Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правила поведения по-путински

Правила поведения по-путински picture
Правила поведения по-путински picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В свое время Владимир Путин сделал это на некогда бурной российской политической арене. Теперь он хочет сделать то же самое на мировых энергетических рынках, характер которых столь же изменчив. Он хочет сделать их стабильными и мирными. Словно кладбище.

Sunday, September 10, 2006; Page B07

В свое время Владимир Путин сделал это на некогда бурной российской политической арене. Теперь он хочет сделать то же самое на мировых энергетических рынках, характер которых столь же изменчив. Он хочет сделать их стабильными и мирными. Словно кладбище.

Это великое устремление не явно, но явственно проскальзывало в речи президента России, во всех подробностях раскрывавшего концепцию 'энергетической безопасности' в том виде, в каком он преподнес ее лидерам ведущих мировых держав и июле во время саммита "Группы Восьми". Путин хочет, чтобы взаимоотношения на этих рынках основывались на долгосрочных контрактах, гарантирующих не только поставку необходимого количества энергоресурсов (то есть нефти и газа из России), но и стабильный спрос на них (то есть согласие потребителей платить за них по фиксированной цене, которая не будет меняться десятилетиями). Тогда остальные лидеры выслушали его вежливо, но без особого энтузиазма - исходи это предложение от любого другого, оно показалось бы полным донкихотством. Правда, если учитывать, каким выдался для Путина текущий год, вряд ли кто-нибудь рискнет поставить деньги на провал его великих планов.

Путин наголову разбил политическую оппозицию, чувствовавшую себя как никогда хорошо при Борисе Ельцине. При рейтинге в 70 процентов у него есть все возможности, чтобы самому выбрать себе преемника. Ему удалось установить контроль над потоком долларов, изливающимся сегодня на Россию. Кроме того - и не исключено, что это его устраивает больше, чем все остальное, - политическая революция, волна которой поднималась на границах России еще год назад, явно спала: среди украинских реформаторов, совершивших 'оранжевую революцию', произошел раскол, а антидемократические союзники в Беларуси после очередных выборов легко сохранили власть.

Поэтому неудивительно, что Путин, невысокий, но крепкий, бывший полковник КГБ, вышел на ежегодную встречу - нечто вроде сеанса одновременной игры - с четырьмя десятками американских, европейских и азиатских ученых и политологов, состоявшуюся вчера на его огромной даче под Москвой, в весьма бодром настроении. Вопросы перемежались карпаччо из осьминога, печеным окунем и инжиром с йогуртовым шербетом, приготовленными его шеф-поваром-итальянцем. Запивалось все это скромным пино-гри 2005 года.

То, что фортуна широко улыбалась Путину с самой его прошлой встречи с Дискуссионным клубом 'Валдай' год назад в Кремле, стало предельно ясно, когда он в самых теплых тонах высказался о президенте Украины Викторе Ющенко, великодушно назвав его 'серьезным и ответственным' лидером. В сентябре прошлого года он говорил, что Ющенко сквозь пальцы смотрит на бурно развивающуюся коррупцию на Украине, а также обвинял Запад в провоцировании беспорядков во всех странах бывшего Советского Союза.

Досталось теплое слово и президенту Бушу, которому Путин протянул оливковую ветвь по иранскому вопросу - существенно, впрочем, обрезанную.

По словам Путина, 'Иран - это особый случай'; эта страна расположена 'в очень опасном районе'. В других странах, имеющих ядерное оружие - например, в Бразилии или ЮАР - 'в конституции не прописана цель уничтожить другое государство', как, сказал Путин, написано в иранской конституции об Израиле.

- Иран должен отказаться от планов проводить обогащение ядерных материалов а своей территории, - продолжил он.

На прямой вопрос, поддержит ли Россия предложение США о введении санкций, Путин ответил, что возможность введения санкций исключить нельзя, однако принятия экономических мер необходимо по возможности избегать, принимая решение только после того, как закончится очередной тур переговоров между представителями Ирана и шестисторонней группы, в которую входят Россия и США. Однако слова Путина, которые присутствующие слушали через синхронный перевод, явно добавили веса сообщениям о том, что Москва согласилась поддержать введение неких символических санкций в том случае, если Иран продолжит упорствовать.

Впрочем, Путину вообще не свойственно надолго расслабляться - он остается в напряжении, он полностью собран и иногда язвителен, даже когда заедает свои слова кусочками осьминога (кстати, довольно вкусного). Его глаза буквально загорелись, когда разговор перешел на поставки энергоносителей и огромную инфраструктуру в виде новых трубопроводов и месторождений, которую планирует построить Россия в ближайшее десятилетие, чтобы выйти на доминирующие позиции в мировом экспорте энергоресурсов.

Путин и его советники утверждают, что, чтобы оправдать инвестиции, необходимые для строительства такой инфраструктуры, страны-потребители должны пойти на подписание с Россией контрактов на двадцать-тридцать лет вперед, чтобы избежать таких резких перепадов цен на нефть и газ, какие мир пережил за последние три десятилетия.

- Наш энергетический потенциал огромен. Не все этот потенциал по достоинству оценивают, - сказал, ядовито улыбнувшись, президент (этот камень был явно направлен в огород Европейского Союза, вступающего с Москвой в постоянные споры по поводу поставок газа). - Это ведь не их ресурсы, это ресурсы России.

И, чтобы эти ресурсы осваивать, по словам Путина, необходимо 'принять четкие правила поведения'.

Когда британский политолог-теоретик Энтони Гидденс (Anthony Giddens) спросил, что может сказать Путин по поводу разительных перемен, с которыми, возможно, придется столкнуться поставщикам энергоресурсов вследствие глобального потепления, обусловленного в течение указанного периода техническим прогрессом, Путин увел вопрос в сторону:

- Мировой экономике нужна стабильность. . . [она должна] стать более предсказуемой.

Таким же, по его мнению, должно быть и политическое будущее России. Путин вновь повторил, что не собирается менять конституцию таким образом, чтобы он мог остаться на своем посту на третий срок подряд.

- Общественному мнению нужна страна, которая будет стабильной. А стабильность не обеспечивается одним человеком, - сказал он.

Действительно, стабильность не обеспечивается одним человеком. Она обеспечивается игрой по правилам Москвы.

____________________________________________________________

Русские рулеты ("The Times", Великобритания)

Шахматная партия, которую играет Путин ("La Repubblica", Италия)