Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Кузькина мать" по-путински

Часть вторая

"Кузькина мать" по-путински picture
Кузькина мать по-путински picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Можно по-разному оценивать мюнхенскую речь Путина. Как глас вопиющего в пустыне, как ностальгию по временам, когда с СССР в мире считались, как обиду России на Запад в целом. Однако Путину нельзя отказать в одном - он точно уловил настроения, зарождающиеся в мире, и постарался публично их озвучить

Начало см. здесь.

Маккейн присутствовал и на этой конференции 2007 года. Надо думать выступление российского президента не стало для республиканца неожиданностью. Оно как раз логически вытекает из его собственного выступления в Мюнхене в 2006 году. Это и есть ответ России американцам только с опозданием на один год. Что за это время сделала Россия?

Изменила свое отношение к иранской ядерной программе? Стала больше любить Грузию и Украину за их приверженность демократическим ценностям? Сменила тон во взаимоотношениях с Минском?

Ничего подобного. Москва продолжала гнуть свою линию во всех этих вопросах, не считаясь с позицией США, даже зачастую наперекор американским ожиданиям.

Как прокомментировали мюнхенскую речь Путина зарубежные СМИ, та произвела эффект разорвавшейся бомбы. Так оно и есть на самом деле. Касаясь вопроса однополярного мира, российский президент предупредил, что он губителен не только всей системе международной безопасности, но и для самих Соединенных Штатов.

По большому счету он повторил истину, которую давно обсуждают на постсоветском пространстве. Могущество США сегодня не есть гарантия мира завтра. Чувство безнаказанности, которую ощутили США после развала СССР, может сыграть с ними злую шутку.

Куда уходит доверие?

Американцы сочли, что должны стать всемирным миссионером, продвигая идеи демократии во все страны мира. Правда, мало считаясь с ментальностью народов и их традициями. Вашингтон посчитал, что принципы демократического развития применимы повсеместно, а общечеловеческие ценности в их понимании - универсальны.

Узбекистан после андижанских событий, Казахстан после визита Назарбаева в США, Кыргызстан после революционных потрясений прошлого года, Туркменистан после президентских выборов однозначно заявили, мол, демократия - это хорошо, но к ней каждый из нас будет идти своей дорогой.

Конечно, можно понять разницу, когда о своем пути развития говорят вышеперечисленные лидеры, и когда об этом заявляет Россия.

Последняя, по мнению Запада, была на верном пути и вполне могла претендовать на роль прилежного ученика. Принимая во внимание влияние России в Центральной Азии, все более крепнущие отношения с Китаем в рамках ШОС, стремление Москвы играть свою партию в мировых проблемах, мюнхенскую речь Путина можно назвать поворотной. Россия перестала верить Западу, а лимит доверия иссякает по мере того, как в зону влияния НАТО попадает все больше приграничных с Россией стран.

Касаясь вопроса разработок стратегического наступательного оружия, Путин выразил сомнение по поводу того, что США его не разрабатывают. Правда, более подробно остановился на системе противоракетной обороны, которой Запад стремится, по заверениям его лидеров, устранить угрозу терроризма.

Российский президент уточнил, что сегодня ПРО неэффективна, добавив, "значит, опять же гипотетически мы исходим из того, что когда-то наступит момент, когда возможная угроза со стороны наших ядерных сил будет полностью нейтрализована. Сегодняшних ядерных сил России. А если это так, то это означает, что баланс будет абсолютно нарушен и что у одной из сторон возникнет ощущение полной безопасности, а значит, это развязывает ей руки не только в локальных, а, возможно, уже и в глобальных конфликтах".

Градус доверия между Россией и США явно снизился. Это и пытался донести до Запада Путин. Москва испытывает беспокойство по поводу противоракетной обороны, ибо инфраструктура ПРО постепенно приближается к границам России.

В принципе, возможное размещение в Украине и Прибалтике мощных локационных станций вполне вписывается в схему глобальной ПРО, которая накроет большую часть территории России. Эти элементы раннего оповещения, как представляется на Западе, обезопасят восточные границы НАТО. Но, с другой стороны, Москва видит в них прямую угрозу России.

"Я исхожу из того, что Россия и США никогда уже не будут противниками и врагами, - цитировал американского президента Путин. - Я с ним согласен. Но повторяю еще раз: вот эта симметрия и асимметрия (ответ России на систему противоракетной обороны США - прим А.А.) - здесь нет ничего личного. Это просто расчет".

Фактор силы и логика выживания

Путин резко выступил против, как он назвал "гипертрофированного" применения силы в международных делах, силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов.

Открыто обвинив США в пренебрежении и прямом игнорировании международного права, российский президент назвал нынешнее американское право глобальным явлением, перешагнувшим границы и навязываемым другим странам.

Низко оценив международное право, за которым нельзя никому укрыться, Путин напрямую увязал два фактора мировой политики - доминирование силы и стремление некоторых стран получить доступ к ядерным технологиям. Именно уязвимость государств, по мнению Путина, и есть стимулирующий фактор гонки вооружений. Многие западные наблюдатели заметили в речи российского лидера косвенное оправдание иранской и северокорейской ядерных программ. Хотя логика рассуждений заслуживает внимания, хотя бы в той ее части, которая касается мотивов стран, стремящихся заполучить атомную бомбу.

Нетрудно отследить формулу, исходя из которой и в Пхеньяне, и в Тегеране принялись разрабатывать свои собственные ядерные программы. Западные наблюдатели уверяют мир в том, что вмешательство в Афганистан было продиктовано усиливающимися позициями талибов и их угрозой всему остальному человечеству. Оккупация Ирака также объясняется тем, что режим Саддама Хусейна стал потенциально опасным, и мог нарушить всю схему мировой энергетической безопасности. Кстати, давно уже не слышно никаких известий о разрабатываемом при режиме Саддама Хусейна оружии массового поражения. Скорее всего, его там и не было. В результате получилось то, что и должно было получиться. Так называемые "пороговые страны", близко подошедшие к разработке атомной бомбы, решили ускорить свои программы.

Они поняли одно: международное право, при случае, можно повернуть как дышло из русской пословицы, а следующей целью может стать их территория. И единственным гарантом от любой агрессии может выступать исключительно обладание ядерным оружием.

Новые центры силы

Путин недвусмысленно указал на новые центры силы, зарождающиеся в мире. Подчеркнув, что суммарный ВВП Индии и Китая по паритетной покупательной способности уже больше, чем у Соединенных Штатов Америки, а рассчитанный по тому же принципу ВВП государств группы БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай - превосходит совокупный ВВП Евросоюза, российский президент подтвердил, что по оценкам экспертов, в обозримой перспективе этот разрыв будет только возрастать.

И резюмировал: ". . .не стоит сомневаться, что экономический потенциал новых центров мирового роста будет неизбежно конвертироваться в политическое влияние и укреплять многополярность".

Тем самым, Путин в своей мюнхенской речи открыто показал, что Россия имеет выбор: или сотрудничать с Западом, но как равноправные партнеры, или перевести вектор внешней политики на страны, которые в скором времени могут стать мировыми экономическими центрами.

Россия, разумеется, поможет им не только поставками энергетического сырья, но и будет содействовать "конвертации" экономического потенциала в политический, а в случае необходимости - и в военно-технический.

И самое главное. Российский президент, по большому счету обвинил Европу в несамостоятельности и зависимости от американской внешней политики. По словам Путина, "мы хорошо видим, как изменился мир, реалистично оцениваем свои собственные возможности и свой собственный потенциал. И, конечно, нам бы также хотелось иметь дело с ответственными и тоже самостоятельными партнерами, с которыми мы вместе могли бы работать над строительством справедливого и демократического мироустройства, обеспечивая в нем безопасность и процветание не для избранных, а для всех".

По сути, это прямое обвинение Евросоюзу, который всегда оглядывается на США при принятии серьезных решений.

И еще одна не менее амбициозная заявка России: она готова к сотрудничеству с теми странами, которые считают мир несправедливым. В данной связи уместно вспомнить споры внутри ВТО между бедными и богатыми странами об отмене сельхозсубсидий, применяемых США и Европой, противоречия между странами ОПЕК и странами-потребителями нефти, волну антиамериканских настроений в Латинской Америке.

Можно по-разному оценивать мюнхенскую речь Путина.

Как глас вопиющего в пустыне, как ностальгию по временам, когда с СССР в мире считались, как обиду России на Запад в целом.

Однако Путину нельзя отказать в одном - он точно уловил настроения, зарождающиеся в мире, и постарался публично их озвучить. Наверное, в этом соль его выступления. И, если хотите, глубина резкости. . .

___________________________________________

"Кузькина мать" по-путински ("Gazeta.kz", Казахстан