Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Тихий" марш легионеров

Мероприятия 16 марта вызывают в обществе все меньше интереса

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нынешний день легионеров оказался самым тихим и бедным на события за последние несколько лет. Единственная примечательная черта мероприятия - огромное количество полицейских, включая футуристически экипированных бойцов антитеррористических отрядов. Плюс снижение интереса в обществе: возможно, года через два-три ажиотажа вокруг 16 марта не будет вообще

Нынешний день легионеров оказался самым тихим и бедным на события за последние несколько лет. Единственная примечательная черта мероприятия - огромное количество полицейских, включая футуристически экипированных бойцов антитеррористических отрядов. Плюс снижение интереса в обществе: возможно, года через два-три ажиотажа вокруг 16 марта не будет вообще.

Памятуя об инцидентах предыдущих лет, правоохранительные органы подготовились к нынешнему Дню памяти легионеров с максимальной тщательностью. Уже задолго до начала шествия стало ясно, что никаких скандалов не будет, поскольку надо быть уж совсем идиотом, чтобы совершать резкие телодвижения на глазах такого количества людей в форме. Площадку перед памятником Свободы огородили, оставив тупичок возле самого монумента и коридор вдоль парапета моста через Городской канал.

По обе стороны цепи

Возле Cili pica в загончике расположились антифашисты, и ветер разносил знакомые голоса, усиленные аппаратурой. Знакомые голоса произносили знакомые слова. А тем временем на ступеньках возле Музея оккупации аналогичный митинг проводил бывший "перконкрустовец" Игорь Шишкин, а чуть поодаль с флагами встал отряд NSS во главе с Виктором Бирзе. Последние держались подчеркнуто обособленно и с митингующими не смешивались. Возможно, потому что были они молодые, здоровые и более-менее подтянутые, в то время как вокруг Шишкина стояли в основном плохо одетые пожилые люди и маргинального вида молодежь.

Сам Шишкин вещал в громкоговоритель, делая энергические взмахи свободной рукой. Основные темы выступления - латыши на своей земле, непрекращающийся гнет колонизаторов, от которых свою землю неплохо было бы освободить. Одеть его в кожаный плащ, кепку на голову и красную ленточку в петлицу - вылитый комиссар революционного времени. Пожилой мужчина попросил слова. Поначалу, не разобравшись с микрофоном, он приставил его к уху и стал говорить в телефон. А когда понял, как им пользоваться, то по-своему, по-стариковски, начал развивать шишкинские идеи о латышах и колонистах.

Сколько можно жить прошлым?

Но вот вроде бы пора идти к памятнику Свободы. Скучавшие до сих пор полицейские в цепи вдоль улицы Калькю заметно собрались. Колонна с цветами и флагами ("шишкинцы" и NSS для шествия объединили силы) пришла в движение. К этому времени в упомянутом коридорчике возле парапета рядом с памятником Свободы уже собралось несколько десятков человек, то есть гораздо меньше, чем в предыдущие два года. Причем большинство явно просто пришли посмотреть на какое никакое развлечение, а не поддерживать легионеров или антифашистов.

В этой толпе Телеграф подслушал интересный разговор. Пара тетушек преклонного возраста расположились как раз напротив антифашистов с плакатиками на листках формата А3 с надписями "Большевизм не пройдет!" Рядом стояла компания молодых латышей - все явно студенты. Смотрели они, смотрели на этих женщин, и наконец один спросил: "А зачем вы пришли с этими плакатами?" Женщина разразилась тирадой о тяжелом прошлом. Молодой человек дождался, когда она закончит и ответил: "Сколько можно жить прошлым? Кому и что вы пытаетесь доказать?" Женщина с плакатом обиделась и предложила ему идти к антифашистам. Компания посмотрела на нее с сожалением и пошла дальше.

А тут подошли NSS-овцы с Шишкиным. "Антифашисты" стали кричать: "Фа-шис-ты!" - но слышно было, что в их голосах нет драйва. "Шишкинцы" прошли к памятнику, возложили цветы и стали петь песни. Но и их пение было каким-то жидким и мало эмоциональным. И стало очень хорошо видно, что и те и другие пришли сюда не по велению сердца, а чтобы убедиться в собственной принципиальности. И что вскоре День памяти легионеров превратится в один из дней памяти, которыми так богат наш официальный календарь.

16 марта в Риге: смена настроений

Цивилизованное проведение митингов и пикетов, похоже, становится нормальной практикой даже для Латвии. Прошедший в пятницу День памяти легионеров стал тому наглядным подтверждением. Участники мероприятия по-разному оценивают 16 марта 2007 года: одни считают, что власть повернулась лицом к легионерам, другие усматривают здесь перемену в настроениях общества: мол, недавние противники шествия наконец-то увидели в легионерах людей.

Юрий КОТОВ, организатор шествия в защиту прав жильцов денационализированных домов:

- Как мы можем быть довольны итогами шествия, если Рижская дума не соблюдает законов? Дело в том, что мы изначально подали заявку на проведение мероприятия в 10.30, а градоначальники "предложили" нам перенести его на 12.00, обосновав это тем, что в противном случае мы пересечемся с Обществом участников баррикад. Мы встретились с представителями этого общества и решили, что митинги будем проводить одновременно. Но вместо того чтобы разрешить нам собраться в заранее запланированное время, градоначальники снова отказали. И ответ был обоснован тем, что как раз в это время у памятника Свободы намечено возложение цветов латышскими легионерами! Напомню, что об этом мероприятии никто ранее не сообщал, тем не менее именно из-за него дума отказалась удовлетворить нашу просьбу. Хотя, согласно решению Конституционного суда, она на то не имеет права!

В итоге мы пришли к памятнику в 12 часов, как того хотела дума, когда наши ряды сократились более чем в два раза. Какой это митинг?

Виктор БИРЗЕ, глава Объединения национальных сил (NSS), один из организаторов шествия в память о легионерах:

- Я полностью удовлетворен результатами нашего мероприятия. Остается только поблагодарить сотрудников полиции за профессионализм и трудоспособность. Благодаря им мы наконец-то смогли спокойно пройти шествием и помянуть наших дедов - впервые за многие годы мероприятие прошло без эксцессов. Все, что я хотел, это помянуть своего деда, который в свое время был призван в легион. Единственный минус - крики и возгласы антифашистов.

Игорь ШИШКИН, бывший член Perkonkrusts, один из организаторов собрания в память о латышских легионерах:

- Я вполне доволен результатами нашего мероприятия, в том числе и действиями антифашистов, которые были вполне умеренными - я не слышал никаких оскорблений и обвинений с их стороны. По-моему, в обществе меняется отношение к легионерам - даже русские перестали считать их своими врагами. В противном случае антифашистов набралось бы куда больше. Приятно, что русские наконец-то поняли: латышские легионеры были заложниками положения и защищали свою страну. Они ведь не сами к Гитлеру побежали.

Эдуард ГОНЧАРОВ, член правления Латвийского антифашистского комитета (ЛАК), один из организаторов митинга против проведения шествия легионеров:

- Мы крайне недовольны итогами 16 марта. Надеялись, что прошлогодние события поставили точку в легионерской истории, ведь после того как городские власти обнесли забором памятник Свободы, мы были уверены, что дума запретит и шествие. Но что поделать - таково решение нового мэра. Что касается нашего митинга, то здесь все прошло хорошо, хотя и с деталями: почему-то именно нас отрезали от остального мира, в то время как легионерам предоставили охрану. В итоге мы никак не смогли воспрепятствовать шествию, хотя нам и хотелось, ибо физические попытки преградить дорогу привели бы к столкновению наших людей со спецназом, а это уже кровь. На такое мы пойти не могли.

Беседовала Оксана АНТОНЕНКО