Прошло девять месяцев после украинско-российского газового спора, а европейские дебаты по вопросам энергетики все еще продолжаются. Использование Москвой своих природных ресурсов в качестве политического оружия заставляет старушку Европу очень сильно нервничать. Однако европейские лидеры не могут прийти к соглашению о том, как им снизить свою постоянно увеличивающуюся энергетическую зависимость от России. Завтра они должны встретиться с российским президентом Владимиром Путиным, чтобы выработать политику в этом направлении.

Россия с готовностью играет своими энергетическими мускулами в ближайшем зарубежье. Кремль нервничает в связи с укреплением связей между Евросоюзом и бывшими советскими республиками, такими как Украина, Молдавия и государства Закавказья. Закручивая гайки Грузии, Москва посылает предупреждение Тбилиси и рекомендует Европе убраться со своего "огорода". ЕС закупает более половины потребляемого им природного газа у российской государственной компании "Газпром". Это делает Европу уязвимой для давления со стороны Кремля, а потребителям в итоге приходится платить монопольную надбавку.

Так что же можно сделать в этих условиях? Полностью отказаться от российских газовых поставок за счет переключения на других поставщиков невозможно. Россия останется важнейшим элементом европейской энергетической безопасности, особенно в связи с тем, что добыча нефти и газа в Европе снижается. Следовательно, цель заключается в том, чтобы лучше справиться с зависимостью от российского газа.

Первая приоритетная задача Евросоюза на этой неделе состоит в том, чтобы убедить господина Путина тратить больше средств на разведку и разработку российских газовых месторождений. Недостаточное инвестирование средств "Газпромом" в данный сектор создает риск превращения России в ненадежного поставщика газа, причем на сей раз это будет обусловлено не только политическими, но и техническими причинами. Кроме того, Европе следует расширять свою импортную базу, особенно в газовом секторе, создавать больше резервных мощностей и усиливать прозрачность своего энергетического рынка. Иными словами, Евросоюзу нужна более полная картина базовой энергетической статистики, в том числе, данные по общим резервам мощностей, по эффективности использования электроэнергетической системы и емкости инфраструктуры. Это позволит ЕС лучше оценивать наличие возможностей на внутреннем рынке, чтобы снизить свою зависимость от импорта.

Другой приоритетной задачей Евросоюза должен стать анализ мировых тенденций в энергетике и уровней потребления. Энергия должна стать частью общеевропейской внешней политики и политики в сфере безопасности. Используя торговые соглашения и давление в ВТО, ЕС должен подталкивать другие страны к более эффективному использованию энергии. И здесь на карту ставятся не столько проблемы окружающей среды, сколько интересы Европы в области экономики и безопасности. Даже экономический бум в Китае способен сам по себе вызвать в перспективе резкое повышение цен на нефть и газ.

Стабильность цен на энергоносители в Европе также тесно связана с каспийским газом. Отчасти столь сильная зависимость Европы от российского "Газпрома" обусловлена тем, что транспортная инфраструктура для перекачки нефти и газа уже существует. Строительство трубопровода требует огромных затрат. А частный рынок станет вкладывать миллиарды в новые мощности только в том случае, если будет уверен в наличии предложения и спроса.

Строительство новых каспийских газопроводов не имеет смысла, если местный рынок не сможет обеспечить достаточных объемов газа. Каспийский рынок пока крайне неразвит. Более того, "Газпром" ведет активную борьбу за получение прав на добычу в этом регионе. Эта компания будет отдавать предпочтение существующей инфраструктуре для перекачки газа из данного региона на рынок ЕС. Например, российская трубопроводная система "Голубой поток", снабжающая газом Турцию, сегодня действует лишь на 20 процентов своих возможностей. Агрессивная стратегия приобретений "Газпрома" (последние были сделаны совсем недавно в Туркменистане и Узбекистане) позволяет российскому энергетическому гиганту на несколько шагов опережать ЕС в этой гонке. Тем больше у Европы оснований для наращивания там своих усилий.

Евросоюзу нужно более активно действовать в Закавказье в целях обеспечения там политической стабильности и будущих газовых поставок. Если сегодня ЕС отвернется от Грузии и от региона в целом, там с новой силой могут вспыхнуть неурегулированные конфликты, а Иран и Россия в целях усиления своего влияния заполнят существующий вакуум власти. И это повернет вспять начатый недавно процесс продвижения к политической открытости и экономическому росту.

Так называемая "политика добрососедства" Европы основана главным образом на оказании технической помощи и содействия в развитии. Она является слишком слабым ответом на вызовы, брошенные Россией и Ираном. Если Европа не задействует свой политический потенциал, что подразумевает предложение этому региону некоей европейской перспективы, она потеряет Закавказье и отдаст его нефть и газ Ирану, России, а возможно, даже исламскому фундаментализму. Саммит ЕС, который на этой неделе пройдет в Хельсинки, должен обсудить данный вопрос параллельно с вопросами энергетической безопасности Европы. Они тесно связаны между собой.

Борут Гржич является директором Института стратегических исследований в Любляне.

____________________________________________________________

Права на нефть и газ: оружие новой "холодной войны" ("The Observer", Великобритания)

Россия угрожает энергетической безопасности Запада сразу по семи направлениям ("Jamestown Foundation", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.