Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США поддерживают расширение НАТО

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С 1994 г. США активно выступают за расширение НАТО путем проведения политики открытых дверей, разительно отличающейся от подхода ЕС, ставшего элитным клубом. В результате третьего раунда расширения, который, несомненно, пройдет в 2008-2010 гг., членами НАТО станут три государства западных Балкан. Четвертый раунд, предусматривающий включение в альянс стран-членов СНГ, могут застопорить события в Грузии и на Украине и вокруг них

Вашингтон - Обе палаты Конгресса США одобрили 6 и 9 марта 'Акт 2007 года о консолидации свободы в НАТО', продолжающий череду правовых актов с выражением поддержки расширения НАТО, принятых в США после 1994 г. Политика 'открытых дверей', проводимая НАТО, пользовалась и пользуется поддержкой американских президентов - как Билла Клинтона, так и Джорджа Буша. В Акте 2007 года о консолидации свободы в НАТО выражается поддержка очередному расширению НАТО на западные Балканы и Содружество Независимых Государств.

Растаяли надежды администрации Буша на то, что после 'революции роз' в Грузии и 'оранжевой революции' на Украине эти страны будут вместе с государствами западных Балкан включены в раунд расширения 2008-2010 гг. Возможность получить приглашение на саммите НАТО 2008 г. и через два года после этого вступить в альянс сохранилась лишь у западных Балкан.

Украина и Грузия отличаются от западных Балкан в четырех ключевых аспектах. Во-первых, страны западных Балкан подписали Соглашения о стабилизации и ассоциированном членстве, предусматривающие их будущее вступление в ЕС. Таким образом, членство в НАТО станет ступенью к членству в ЕС - этот путь прошло большинство стран посткоммунистической Европы.

Украина и Грузия, как и другие государства-участники СНГ, не получили от ЕС предложения о членстве. Реформы на Украине беспорядочны и непоследовательны, и это создает сходство с процессом трансформации в Румынии и Болгарии, с тем исключением, что Украина не получила 'пряник' в виде приглашения в ЕС. В случае Болгарии и Румынии, вступивших в Евросоюз в этом году, эта перспектива была стимулом к ускоренному проведению реформ.

Во-вторых, три государства западных Балкан с 2002 г. участвуют в Планах действий по вступлению в НАТО. Украина и Грузия присоединились к Интенсифицированному диалогу по вопросам членства, соответственно, в 2005 г. и 2006 г., и все еще неясно, когда состоится приглашение к Плану действий, и состоится ли оно вообще.

В украинской внутренней политике наблюдается раскол. В сентябре 2006 г. премьер-министр Виктор Янукович заявил в штаб-квартире НАТО, что Украина не готова к принятию Плана действий. Недавно назначенный министром иностранных дел Арсений Яценюк заявил в парламенте, что еще в 2003 г. был принят закон о поддержке плана вступления в НАТО. Президент Виктор Ющенко рекомендовал Яценюку стремиться к вступлению Украины в НАТО. Естественно, что НАТО поместила Украину и Грузию в одну группу. Поэтому, возможно, НАТО и Соединенные Штаты не захотят предлагать План действий одной лишь Грузии, поскольку это станет ложным сигналом России о планах в отношении Украины.

В-третьих, хотя НАТО абсолютно исключает возможность для России иметь право вето в Совете Россия-НАТО, фактически Россия обладает этим правом в отношении как Украины, так и Грузии. Россия последовательно выступала против расширения НАТО на территорию СНГ.

На Украине это вето воплощает правительство Януковича, опирающееся на два антинатовских региона: Донбасс и Крым. Кроме того, на Восточной Украине распространены опасения перед тем, что членство в НАТО резко ухудшит отношения Украины с Россией, усугубив, тем самым, межрегиональную напряженность в стране.

Если в 1990-е годы за членство Украины в НАТО выступала треть ее населения, то после 2002 г. - лишь пятая часть. Маловероятно, что образовательная кампания по улучшению образа НАТО в глазах общественного мнения сможет повысить уровень поддержки и разрешить сомнения 'старой Европы'.

Грузия попыталась заручиться поддержкой своих планов вступления в НАТО со стороны США, увеличив численность контингента в Ираке (Украина вывела войска в конце 2005 г.). Кроме того, она предлагает США разместить у себя базу ПРО. Идея о членстве в НАТО пользуется в Грузии не меньшей популярностью, чем в Польше или Румынии.

Но планы по вступлению Грузии в НАТО могут сорваться в связи с двумя замороженными конфликтами. В интервью 'Российской газете' министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия несет ответственность за 'десятки тысяч российских граждан, проживающих в Южной Осетии и Абхазии'.

Улучшение отношений с Россией - необходимое условие разрешения этих замороженных конфликтов. Арест в сентябре 2006 г. заговорщиков, предположительно, поддерживаемых Россией, подозрительно произведенный всего за месяц до местных выборов, способствовал ухудшению грузино-российских отношений. В свою очередь, обращение с Майей Топурия и ее одиннадцатью сообщниками, обвиненными в заговоре с целью государственного переворота, вызвало нарекания международных правозащитных организаций. Топурия - племянница изгнанного лидера Партии справедливости Игоря Гиоргадзе. Всех заговорщиков продержали семь месяцев в СИЗО - эту практику, применяемую в отношении двух третей грузинских заключенных, подвергают критике государственный департамент США и организация Human Rights Watch.

Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер (Steven Pifer) поддерживает Грузию в ее стремлении вступить в НАТО, но ее перспективы не внушают ему оптимизма. 'Не думаю, что президент Михаил Саакашвили мог бы как-то сменить позицию в отношении Южной Осетии и Абхазии, и вариантов решения конфликта не видно, - заявил Пайфер. - Многие европейские государства-члены НАТО (и, возможно, кое-кто в Вашингтоне) неприязненно отнесутся к идее включения в альянс Грузии, если это будет означать импорт двух горячих точек, поскольку это чревато вероятностью - не большой, но и не нулевой вероятностью вооруженного конфликта с Россией'.

В-четвертых, будучи постсоветскими государствами, Грузия и Украина переживают трансформацию более болезненно, и поэтому 'пряник' в виде перспективы членства в ЕС им еще более необходим. В 2006 г. на Украине произошло возвращение к власти представителей старого режима; особого прорыва в создании правового государства не достигнуто, а на демократические достижения 'оранжевой революции' совершается фронтальная атака.

Успехи Грузии в деле демократических преобразований тоже неоднозначны. В связи с высоким порогом в 7 процентов (как в России, но не на Украине, где порог составляет всего 3 процента) и слабостью парламента отсутствует сильная оппозиция. Украина перешла к парламентской системе по образцу большинства успешных демократий Центрально-Восточной Европы. Грузия перешла к суперпрезиденсткой системе, более привычной для авторитарных режимов в странах СНГ.

В недавно опубликованном докладе государственного департамента о правах человека в Грузии в 2006 г. указывается на постоянное давление на суды 'со стороны органов исполнительной власти и влиятельных групп'. Судебные власти 'продолжают 'штамповать' решения прокуратуры, а. . . исполнительная власть оказывает на них чрезмерное влияние'.

С 1994 г. США активно выступают за расширение НАТО путем проведения политики открытых дверей, разительно отличающейся от подхода ЕС, ставшего элитным клубом. В результате третьего раунда расширения, который, несомненно, пройдет в 2008-2010 гг., членами НАТО станут три государства западных Балкан. Четвертый раунд, предусматривающий включение в альянс стран-членов СНГ, могут застопорить события в Грузии и на Украине и вокруг них.

Тарас Кузьо - приглашенный профессор Школы международных отношений им. Эллиота в Университете Джорджа Вашингтона