Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не ешь банан зеленым. . .

Газпром сегодня не просто большая компания - это уже огромный международный 'спрут'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если внимательно проанализировать 'новогодний' российско-белорусский энергетический конфликт, то все признаки попытки 'враждебного поглощения' одной большой компанией (Россией) другой компании помельче (Беларуси) окажутся налицо. И - никакой политики, только бизнес. А в качестве главного российского 'рейдера', который должен был привести Беларусь под кремлевский менеджмент, являлся (и все еще является) компания Газпром

'Я Банана Чикита

И я пришла сказать:

Не ешь банан зеленым,

Он должен дозревать. . .'

Появление на свет Бананы Чикиты (Chiquita Banana), сначала в виде развеселой рекламной песенки, куплет из которой я поместил в качестве эпиграфа, было ответом американской компании 'Юнайтед Фрут' (United Fruit) на сложившуюся отрицательную репутацию своей фирмы. Сочинили ее два поэта песенника - Гарт Монтгомери и Лен Маккензи вскоре после окончания Второй мировой войны. Однажды только за один день по всей стране ее исполнили целых 276 раз! Позднее художник-шаржист Дик Браун изобразил Чикиту в виде нарядной латиноамериканской красавицы, которая стала непременным атрибутом многих рекламных журналов и главным героем популярного мультиролика. Причин для создания такого мирного и привлекательного образа в качестве своей визитной карточки у компании 'Юнайтед Фрут' было более, чем достаточно. За многие годы своей деятельности, в частности в Латинской Америке, эта компания заслужила репутацию самого безжалостного 'головореза'.

Вначале под внешне безобидным флагом оптовых торговцев фруктами 'Юнайтед Фрут' стала захватывать в южных странах банановые рощи, леса, огромные площади плодородных земель для разведения сахарного тростника, ананасов и цитрусовых. Она строила железные дороги, исследовала недра, вывозила руду, имела собственные телефонные линии, радиостанции, флот, рекламные бюро и даже авиацию. Чтобы властвовать в Латинской Америке эта компания не брезговала никакими методами - подогревала в малых странах внутри- и внешнеполитические конфликты, провоцировала пограничные инциденты, стравливала одних с другими. С помощью путчей, политического шантажа свергала неугодные ей правительства, приводила к власти послушных ей диктаторов и даже в храмы засылала своих служителей. Словно огромный спрут, 'Юнайтед Фрут' из Бостона и Нью-Йорка протянула свои щупальца вдоль побережья Атлантического и Тихого океанов далеко на юг, высасывая все самое полезное из чужих земель. Даже известный термин 'банановая республика' был первоначально запущен в качестве сомнительного комплимента способностям 'Юнайтед Фрут' подчинять себе любое коррумпированное правительство самыми разными средствами: голосованием, искусственно созданным экономическим кризисом, а иногда даже и отстрелом неугодных политиков.

Политика 'Юнайтед Фрут' на многие годы вперед предопределила развитие многих латиноамериканских стран, вернее их будущую нестабильность и отсталость, запрограммировав неизбежность будущих революций, военных переворотов и мятежей. Даже в ряде случаев освободившись от империалистической по сути зависимости, в этих странах одно коррумпированное правительство сменялось другим, а вместо одного диктаторского режима появлялся другой, не менее одиозный. Но кто бы там не добирался до власти, неизменным оставался алгоритм поведения 'хунты' победителя - автоматический передел собственности (все тех же, условно говоря, банановых плантаций) в свою пользу. Что-то очень похожее произошло и на постсоветском пространстве после распада СССР, но только вместо банановых плантаций нам достались в наследство 'плантации' углеводородные, никелевые, алюминиевые и прочие, которые принято называть природными ископаемыми. Правда, расположены они географически очень неоднородно, когда одним - все, а другим - ничего.

Процесс передачи этих некогда общенародных государственных 'плантаций' в частные руки и произошел в России 90-х годов прошлого столетия. Правда, 'переделом собственности' его и назвать нельзя, здесь более уместным будет бандитский термин - 'хапок'. Причем 'хапок', сопровождающийся невероятным насилием, массовыми заказными убийствами, криминальными разборками и такими жертвами, которые многие даже сравнивают с 'коммунистическим холокостом' предвоенного времени. Но тем не менее, в результате программы массовой приватизации в России, проведенной в жизнь в 1992-1995 годах, почти все государственные предприятия удалось передать в частные руки. Затем залоговые аукционы, осуществленные в 1995-1997 годах, привели к тому, что право собственности на крупнейшие предприятия перешло к ряду российских финансово-промышленных групп, а фактически оказалось в руках нескольких российских олигархов. Отстраивались эти финансово-промышленные группы чаще всего при помощи так называемых 'рейдеров' - специалистов (и даже целых специализированных организаций) по перехвату оперативного управления или собственности других, в первую очередь конкурентных фирм и компаний с помощью специально инициированного бизнес-конфликта.

Со временем о подобном виде передела собственности заговорили даже как о самостоятельном виде бизнеса - рейдерстве. К началу XXI века появились целые компании и холдинги, целенаправленно занимающиеся захватом, или есть еще другой термин - 'враждебным поглощением' предприятий с целью их дальнейшей перепродажи. По мнению экспертов, и на сегодняшний день в России нет ни одного хозяйствующего субъекта, который мог бы чувствовать себя в безопасности. Рейдерским нападениям подвергаются даже промышленные гиганты, исследовательские институты и целые банки. И тенденции к сокращению захватов предприятий пока не наблюдается. Как правило рейдеров в большей степени интересуют земля и недвижимость, а не бизнес и производство.

Специалисты по захвату собственности действуют, как правило, по строго намеченному плану и каждый свой захват тщательно готовят. Происходит это в несколько этапов. Сначала собирается всевозможная информация о фирме-жертве, подробно анализируется ее хозяйственная деятельность, собирается досье о руководителях и учредителях. Затем начинается подготовка 'операции' - нащупываются слабые стороны (особенно у руководства), распускаются клеветнические слухи, организуются 'заказные' передачи на ТВ и аналогичные статьи в СМИ, что должно создать у жертвы стойкий негативный имидж. После этого через подставных лиц начинается скупка акций предприятия, возможно даже по завышенной цене, организуется замена собственника и руководителя. Это приводит к легализации нового менеджмента, распоряжающегося предприятием, но уже в интересах рейдеров. Как вариант, могут подаваться надуманные иски в суды, чем создаются условия для ареста акций или имущества, вполне возможно и возбуждение уголовного дела против жертвы. Иногда все это заканчивается силовым захватом предприятия при помощи ОМОНа, когда бывшие руководители вместе со своими креслами выносятся во двор. . .

Есть еще один простой, но очень надежный способ захвата - на предприятие 'насылается' множество государственных контролеров, которые 'препарируют' его изнутри. Узнав о самых сокровенных тайнах намеченной жертвы, рейдеры немедленно приступают к самому модному сейчас способу овладения чужой собственностью - корпоративному шантажу, или 'гринмейлу'. Кроме относительно законных методов работы некоторые рейдеры не брезгуют и криминалом - подделывают документы, необходимые для проведения законной передачи собственности: реестры акционеров, протоколы собраний акционеров, решения совета и другие важные документы, что всегда происходит с помощью коррумпированных чиновников, судьей, нотариусов и своих же продажных сотрудников. Иногда дело доходит и до психического, а то и до прямого физического воздействия на акционеров.

Я сейчас не утверждаю того, что 'враждебное поглощение' - это всегда плохо. Враждебное поглощение в классическом понимании этого термина - это публичное 'предложение' (от которого трудно отказаться), например, по покупке акций без получения предварительного одобрения менеджмента компании. Все происходит без применения физического или психологического давления и тем более криминальных схем. Такое в бизнесе, особенно западном, встречается часто и даже говорят, что тем самым можно оздоровить компанию, поменяв собственника и улучшить качество менеджмента. Плохо, когда речь идет о 'поглощении с применением незаконных методов', или, по-другому, - 'захвате', а, увы, именно такой способ получил широчайшее распространение на территории бывшего СССР во всем своем разнообразии.

К чему я про все это говорю? Мне кажется, что рейдерство с последующим 'враждебным поглощением' имеет место не только в экономических взаимоотношениях так называемых 'хозяйствующих субъектов' внутри одной страны, но может быть и на уровне межгосударственной политики. Если внимательно проанализировать 'новогодний' российско-белорусский энергетический конфликт, то все признаки попытки 'враждебного поглощения' одной большой компанией (Россией) другой компании помельче (Беларуси) окажутся налицо. И - никакой политики, только бизнес. А в качестве главного российского 'рейдера', который должен был привести Беларусь под кремлевский менеджмент, являлся (и все еще является) компания Газпром. Выполни Газпром в Беларуси свою задачу в полном объеме, и несметное количество рейдеров калибром поменьше мгновенно десантировалось бы в Минске. Учитывая российские финансовые возможности через месяц-другой передел собственности в Беларуси был бы завершен.

В этой связи Газпром мне очень сильно напоминает ту самую 'легендарную' 'Юнайтед Фрут', только если она действовала преимущественно в Латинской Америке, то Газпром - на постсоветском пространстве. Аналогии напрашиваются сами собой, даже в отношении поддержки священников определенной конфессии. Не случайно 'Международный фонд единства православных народов' на днях наградил этот российский концерн специальной премией 'за большую общественно-социальную работу по укреплению духовного единства России, Белоруссии, Украины и ряда других стран с православной традицией'. Газпром сегодня не просто большая компания - это уже огромный международный 'спрут', причем постоянно растущий за счет непрофильных активов, захватывающий все на своем пути. По существу ему делегированы государственные полномочия, осталось только позволить его руководству расставлять своих президентов в бывших союзных республиках, а то и вообще определять степень независимости той или иной страны.

Среди латиноамериканцев когда-то ходила поговорка: 'Мы живем слишком далеко от Бога и очень близко от Соединенных Штатов'. Само по себе соседство с великой страной только благо, вот если б не 'Юнайтед Фрут' и множество других транснациональных компаний, ей подобных. Нечего теперь удивляться почти тотальному антиамериканизму в Латинской Америке, а также растущим как грибы после дождя режимам с левацкой идеологией типа кубинского Фиделя Кастро или самого новейшего - венесуэльского Уго Чавеса. Не удивлюсь, если что-то подобное будет происходить и в наших краях - до Бога от нас не ближе, а до России - рукой подать. Да оно по сути уже происходит, желающих жить при социализме и в Беларуси и в той же России с каждым годом не убавляется. Скорее наоборот.

Чтобы сделать свой имидж более привлекательным и не таким агрессивным 'Юнайтед Фрут' придумала Банану Чикиту. Может и Газпрому стоит повторить этот исторический рекламный опыт? Интересно, чей образ мог бы стать визитной карточкой Газпрома?

____________________________________________________

'Газпром': восходящая звезда нового кремлевского капитализма ("Christian Science Monitor", США)

"Газпром": Мы не 'чудовище' ("Newsweek", США)