Напряженность в российско-грузинских отношениях растет. На прошлой неделе российские власти начали массовые преследования проживающих в России грузин, вплоть до школьников. Это очередной крутой поворот в последнем российско-грузинском конфликте, вызванном решением Тбилиси выслать 'российских шпионов', чья деятельность была заснята на пленку. Российско-грузинское противостояние имеет долгую историю - вспомним хотя бы о 'замороженных конфликтах' в добивающихся независимости грузинских республиках. То, что Москва поддерживает сепаратистские силы в Абхазии и Южной Осетии очень тревожит Грузию. 'Из-за этих конфликтов Тбилиси не может контролировать 20% грузинской территории', - сообщила нам эксперт по этому региону, профессор Лондонского Королевского колледжа Трейси Джерман (Tracey German).

Последний кризис в отношениях между Россией Владимира Путина и Грузией Михаила Саакашвили вписывается в более широкий контекст. Его последствия выходят за рамки двусторонних отношений между соседями, которые спустя 15 лет после распада СССР все никак не могут разойтись по-хорошему. Его последствия будут ощущаться далеко за пределами весьма нестабильного Северокавказского региона, где президент России решил любой ценой сохранить влияние Кремля, будь то в Грузии или в российской Чечне. Этот конфликт также затрагивает интересы США и Европы. Во-первых, это касается их взаимодействия в рамках НАТО, которая соберется в ноябре на свой очередной саммит в столице другой бывшей советской республики, Латвии. Этот военный союз США и Европы пережил конец холодной войны и распад Организации Варшавского договора, а сейчас расширяется не только в количественном (число стран-членов этой организации сначала с 17 увеличилось до 19, а потом и до 26), но и в географическом, и все дальше продвигается на восток. Естественно, когда в НАТО вступили вслед за Польшей и Венгрией еще и Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения, в Москве почувствовали, что постсоветское пространство сжимается, подобно шагреневой коже.

Возглавив Международные силы по обеспечению безопасности в Афганистане, НАТО показала, что она способна действовать и за пределами своего региона, в Азии. В стране, которая опять же граничит с тремя бывшими советскими республиками (Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном). Которая, к тому же, стала братской могилой для легендарной Красной армии в войне 1979-1989 гг. Неудивительно, что присутствие НАТО в этом регионе в Москве воспринимают с некоторой горечью.

Однако российско-грузинский конфликт касается не только НАТО, но и Евросоюза. Когда было принято решение о вступлении в ЕС Болгарии и Румынии, Черное море стало еще одной европейской общей границей с Россией. В то же время в Грузии, также как на Украине и в Молдавии, после 'революции роз' ноября 2003 г. и прихода к власти Саакашвили снова начался нестабильный и хаотичный процесс демократизации. ЕС придется задуматься об отношениях с этими странами в будущем. Даже если сейчас Евросоюз и не думает о том, что Грузия, это маленькая страна с населением в 4,5 млн. жителей и плохо охраняемыми границами, может когда-нибудь стать кандидатом на вступление. Однако Грузия остается ключевой страной для транзита нефтепродуктов из региона Каспийского моря в Европу. Стремясь обойти Россию, США поддержали строительство нефтепровода между азербайджанским Баку и турецким Джейханом, который прошел через Тбилиси и впервые связал Каспийское море со Средиземным. В Москве считают, что Россию со всех сторон окружают недружественные силы, и для Владимира Путина сегодня очень велико искушение разорвать это кольцо путем давления на Грузию и ее блокады.

Время выбрано очень удачно. США становится все сложнее удержаться не только в Ираке, но и в Афганистане. К тому же, ситуация на постсоветском пространстве вновь складывается в пользу Москвы. Возврат любимчика России Виктора Януковича в украинское правительство ставит под угрозу сохранение прозападного курса Киева, взятого после 'оранжевой революции'. 'Тюльпановая революция' в Киргизии тоже топчется на месте, спустя год оппозиция все еще пытается добиться проведения обещанных реформ.

Разговаривая с Путиным, который после своего переизбрания на второй срок все больше склоняется к авторитаризму, Запад так и не решается повысить голос. Ведь у Москвы есть свои козыри: важная роль в разрешении большинства крупных конфликтов на планете. Она играет в 'посредника' в отношениях Запада с Ираном, который США и ЕС подозревают в стремлении обзавестись ядерной бомбой и последовать дурному примеру Северной Кореи. Москва вместе с Вашингтоном, Пекином, Сеулом, Пхеньяном и Токио участвует в шестисторонних переговорах по северокорейской проблеме. Недавно КНДР заявила о проведении первого ядерного испытания, она явно хочет самоутвердиться в качестве ядерной державы. Россия также входит, наряду с США, ООН и ЕС, в квартет по ближневосточному урегулированию. Не стоит забывать и о том, что Владимир Путин председательствовал в этом году на саммите стран 'большой восьмерки', закрытого клуба, в который до недавних пор входили лишь крупные демократические державы.

Неужели для Запада важнее 'реальная политика', и он не может ничего сделать? ЕС в лице своего Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности и обороны Хавьера Соланы уже пытается участвовать в урегулировании южноосетинского конфликта, недавно он назначил своего спецпредставителя по этому региону. Это первые шаги европейцев на Северном Кавказе, необходимы и другие инициативы. К тому же Россия в качестве крупной экономической державы тоже должна сыграть немаловажную роль в стабилизации этого региона. Однако такой стабилизации никогда не достичь, если Кремль будет поддерживать разжигание межнациональной розни в отношении чеченцев или грузин.

Жак Юбер-Родье - автор редакционных статей по международной тематике

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.