Экономика Финляндия развивается динамично в сотрудничестве с 15-ю странами, входящими в ЕС, однако для отечественных фирм рынок родной страны мал. У фирм не много возможностей вести конкурентную борьбу и развиваться только в рамках ограниченного финляндского рынка. Многие сегменты рынка Финляндии развиты до своих предельных возможностей и конкуренция в них очень велика. Рост оборота сложно обеспечить в рамках насыщенного спроса.

Финляндия - часть глобальной экономики. Это создает новые возможности для производителей, но одновременно финские фирмы сталкиваются и с вызовами, что заставляет их переносить производство в Восточную Европу и в азиатские страны, в которых меньше накладные расходы и труд дешевле.

В подобных условиях страдают, прежде всего, мелкие и средние фирмы. Они имеют ограниченные возможности, что сужает их ресурсы для функционирования на глобальных рынках. Часть подобных фирм работает на пределе (по финским меркам) своих сил, а некоторые теряют постепенно ранее завоеванные на рынках сбыта позиции.

Для многих средних фирм Финляндии является естественным и логичным уповать на расширение внешней торговли для дальнейшего развития своей деятельности. Свежие данные, опубликованные Статистическим управлением страны, обнадеживают: за январь-май 2006 года экспорт малых и средних финляндских фирм вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

Проблемы интернационализации

Успех на внешних рынках зависит во многом от конкурентоспособности товаров или услуг, способности фирмы реализовать свою продукцию и - не в последнюю очередь - от правильно выбранного рынка (страны) сбыта. У крупных фирм нет особых проблем в сфере интернационализации, а мелкий и средний бизнес постоянно сталкивается с ними из-за своей 'малой мощи'. Такой бизнес вынужден учитывать проблемы слабого финансирования, недостаточного наличия трудовых ресурсов и времени. Но самая главная проблема средних фирм - отсутствие широкой перспективы.

Доступность финансирования помогает решить многие проблемы - 'вербовка' новых рабочих и специалистов, совершение ознакомительных поездок, аренда конторских помещений и другие подобные вопросы можно решить достаточно быстро. Достаточное финансирование позволяет также обеспечить небольшой фирме долгосрочность при погашении взятого кредита. Ведь при развитых рынках все процессы растянуты по времени и успех приходит не сразу.

Другая проблема - и она также ограничивает возможности малого и среднего бизнеса - недостаток квалифицированного персонала. Шеф отдела реализации или экспортных продаж средней фирмы загружен сверх всякой меры, и у него нет времени заняться изучением перспектив новых, пусть даже и многообещающих, рынков сбыта. А взять на работу нового сотрудника для выполнения этой задачи зачастую для средней или мелкой фирмы обременительно (особенно в условиях рынка труда, строго регулируемого законом).

Проблема обретения мелким и средним бизнесом широкой перспективы своего развития - велика. Эта перспектива означает возможность посмотреть, как идет расширение реализации продукции и услуг, предлагаемых средней фирмой, в глобальных рамках, и увидеть реально место своей фирмы в контексте общемировых тенденций и глобального развития. Непонимание того, что рынок в каждой отдельной стране действует по своим особым правилам, отравляет работу всех интернациональных фирм. Особенно это касается развивающихся рынков, которые иногда явно показывают неспособность некоторых бизнесменов действовать в реальных рыночных условиях.

Как это ни парадоксально, но недостаточная информированность является препятствием для развития и интернационализации мелкого и среднего бизнеса. Указанное отсутствие знаний удивляет: ведь если рассмотреть изменения на рынках и в бизнесе на территории стран Восточной Европы за последние 10 лет, то как раз информации для бизнесменов поставлялось, казалось бы, даже в избытке. Но это не была информация, полезная для среднего и малого бизнеса. Во-первых: информация не была надежной. Поверхностность информации могут, правда, определить только специалисты, знающие местные языки и имеющие возможность, таким образом, перепроверить опубликованное.

И если даже специалисты подготовят грамотное заключение, то у руководителя средней или мелкой фирмы нет, как правило, времени и возможности, внимательно изучить опус из 50-100, а иногда и более страниц. В подобных докладах-рапортах-разъяснениях проблема рассматривается зачастую поверхностно, на общем уровне. Тексты очень редко содержат сведения, касающиеся улучшения работы мелкого или среднего бизнеса на конкретном рынке. Руководители мелкого и среднего бизнеса знают, следовательно, о возможностях работы на восточном рынке только по газетным или журнальным статьям или по информации, которую можно почерпнуть в других СМИ.

Но подобные возможности существуют на абстрактном уровне, и многие бизнесмены средней руки не получают достаточного импульса для начала своего нового дела в другой стране, даже зная об открывающихся возможностях.

Россия и Восточная Европа предоставляют больше возможностей, чем ожидалось ранее

Для среднего и малого бизнеса Финляндии большая выгода в том, что мы - соседи России, страны с быстро развивающейся экономикой. И темпы этого развития по своим показателям занимают лидирующие позиции на земном шаре. Уже одно это объясняет причины, вызвавшие за последнее время заметный рост экспорта средних и мелких фирм Финляндии в Россию. С другой стороны, рост вызван тем, что растущий потенциал рынков России и Восточной Европы ранее не использовался.

Нет возможности указать точно, какая доля ранее неиспользованных возможностей уже 'задействована'. Нет информации и о том, в каких средних или мелких фирмах Финляндии задумываются о серьезном, на длительный срок, проникновении на рынки России, а не только об использовании подходящего момента для небольшого расширения реализации товаров или услуг на востоке.

Финские фирмы видят рынки только в Москве и Санкт-Петербурге, через эти столицы начинается развитие торговли по всей России. Фирмы забывают, что Россия не есть сумма двух ее самых крупных городов. В России существует множество других субъектов, которые могут представить финским фирмам прекрасные условия для работы. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом в России есть еще 11 городов с миллионным населением.

Кроме того, в стране существуют стремительно развивающиеся территории, например, Краснодарский край и республика Татарстан. Для среднего и малого бизнеса Финляндии работа напрямую в таких городах или областях может быть успешной из-за отсутствия серьезной конкуренции. Наряду с этим фактором можно избежать работы с берущими заметный гонорар за свои услуги фирмами-посредниками.

Фирмы должны уяснить, что Москва и Санкт-Петербург - не вся Россия. Одновременно бизнесмен должен понять, что Россия - это не Восточная Европа. Украина - страна с населением в 48 миллионов человек и огромным рынком потребления. Но финские средние и малые фирмы как будто и не знают о существование такого государства. А о Белоруссии с ее 10-миллионным населением мы уже и не говорим.

Несмотря на не устоявшееся политическое положение, местные чиновники всячески приветствуют (в отличие от российских) новые инвестиции в белорусскую экономику. А администрация в Белоруссии наименее коррумпирована на фоне информации из других стран Восточной Европы. А Казахстан? Возможности этого государства мало изучены. В республике проживает до 15 миллионов человек, и ее экономика растет рекордными темпами в рамках СНГ. Казахстан - в сфере постоянных стратегических интересов инвесторов и бизнесменов из США. В условиях нынешних цен на нефть и металлы Казахстан в состоянии приступить к очень амбициозным проектам: экономическим, административным и жилищным.

Для тех, кто думает, что ЕС гарантирует лучшую защиту интересов бизнесмена и инвестора, Болгария и Румыния могут быть интересными объектами. Обе страны могут стать членами ЕС ранее, чем через полгода. Экономика двух этих государств - на подъеме. Кроме того, рыночные механизмы в них развиты слабо. Подобное положение является прекрасной возможностью для среднего и малого бизнеса, который и ищет такие возможности для приложения своих знаний и энергии.

Слабая поддержка бизнеса

В бизнесе нет готовых рецептов или моделей, подходящих на все случаи. Каждая фирма ищет свой путь, свой вариант решения возникающих конкретных проблем. Каждая фирма проводит изучение вопроса, прежде чем принять решение о начале своей работы в международном формате. К счастью, в Финляндии оказывается помощь среднему и малому бизнесу, если он стремится расширяться на восток.

Общеевропейский (Панъевропейский) институт Высшего коммерческого училища города Турку имеет возможность подсказать бизнесменам адреса сайтов в интернете, на которых можно найти полезную информацию для тех, кто намеревается начать работу на развивающихся рынках. Например, институт подготовил в электронном виде информацию 'Полезные сведения для бизнесмена о Санкт-Петербурге'. Она содержит данные о фирмах и организациях, которые могут быть полезны финскому бизнесмену на начальном этапе его работы в подверженном неизбежному процессу глобализации Санкт-Петербурге и в Ленинградской области.

Но пока отсутствует последняя искра, которая позволила бы бизнесменам буквально 'вспыхнуть' интересом к работе на востоке. Да и нет организации, которая соединила бы возможности среднего и малого бизнеса, его конкурентоспособность с потенциальными и реальными возможностями развития бизнеса в новых и будущих странах-членах ЕС, государствах СНГ или в России.

Может быть, следовало бы создать бизнес-инкубатор, под названием 'На Восток!'? Так можно объединить усилия исследователей, организаций, занимающиеся поддержкой бизнеса, да и самих небольших фирм, которые заинтересованы в получении информации о новых бизнес-возможностях, подходящих к профилю их деятельности. С помощью такого инкубатора можно расширять свое дело и разрабатывать планы развития для заинтересованных фирм.

Нужны, таким образом, реальные бизнес-планы. Надо иметь искреннее желание расширять свое дело. Жаль, но многие финские средние и малые фирмы не воспользовались пока всеми теми возможностями, которые предлагают развивающиеся рынки России и Восточной Европы. Особенно если учесть огромное количество организаций, призванных и готовых помочь бизнесу. А ведь таких возможностей нет у наших конкурентов в Западной Европе!

Петер Зашев и Валттери Каартемо занимаются исследованиями проблем международной торговли в общеевропейском институте Высшего коммерческого училища города Турку.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.