Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
И снова в одной постели с Россией?

Общественно-политическая дискуссия о России чересчур иррациональна

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Долговременная история подтверждает истину, согласно которой когда Россия слабеет, Литва возрождается, а когда Россия возрождается, Литва попадает в беду. . . Россия - очень мудрое и терпеливое государство, которое можно было бы сравнить с пауком, тщательно ткущим свою сеть и просто терпеливо ждущим, когда муха сама в нее попадет. Не так ли случилось с Речью Посполитой после ее третьего раздела?

В период между двумя мировыми войнами, особенно в третьем десятилетии 20 века, Литва проводила противоречивую внешнюю политику, которая до сих пор недостаточно оценена ни в политических, ни в интеллектуальных дискуссиях. Насколько неожиданным это бы ни выглядело, но тогда Литва не считала Россию врагом N1, поскольку таким врагом была Польша, занявшая Вильнюс. Даже наоборот, в то время, как вся Западная Европа испытывала страх перед большевиками, Литва искала поддержки у России против Польши, потому что, так или иначе, Россия была единственным государством, признававшим право Литвы на Вильнюс, несмотря на то, что она также признавала это право и за Польшей. Только болезненное советское прошлое вынудило Литву смотреть на Россию особенно подозрительно, и, как свидетельствует нынешний литовский политический и общественный дискурс, за семнадцать лет независимости наша страна от русофобии не излечилась.

Уже который год мир наблюдает, как Россия возвращается к игре в великую державу и стремится возродить свое влияние в международной политике. Было бы наивно надеяться, что, экономически воспрянув и обладая энергоресурсами, исторически мощное государство отказалось бы от таких амбиций. Поэтому само собой разумеется, что, если Россия попытается повлиять на процессы на Ближнем Востоке или сформировать стратегическое партнерство с Китаем или открыто критиковать США, то она тем более попытается оказывать влияние в своих бывших республиках и так называемых государствах-сателлитах. Кроме того, в последние годы быстро изменяется весь международный контекст. США из мирового полицейского превращается в суперсилу, теряющую свой международный престиж в глазах практически у всех. Расширение ЕС и НАТО на Восток приобрело совершенно иное значение, а крупнейшие государства Западной Европы, ведомые своими национальными интересами, вспомнили о своем давнем партнерстве с Россией, прерванном после Антанты неожиданным большевистским переворотом 1917 года.

Так что, как бы это ни было иронично, однако Литва, которая в ЕС и НАТО вступила, прежде всего, для того чтобы обеспечить свою безопасность от России, став членом этих структур, вынуждена заботиться о том, чтобы снова не попасть в зону ее влияния. Поэтому вроде как и есть основания не только и дальше, но еще и больше бояться России. И Литва, кажется, ее действительно боится. Формально внешняя политика нашей страны в отношении России, конечно, есть и должна быть дружественной и прагматичной. Однако общественно-политический дискурс в Литве, обращенный на нашу крупнейшую восточную соседку и который также является частью общественно-политической дипломатии, наполнен страхом, беспокойством и эмоциями. Однако такой дискурс чересчур иррационален и попросту невыгоден Литве.

В своей знаменитой речи в Сейме Арвидас Поцюс (глава Департамента государственной безопасности сказал, что некоторые работники ДГБ продавали за 100 тыс. евро информацию о процессе продажи нефтекомплекса 'Мажейкю нафта' 'одному недружественному государству' - прим. перев.) упомянул 'враждебное' государство. Интересно, какое государство он имел в виду? Может, Иран? Латвию? А, может, Южную Осетию? Южную Корею? Или это Белоруссия? Вряд ли. По умолчанию, всем было ясно, что он имел в виду Россию. Однако что это означает? Какой сигнал посылает юный член ЕС и НАТО той же России и западным партнерам, бросаясь такими двусмысленными фразами? Похоже, к сожалению, руководитель ДГБ не отказался от ландсбергистской риторики обоснованно критикующих его консерваторов. Но чем она выгодна Литве? И не пугают ли не по делу общественность страны тем видимым и невидимым российским пугалом?

Непрекращающийся скандал вокруг ДГБ, как и процесс импичмента Роландаса Паксаса, авантюры Виктора Успасских и многие другие эпизоды внутренней политики Литвы крутятся вокруг той же самой темы угрозы для национальной безопасности и основам государственности. И, вне всяких сомнений, та угроза исходит от России, хотя та не всегда упоминается. Однако что это означает? Как рядовой литовец должен воспринимать угрозу национальной безопасности своей страны со стороны России? Как этот механизм опасности для государственности Литвы действует? Такой иррациональный и нередко даже истеричный общественно-политический дискурс в Литве в отношении России похож на туман, через который невозможно рассмотреть ни настоящей российской политики в отношении Литвы, ни деятельности жителей Литвы, действующих в самой Литве в интересах России, а не Литвы.

Всем вроде бы и ясно, что политика должна быть рациональной и прагматичной. Однако, кажется, ни литовские политики, ни государственные служащие, ни СМИ этого даже еще не понимают, или им такой иррациональный дискурс весьма сподручен из-за их же интересов, нехватки контроля со стороны общества или ради большего тиража. Политикам и чиновникам надо бы понять, что внешняя политика это не только то, что записано в обнародованных официальных внешнеполитических документах, но и то, что они публично говорят о других государствах. СМИ также должны были бы понимать свою роль во внешней политике страны, поскольку средства массовой информации также проводят публичную информацию.

Гядиминас Виткус, представляя свою новую книгу 'Дипломатическая апория: международная перспектива нормализации литовско-российских отношений', утверждает, что долговременная история подтверждает истину, согласно которой когда Россия слабеет, Литва возрождается, а когда Россия возрождается, Литва попадает в беду. Он также утверждает, что Россия - это очень мудрое и терпеливое государство, которое можно было бы сравнить с пауком, тщательно ткущим свою сеть и просто терпеливо ждущим, когда муха сама в нее попадет. Не так ли случилось с Речью Посполитой после ее третьего раздела? И со сметоновской (Антанас Сметона - президент Литвы в межвоенный - между первой и второй мировыми войнами - период - прим. перев.) Литвой в июне 1940 года?

Оккупирует ли снова Россия Литву? Вряд ли. Если Россия готовит паутину для Литвы, то это, прежде всего, сеть энергетической зависимости, которой она может воспользоваться, реализуя свои цели в региональной или мировой политике. Например, через новые государства-члены Россия может пытаться воздействовать на принятие выгодных ей решений в ЕС, членом которого она сама может никогда и не стать. Немало сегодняшних политических обозревателей утверждает, что российская угроза национальной безопасности Литвы и основам государственности проявляется через процессы дестабилизации во внутренней политике страны. Однако из-за того, что все размахивают российской картой перед носом остальных, настоящая угроза, исходящая со стороны России, идентифицируется с еще большим трудом.

Литва должна заново переосмыслить свою официальную политику в отношении воспрянувшей России, однако она должна и дальше оставаться прагматичной. Весь политический дискурс, обращенный к России, также должен быть исключительно рациональным, без ненужных истерии и эмоций. Он должен вестись на основе ясных фактов, эмоционально нейтральных понятий и анализа конструктивно идентифицированных угроз. Нечего сравнивать ситуацию межвоенной Литвы с посткоммунистической Литвой, поскольку, несмотря на все недостатки нынешней литовской демократии и энергетическую зависимость, а также другие опасности, сегодня Литва значительно более безопасное государство и может не попасть ни в какую паутину. Политикам и чиновникам действительно не будет лишним управлять своими политическими страстями и, конечно, языком. Чтобы не наговорить, чего не нужно.

______________________________________________

Будущее - информационная колония России ("Atgimimas", Литва)

Вина русских ("Bernardinai", Литва)