Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Токсичные отходы' политической конъюнктурщины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Мы поняли: мир уже не будет таким, как прежде", - такие чувства испытал Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта по созданию первой в мире ядерной бомбы, узнав о бомбардировке Хиросимы в 1945 г. Ему сразу же пришла на ум фраза из 'Бхагават-Гиты': 'Я - всепожирающая смерть, разрушитель миров'. После уничтожения Хиросимы и Нагасаки мировое сообщество постепенно пришло к выводу: ядерное оружие слишком опасно, поэтому доступ к нему должен быть жестко ограничен, а те страны, что им обладают, должны рано или поздно полностью отказаться от этих арсеналов

"Мы поняли: мир уже не будет таким, как прежде", - такие чувства испытал Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта по созданию первой в мире ядерной бомбы, узнав о бомбардировке Хиросимы в 1945 г. Ему сразу же пришла на ум фраза из 'Бхагават-Гиты': 'Я - всепожирающая смерть, разрушитель миров'. После уничтожения Хиросимы и Нагасаки мировое сообщество постепенно пришло к выводу: ядерное оружие слишком опасно, поэтому доступ к нему должен быть жестко ограничен, а те страны, что им обладают, должны рано или поздно полностью отказаться от этих арсеналов.

С окончанием 'холодной войны' появилась надежда, что теперь великие державы наконец могут обойтись без ядерных арсеналов - и какое-то время даже казалось, что эти надежды оправдываются: Южноафриканская Республика стала первой страной мира, отказавшейся от атомного оружия, а СССР 'самораспустился'. Оставалась, конечно, проблема Пакистана и Индии, заявившихся в 'ядерный клуб' без приглашения, но в остальном джинн, казалось, надежно запечатан в бутылке. Сегодня очевидно, что это были лишь наивные иллюзии. Высказывавшиеся после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки опасения профессора Оппенгеймера и других о том, что без ядерного разоружения распространение атомного оружия рано или поздно станет неизбежным, стали реальностью. Как сообщила вчера New York Times, сегодня, по оценкам, технологиями и знаниями, позволяющими создать ядерное оружие, обладают до 40 стран мира, а многие из них имеют и необходимые материалы для изготовления бомбы.

Пакистан сегодня, несомненно, обладает ядерным оружием, а на прошлой неделе к членам самого страшного на планете 'клуба' присоединилась Северная Корея, проведя испытательный взрыв небольшой мощности. Иран, судя по всему, также полон решимости создать потенциал, позволяющий обзавестись ядерным оружием. Как и в случае с Индией и Пакистаном, возникает серьезнейшее опасение, что страны, расположенные поблизости от новых ядерных держав, в том числе Япония, также сочтут необходимым включиться в эту гонку. Все пять крупнейших ядерных держав - не только Китай, Россия и США, но и Британия с Францией - слишком долго проявлявшие недопустимое благодушие в вопросе о распространении ядерного оружия, должны принять срочные меры, чтобы остановить развитие событий по 'принципу домино'.

Тем не менее, даже оказавшись перед лицом явной угрозы, трое 'ведущих игроков' ядерного клуба либо не могут, либо не хотят оправдать свой 'особый статус'. Ресурсы США после 11 сентября были фатальным образом отвлечены на другие цели, и теперь у них нет особых возможностей разобраться с Северной Кореей и Ираном - да и с Пакистаном, кстати говоря. Китай - единственное государство, способное по-настоящему 'надавить' на Северную Корею, но он опасается последствий жестких действий - краха пхеньянского режима и возникновения 'недееспособного государства' у собственных границ. Россию, похоже, больше волнуют собственные узкие интересы: в прошедшие выходные она поддержала резолюцию Совета Безопасности ООН по Северной Корее лишь после длительного 'торга' с США, в результате которого американцы самым постыдным образом проголосовали за резолюцию по другому вопросу - о ситуации в Грузии, позволяющую Москве сохранить военное присутствие в двух мятежных регионах: Абхазии и Южной Осетии. Судя по всему, Китай и Россия ставят тактические соображения выше необходимости устранить угрозу стратегического масштаба; точно так же ведут себя США в отношении Пакистана.

Результатом стало принятие менее масштабного пакета санкций против Северной Кореи, чем следовало - хотя президент Буш, по собственным политическим соображениям, и охарактеризовал их как 'жесткие'. На этой неделе ООН предстоит обсудить вопрос о санкциях против Ирана, и вероятность, что аналогичные соображения и на этот раз возьмут верх, очень велика. Если великие державы намерены всерьез бороться с распространением ядерного оружия, они должны быть готовы ради этого пожертвовать эгоистическими интересами. Для США это означает разработку действительно привлекательного пакета 'стимулов' для Северной Кореи. Британия вместе с Францией и Германией должны поступить так же в отношении Ирана. Кроме того, Британии следует внести свой вклад в ядерное разоружение, выступив с радикальным заявлением о том, что она не станет обновлять свой нынешний ядерный арсенал - например, ракеты Trident - и на основе этой инициативы побудить других членов клуба отнестись к проблеме разоружения всерьез.