, во всяком случае. И всю жизнь со-относит (идентифицирует) себя с тем, что ему по разным признакам близко, свое.

Сначала он относит себя к мальчикам-девочкам, называется - половая идентичность, она тоже не всем удается, но это другая тема. Затем к компании во дворе, коллективу в классе, в студенческой аудитории, к профессиональному, конфессинальному сообществу и так далее вплоть до 'мы - избранные, мы - уникальные', а они. . .

Собака зарыта здесь. 'Мы' и 'они'. 'Мы' называется общей или единой идентичностью. 'Они' - по-разному.

Все бы ничего, если бы человек только осознавал свою принадлежность к некоему 'мы'. Штука идентичности заключается в том, что человек и ощущает, чувствует свою принадлежность. Именно чувство делает 'мы' сообществом, обществом, нацией, чем-то, что в спокойном состоянии есть некое 'чувство локтя' (солидарность), а может мгновенно стать 'все вдруг' (мобилизация) или монолитом (защита).

Называется это все наличием в идентичности мощной эмоциональной составляющей. Не надо объяснять, что там, где чувства, там чувствительные вопросы. И если мы полагаем нечто признаком этого самого 'мы', оно для нас ценность, в том, философском смысле. Ценность, даже если это орлиное перо, для кого-то смешное. Вот тот, для кого смешное, - тот не наш, а поскольку смеялся. . .

Поэтому 'они' - чужие, противники, враги, супостаты. Но далее - не по возрастающей, а до просто 'они'.

Когда человек ходил в шкурках и питался мамонтами, он идентифицировал себя с рядом в такой же шкурке находящимся так основательно, что этнографы не пропускают случая сообщить: самоназвание такого-то племени в переводе означает 'люди', а соседнего - 'не-люди'.

И только много времени спустя человек понял, что люди - это все люди, равные в правах и достоинстве и далее по тексту Декларации о правах человека и гражданина. И тогда все более стали делить на 'мы' и 'они'. И все более понимать, что 'мы' и 'они' - это не 'мы - лучше, они - хуже'. Это - 'мы не хуже и не лучше, мы - разные'. Или, как было сказано однажды, 'толерантность - это признание различия навсегда'. Но об этом потом. . .

Социологическая служба Центра Разумкова провела исследование некоторых черт идентичности жителей Украины и разных ее регионов с целью выявить, чувствуем ли мы себя как единое, общее 'мы'.

Исследование выявило три вещи, не особо неожиданные.

Первое. Мы достаточно разные и чужие друг другу.

Второе. Мы достаточно одинаковы и близки друг другу для того, чтобы жить в одной стране долго, мирно и счастливо.

Третье. Если мы хотим быть 'мы', то у нас проблемы.

По поводу первого - не прав был Виктор Андреевич, утверждая, что проблемы надуманны.

По поводу второго и третьего - вряд ли прав Виктор Андреевич, утверждая, что универсал, Виктор Федорович и неизвестная миру коалиция объединят берега Днепра.

Далее - подробно. Почему бы нам не посмотреть на нас пристально. . .

Скажите мне, где вы живете. . .

Как правило, выясняя подробности идентичности граждан страны, начинают с так называемой территориально-пространственной, ибо страна для начала - территория. Однако не просто географическая, а населенная означенными гражданами (социальная среда), которые, что бы они ни делали, создают тем самым некую культуру, общение и прочее, что свойственно месту и пространству, где живут люди.

Поэтому если некоего, скажем, Петра Петровича из села Радостное спросить ни с того ни с сего - а с чем вы себя связывает в первую очередь? И перечислить все, что касается места, где он живет (село, район, местность, область, страна, материк, Земля в целом), то он, не особо долго думая, ответит и назовет именно то из перечисленного, что является его жизненными пределами, пределами общения, знания об этом месте, думания о нем и его судьбе и прочее. Скажем, Петр Петрович посмотрел на вас снисходительно (что с социолога взять?) и сказал, что он - житель села Радостное. Как правило, это означает, что человек чувствует себя хорошо преимущественно в пределах своего села, в окружении односельчан, а более широкое пространство, включая все, что с ним связано, интересует и трогает его меньше. Вот и все.

Так вот, респондентам предложили определить себя в параметрах 'место проживания - регион проживания - Украина', а также Советский Союз, Россия и Европа - как индикаторов степени укорененности в социально-культурное прошлое (Советский Союз) и сориентированности на главные центры притяжения и раздражения (Россия, Европа).

Выяснилось, что нам наиболее свойственна локальная идентичность, проще - привязка к месту проживания, малой Родине. С ней связывают себя 44% граждан. С большой Родиной - Украиной в целом - 31%; с регионом проживания - 15%; с Советским Союзом - трое из сотни; с Россией - двое, с Европой - один.

Локальная идентичность превалирует во всех регионах, кроме Западного, где относительное большинство жителей (40%) отождествляют себя с Украиной, и наиболее ярко выражена в Центре (50%) и на Юге (49%). Вероятно, в Центре за счет Киева (17% населения региона), на Юге - Крыма, где отмечаются признаки особой идентичности (мы - крымчане).

Уровень общеукраинской идентичности падает в направлении с Запада на Восток и к Югу (с 40 до 26%). Идентификации с Россией и Советским Союзом соответственно возрастает, если это можно назвать ростом: с Россией - от 0,3% на Западе до 2,4% на Юге; с Советским Союзом - от 0,6% на Западе до 4,2% на Юге.

Европейской идентичности ни расти, ни падать особо некуда, ибо если округляя, то во всех регионах европейцев - указанный выше один из ста!!!

Региональная идентичность более всего свойственна жителям Востока (19%), менее всего - Центра (10%).

Что это значит? Пока ничего особенного, кроме того, что жители Запада более тяготеют к большой Родине (Велик?й Укра?н?), нежели все остальные в ней непосредственно живущие и ощущающие себя, кстати, дома.

На каком языке вы говорите и почему. . .

Большинство (52%) граждан страны считают родным украинский язык; почти треть (31%) - русский. Почти для каждого шестого (16%) родными являются оба языка в равной мере, для каждого девятого - иной язык.

При этом на Западе и в Центре страны как родной доминирует украинский язык (90 и 72%, соответственно), на Востоке и Юге большинство жителей считают родным русский язык (54 и 52%) или являются билингвами (24 и 17%).

Что примерно отражает этнический состав населения регионов: в первых двух этнические украинцы доминируют (Запад: украинцы - 93%, русские - 3%; Центр: соответственно, 92 и 7%), на Востоке и Юге - составляют большинство, но наряду с ними существуют крупные группы этнических русских (Восток: украинцы - 67%, русские - 30%; Юг - 58 и 32%, соответственно).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что свободно владеют украинским языком больше граждан, чем считают его родным (58% против 52%). А если принять во внимание тех, кто засвидетельствовал достаточное владение им, то окажется, что 92% граждан страны владеют государственным языком либо свободно, либо в объеме, достаточном для общения. Только семеро из ста имеют с ним проблемы и только один из сотни сообщил, что украинского языка не понимает.

Понятно, что уровень владения украинским падает с Запада, где им свободно владеют 89% жителей, на Восток и Юг, где свободно владеющих - 37 и 36%, соответственно (в Центре - 71%).

Однако используют украинский в быту значительно меньше граждан, чем им владеют, а на Востоке и Юге - меньше, чем считают украинский родным. Если говорить о регионах, то украинский доминирует в быту жителей Западного региона, 89% жителей которого пользуются исключительно или преимущественно украинским, превалирует - в быту Центрального (62%) и занимает второстепенные позиции в быту жителей Востока (16%) и Юга (21%), где доминирует русский (63 и 60%, соответственно).

Мотивы выбора языка общения можно условно разделить на три категории: естественные (на этом языке я разговариваю с детства), прагматические (этот язык наиболее распространен в местности, где я живу и т.п.), и ценностные - это язык народа, к которому я принадлежу; язык моего государства, разговаривать на нем - мой долг; язык страны, которую я считаю своей Родиной.

Во всех регионах большинство или относительное большинство составляют люди, мотивирующие свой выбор естественной причиной (от 47% на Западе страны до 62% на Юге). Однако жителям Запада более свойственно отношение ценностное (43%). В Центре соответствующая группа составляет 22%; на Востоке - 11%; на Юге - 8% жителей региона.

Выразительно иллюстрируют степень укорененности граждан страны в русскоязычную культуру ответы на вопрос 'Если бы у вас было возможность выбрать книгу зарубежного автора, которую вы очень хотели бы прочитать, какому переводу вы отдали бы предпочтение - украинскому или русскому?'. Относительное большинство (37%) взяли бы русский перевод, 29% - украинский, 28% - какой под руку попадется.

Да, жители Запада страны скорее предпочли бы украинский (68%), Центра - под руку попавшийся (40%), Востока и Юга - русский (62 и 58%, соответственно).

Что из этого следует? Во-первых, для жителей Запада украинский язык - это чаще ценность; для жителей Центра, Востока и Юга - скорее просто средство общения. Во-вторых, мы в достаточной степени владеем государственным языком, чтобы использовать его как язык межнационального общения. Штука в том, что и русским мы владеем в достаточной степени. . .

К какой культуре вы себя относите. . .

Респондентам было предложено отнести себя на выбор к украинской, русской, советской либо общеевропейской культурной традиции. Большинство (56%) отнесли себя к украинской; почти каждый шестой - к советской; каждый девятый - к русской. Почти семеро из ста - к общеевропейской, что, заметьте, в семь раз больше, чем тех, кто определил себя европейцем раньше, в территориально-пространственных параметрах. Последнее - шутки ради, но наиболее четко иллюстрирует то простое обстоятельство, что, живя сегодня на некой территории, человек действительно может относить себя к культуре иной территории и иного времени, - как правило, прошлого, что понятно, но от того не менее грустно.

Теперь кое-что сопоставим.

К Украине в целом себя относят, как было сказано, 31%, а к украинской культуре - 56%; к России - 2%, а к русской культурной традиции - 11%; к Советскому Союзу - 3%, а к советской культурной традиции - 16%, наконец, к Европе - 1%, а к общеевропейской культуре - 7%.

При этом можно обратить внимание на тот факт, что к украинской культурной традиции отнесли себя больше граждан, чем считают украинский язык родным (56 против 52%), и значительно больше, чем пользуются им в общении (56 против 46%).

Кроме того, среди тех, кто отнес себя к украинской культуре, каждый пятый (20%) - русскоязычный. А среди последователей советской культурной традиции каждый четвертый (25%) - украиноязычный.

То есть весьма расхожие стереотипы, что русскоязычный - враг украинской культуры или украиноязычный - обязательно принадлежит украинской культуре, не совсем отвечают действительности. Конечно, корреляция между языковой и культурной идентичностями высока, иного и быть не может, но она не абсолютна.

Показательны мнения граждан относительно перспектив культурных традиций в Украине и ее регионах. Через 20-25 лет, по мнению опрошенных, в Украине будет превалировать украинская культурная традиция. Но отметили эту позицию 35%, что на 21% меньше, чем ее нынешних последователей.

22% считают, что в разных регионах будут доминировать разные культурные традиции, 16% высказались в пользу общеевропейской и только трое из сотни полагают, что доминирующей будет русская культурная традиция.

Примечательно, что в группах нынешних последователей советской культурной традиции чаще высказывается мнение о будущем доминировании украинской культуры; в группе последователей русской культуры - о будущем превалировании в разных регионах разных культур.

Примечательно также то, что относительное большинство жителей Запада и Центра прогнозируют доминирование украинской культуры (45 и 47%, соответственно), Востока и Юга - полагают, что в разных регионах будут превалировать разные культуры.

С одной стороны, это может означать, что нынешние культурные различия регионов обретают в массовом сознании характер долгосрочных, с другой - у жителей Востока и Юга не наблюдается особого порыва добиваться доминирования свойственной им культуры на всей территории страны.

А с третьей. Если помните, к общеевропейской культуре отнесли себя только 7%. Однако, на вопрос 'Чувствуете ли вы себя европейцем?' утвердительно ответили значительно больше - 26% (15% - безусловно, 12% - скорее да). То есть некую приобщенность к Европе чувствует каждый четвертый житель Украины. Более всего 'европейцев' на Западе - 40%, менее всего - на Востоке (18%). В Центре - 25%, на Юге - 30%.

Грустно, что чувствовать себя европейцами гражданам страны мешает, прежде всего, низкий уровень материального благосостояния - эту причину назвали 73% тех, кто 'европейцем' себя не чувствует. И только каждый десятый как причину отметил 'ощущение себя представителем иной культуры'.

И не следует думать, что гражданам Украины свойственно видение Европы как молочной речки с соответствующими берегами, где упомянутый уровень материального благосостояния сам струится к гамаку, например.

Интересное наблюдение из другого исследования: гражданам задавался вопрос 'Что является приоритетным в ситуации ограниченности бюджетных средств в Украине?'. И два варианта ответа: (1) поддержка государством малообеспеченных и нетрудоспособных граждан путем увеличения социальной помощи, выплат субсидий и др.; (2) поддержка государством трудоспособных граждан путем повышения зарплаты, создания рабочих мест, способствования малому и среднему бизнесу.

Если в декабре 2003г. 64% опрошенных предпочли первый вариант, 33% - второй, то в октябре 2004г. соотношение составило 48% и 33%, а в декабре 2005г. - 33% и 64%. То есть почти две трети граждан страны предпочитают получать от государства не социальные выплаты, а работу. Это вполне европейские черты расчета на свои силы и самостоятельность, но - и ожидание адекватной оплаты труда, ибо известно, что в Украине она сильно занижена.

И потом - разве на Майдан, тот, первый и для многих пока последний (по времени) граждане вышли не ради таких общеевропейских ценностей, как достоинство и права человека, уважение к закону, политической культуре, или культуре ведения политической борьбы, кому как нравится? И право призвать власть к ответу, если она на эти ценности посягает?

16% видящих перспективу в Украине общеевропейской культуры - это много, или мало? Это почти каждый шестой.

И если очень осторожно обобщить все, то можно предположить, что сегодня граждане страны приняли украинскую культуру и украинский язык - в разной степени, но достаточно для уважительного к ней отношения, и в то же время - они все более восприимчивы к общеевропейским ценностям и культуре.

И если не замыкать украинский язык на патриархальных и этнографических моментах, если на украинском языке будет выходить качественная интеллектуальная и качественная массовая литература, будут переводиться фильмы и мультики для детей и т.д. - украинский язык без напряжения и принуждения войдет в быт и культуру украинцев, граждан Украины. И еще - если бы, возможно, не постоянное реформирование украинского языка. Ведь известно - для единой идентичности в первую очередь необходим эталонный язык, общепонятный или, как его называют, литературный. . .

Считаете ли вы Украину своей Родиной?

Да. Так ответили 93% опрошенных. То есть абсолютное большинств

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.