В прошлую пятницу любительница экстремальных шагов Юлия Тимошенко, не испугавшись солнечного затмения, объявила о создании коалиции.

"Солнечное затмение - красивый сигнал того, что теневая власть, которая пока что закрывает солнце, практически начинает с сегодняшнего дня свой путь на отход от власти", - уверила Тимошенко журналистов и прибавила, что оппозиционная сила станет "серебряной пулей", которая будет бороться с оборотнями, которые во время солнечного затмения показывают свое настоящее лицо".

Материалами для серебряной пули, следует полагать, должны служить программные основы оппозиции. Как оказалось, это несколько "секонд-хендовский" набор, который раньше должен был стать "целебным зельем" для улучшения здоровья страны от демократической коалиции.

Как призналась в пятницу сама Тимошенко, программные основы соглашения об оппозиционном объединении полностью совпадают с положениями соглашения относительно создания коалиции демократических сил.

Таким образом, возглавив оппозиционное правительство, лидер БЮТ может похвалиться, что, в отличие от реального премьера, у нее есть программа действий, в которой расписано все - от жизни "ребенка-сиротинки" до создания Ташлицкой ГЭС и " проекту заводу з фабрикацii тепловидiляючих збiрок ".

С другой стороны, тяжело себе представить, как оппозиция, имея в своем арсенале менее 130 штыков, собирается выполнять свои обязательства, прописанные под так и не созданное правительство.

Ведь большинство программных планов касаются создания новых законов и реализации правительственных инициатив.

Например, оппозиция обязуется обеспечить "разработку и внедрение Государственной программы занятости на 2007-2010 гг., которая обеспечит создание одного миллиона рабочих мест ежегодно". Идея замечательная, только как ее реализовать в обход Николая Азарова?

Или пункт о принятии закона "О легализации средств, полученных некриминальным путем" и соответствующей программы мероприятий по легализации теневого капитала.

Легализировать доходы собирался еще Виктор Пинзеник, но так и не успел за два министерских срока. Теперь же, на появление этого закона можно надеяться разве что по доброй воле Рината Ахметова, которому, как считают эксперты, тяжело будет доказать некриминальное происхождение всех его миллионов, в особенности первого.

Таким же эфемерным выглядит принятие законов "О декларировании доходов физическими лицами", "О профилактике преступности", "О государственном контроле в Украине" с целью искоренения коррупции в деятельности органов исполнительной власти.

Единственное, что сейчас может делать оппозиция - это разоблачительные заявления. Но после двух месяцев "клоунады" с участием Олега Ляшко и этот вид оружия оказывается под вопросом.

Также оппозиция обещает обеспечить принятие "в первоочередном порядке законов, необходимых для выполнения условий вступления к ВТО, с учетом приоритетов соблюдения национальных интересов в экономической и социальной сферах".

Вот здесь ее желание в самый раз может пригодиться, чтобы преодолеть дефицит голосов, который могут устроить коммунисты и лоббисты из Партии регионов в случае принятия этих законов.

Есть в программе оппозиции и такой пункт как принятие закона "О ценах и ценообразовании", в котором предлагается закрепить ограничение прямого вмешательства государства в ценообразование.

Это обещание выглядит достаточно смешно, если вспомнить прошлогодние старания Юлии Владимировны и Сергея Терехина вручную регулировать цены на бензин.

Относительно последней инициативы, то следует отметить, что именно ее на позапрошлой неделе пыталась протолкнуть "Наша Украина" в текст нового коалиционного соглашения "четырех".

Также Тимошенко оставила в оппозиционной программе милые сердцу "Нашей Украины" пункты о:

- разведении во времени выборов в парламент и органы местного самоуправления;

- усовершенствовании пропорциональной системы выборов, в том числе относительно местных выборов;

- внедрения нормы о конфедерации партий по европейскому образцу;

- повышение проходного барьера на выборах в Верховную Раду до 5%;

Кроме того, оппозиция обязуется:

предусмотреть в проекте изменений в Конституцию и в законах о Кабмине и о центральных органах исполнительной власти (ЦОИВ) следующие нормы:

- определение должности министра и первого заместителя министра как политических должностей;

- образование института государственных секретарей;

- определение задач и полномочий ЦОИВ со специальным статусом;

образовать парламентско-правительственную комиссию по вопросам административной реформы,

- в результате осуществления этой реформы ликвидировать районные государственные администрации, а полномочия областных государственных администраций сократить.

Стратегическими задачами для оппозиции являются обретение членства в Евросоюзе и обеспечение энергетической независимости Украины.

Приоритетными задачами являются обретение членства Украины в ВТО, начало переговоров с ЕС о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, а также взаимовыгодное сотрудничество с НАТО. Вступление в НАТО - по результатам всеукраинского референдума.

Все вышеупомянутые пункты "Наша Украина" пока безрезультатно предлагает антикризисной коалиции. Тимошенко же их сохранила как своеобразный маячок для бывших соратников, напоминание об общих идеалах.

Хотя некоторые пункты вряд ли понравились бы Тимошенко в случае, если бы она стала премьером.

Например, программой оппозиции предполагается создание через закон о Кабмине правительственных комитетов для предварительного рассмотрения вопросов на заседаниях правительства.

Если кто-то забыл, именно Юлия Владимировна ликвилировала в Кабмине это изобретение правительства Ющенко. И во время переговоров о демократической коалиции она тоже протестовала против этого пункта.

Впрочем, сейчас ситуация изменилась - и Тимошенко, наверное, была бы очень не против подискутувать на Грушевского, 5 (особенно в присутствии печати) с Януковичем или Азаровым о том, где и кому "следует подтопить жирок".

Единственное, чем отличается нынешняя программа оппозиции от программы бывшей оранжевой коалиции - это разделы о главных целях и руководящих органах.

Итак, оппозиция планирует:

- разработку альтернативного развития страны,

- проведение экспертизы законопроектов, которые рассматриваются в парламенте.

- формирование и проведение кадровой политики, направленной на подготовку специалистов для дальнейшей работы в органах власти.

- осуществление контроля над эффективностью работы должностных лиц и соблюдением ними Конституции и законов.

Оппозиция оставляет за собой право на:

1) выдвижение политических идей, которые противоречат политическим идеям парламентского большинства в Верховной Раде;

2) публичное выражение несогласия с точкой зрения парламентского большинства в Раде и в СМИ;

3) публичное выражение несогласия с политическим курсом правительства, направленного на смену этого курса, устранения от должностей отдельных членов правительства, или отставки Кабмина;

7) получение информации о деятельности Кабмина, других органов государственной власти и местного самоуправления;

8) представительство во всех комитетах, временных комиссиях Верховной Рады;

9) публичное высказывание на пленарном заседании парламента заявлений по любому вопросу;

10) создание оппозиционного Кабинета министров;

11) разработка и вынесение на рассмотрение Верховной Рады альтернативных законопроектов, подготовленных парламентской оппозицией.

Руководящими органами парламентской оппозиции (ПО) являются: общее собрание парламентской оппозиции, президиум и его лидер.

Общее собрание парламентской оппозиции состоит из народных депутатов, которые входят в оппозицию и собираются не реже, чем раз в парламентскую сессию.

В состав президиума парламентской оппозиции входят лидер ПО и его заместители. Совет Парламентской оппозиции состоит из семи человек.

Лидер Парламентской оппозиции организовывает ее деятельность, председательствует на заседаниях Общего собрания, без поручения представляет парламентскую оппозицию во взаимоотношениях с депутатскими фракциями, руководящими органами Верховной Рады, другими органами государственной власти.

Вместе с тем, президиум оппозиции может обращаться к президенту и премьеру с вопросами, которые составляют государственный и общественный интерес.

Первым таким "интересом" для нее может стать закон об оппозиции. Так как без законодательного закрепления хотя бы элементарных прав, единственным выходом борьбы оппозиции с властью будет втыкание игл в ее восковую фигурку.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.