Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Михаил Демурин: Эстония поставила себя за грань дипломатии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Снос памятника Воину-освободителю от фашизма в Таллине, начало раскопок могил советских воинов и жестокий разгон защитников монумента и памяти павших в Великой Отечественной войне вызвали бурю негодования российском обществе

Снос памятника Воину-освободителю от фашизма в Таллине, начало раскопок могил советских воинов и жестокий разгон защитников монумента и памяти павших в Великой Отечественной войне вызвали бурю негодования российском обществе. Об оценках ситуации, мерах воздействия на эстонское руководство и уроках для России и Эстонии специально для 'РВ' дал интервью руководитель Международного управления партии 'Справедливая Россия', Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса Михаил Демурин:

- Михаил Васильевич, многие эксперты сегодня задаются вопросом: почему Россия допустила столь оскорбительное для нашего народа развитие ситуации в Эстонии? Как Вы полагаете, мы действительно 'запаздываем' с реакцией на негативные процессы в Эстонии?

- Действительно, наша страна, продемонстрировав неспособность использовать реально имеющиеся рычаги, позволила осквернить отеческие гробы. Кто бы и что бы ни заявлял на этот счет, рычаги воздействия на эстонское руководство и спонсирующие его бизнес-круги были и сохраняются, и применять их желательно было не в качестве репрессий после общенационального оскорбления, а в упреждающем порядке. Трудно понять, почему это не было сделано. Не всерьез же представители наших исполнительной и законодательной ветвей власти рассчитывали, что эстонскую правящую верхушку без четких побуждающих действий с нашей стороны убедит "просвещенная Европа", что они "образумятся"? Сохраняется какая-то противоестественная щепетильность, закомплексованность людей, ответственных за внешнюю политику России, в вопросе о том, какие формы может приобретать наша реакция на подобные выходки. Предлагался ведь целый набор мер - от объявления Эстонии вражеским государством в соответствии с Уставом ООН до ассиметричного предупреждения в адрес ЕС в виде переноса сроков подписания договора о границе с Латвией. Неужели в российском правительстве кто-то действительно боится последствий нашей реакции с учетом того, что Эстония - страна ЕС и "ближний кошелек" для "приближенных" к власти московских и петербургских бизнесменов?

То, что сказал в своем послании Федеральному Собранию президент России по поводу важности расширения наших портовых возможностей и перевода российских экспортных грузов преимущественно в отечественные порты, правильно, но в случае с Эстонией - поздно. О наращивании российских инвестиций в Эстонию в последние годы было хорошо известно. Почему это не было прекращено? Хотелось бы, чтобы ответ был найден. Хотелось бы, чтобы мы не допустили такой оплошности в случае с Латвией: там ведь уже почти готов многомиллиардный иск нам за "оккупацию до 1990 года". Никто не предлагает специально "дразнить" Запад, но вопрос о самоуважении, долге перед предками, сумевшими защитить Отечество, для России сегодня имеет главенствующее значение.

"Таллинский шабаш" подчеркивает необходимость вдвойне жестко и непримиримо реагировать на неуважение к исторической памяти и у нас в стране - будь-то попытки исказить Знамя Победы или презрение ритуала перезахоронения останков советских воинов в Химках. Что касается последнего, то все обстоятельства раскапывания воинских могил, на мой взгляд, заслуживают самого тщательного расследования: слишком большой ущерб для интересов страны нанесло совпадение произошедшего в Химках и в Таллине.

- Как Вы оцениваете позицию различных эстонских политических сил в этом конфликте?

- Мы видим, что взгляды эстонских политических партий на преднамеренные действия правительства Андруса Ансипа неоднозначны. Все эстонские политики пытаются либо занять какую-то новую позицию, увидев, к чему привело упрямство и наглость 'реформистов', либо уйти от ответственности за счет новых 'косметических' трактовок. Здесь надо ясно понимать, что снос Монумента воину-освободителю и раскопки могил производились в соответствии с эстонским законом 'О защите воинских захоронений', а за него проголосовали не только ультраправые, не только те, кого считают националистами. За него, например, отдали свои голоса (или уклонились от голосования 'против') большинство депутатов от Центристской партии. А они разве не понимали, за что голосуют? Причем для меня эта позиция 'центристов' не удивительна. Возьмем их голосования по таким законам, как закон 2005 года о ратификации Договора о границе с Россией, содержавший ссылку на Юрьевский (Тартуский) мирный договор, то есть территориальные претензии к России, закон 2006 года, уравнивающий советскую символику с нацистской, поправка к закону о праздничных датах, согласно которой день освобождения Таллина от немецко-фашистских войск - 22 сентября - объявлен 'траурным днем' памяти эстонских эсэсовцев. О том, что в этих и других случаях они голосовали против интересов России, не могли не знать их партнеры из российской 'партии власти', в том числе и помогая им на прошедших в марте парламентских выборах. А они за эту помощь 'отблагодарили' поддержкой законодательных инициатив, реализация которых оскорбляет нашу историческую память. И то, что сегодня говорит по этому поводу глава 'центристов' Эдгар Сависаар, мало что меняет.

Весьма сомнительным в связи с обстановкой в Таллине представляется и присутствие действующего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса на похоронах в Москве Бориса Ельцина. Разве попытка отдать дань памяти первому президенту России в день подготовки к началу сноса памятника нашим солдатам - это не лицемерие и не наглость? Во всяком случае, лживое и отвратительное заявление премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа о том, что в центре Таллина в 1944 году были захоронены "пьяные или мародеры", начало раскопок, избиение сотрудниками спецподразделения полиции защитников монумента и воинских захоронений из народного движения "Ночной дозор", гибель одного из местных граждан России исключают моральные основы для каких-либо наших договоренностей с этим правительством. Хочется верить, что, по крайней мере, ни один уважающий себя и наш народ российский политик этому деятелю и его приспешникам никогда руки не подаст.

- Эстонское общество вряд ли отличается монолитностью в поддержке действий своего правительства, подрывающего межэтнический мир в стране и намеренно взрывающего двусторонние отношения с соседней Россией. Какие уроки, на Ваш взгляд, могла бы вынести из этой ситуации Эстония?

- Для самого эстонского общества наступает момент истины. Мы отдаем глубокую дань уважения всем, кто непосредственно защищал монумент советским воинам-освободителям в Таллине, либо в принципе выступает в поддержку сохранения исторической памяти. Надеюсь, что акт государственного вандализма пробудит в большинстве эстонцев не злорадство, а искру совести и несогласия. Может быть, это послужит основой взаимопонимания между нашими народами и странами в будущем. Во всяком случае, симптоматично обращение к общественности 12 эстонских профессоров, не склонных к "пророссийским симпатиям", в связи с созданием правительством Ансипа "серьезного фактора риска с точки зрения долгосрочных интересов Эстонии". Показательна и реакция на это обращение экс-министра обороны от правящей партии "реформистов" Юргена Лиги, заявившего: "Профессора говорят то, что ободряет врагов, однако ничего не несет своим". Такая реакция на письмо эстонских профессоров - сродни той кампании травли, которая была развязана в отношении эстонского историка Магнуса Илмъярва после выхода в свет его фундаментального исторического исследования о взаимоотношениях между СССР, Эстонией, Латвией и Литвой в 20-е - 30-е годы прошлого века и факторах, приведших отказу этих стран от своей независимости в 1940 году. Оно, кстати, имело символичное название 'Тихое самоподчинение'.

- Продолжает поступать различная реакция на события в Таллине из-за рубежа. Как Вы оцениваете позицию Запада в отношении действий Эстонии?

- На мой взгляд, государственный вандализм в Эстонии также является 'лакмусовой бумажкой' и для Запада. Мы знаем, что в Европе к истории в принципе относятся бережно. Будучи недавно в ФРГ и Австрии, я видел, как бережно сохраняются могилы и памятники советским воинам. Готова ли Европа отравиться эстонским реваншизмом? Надеюсь, что нет. И это подтверждается заявлениями председателя ПАСЕ Рене ван дер Линдена, экс-канцлера Германии Герхарда Шредера и председателя комиссии Сената Бельгии по международным делам Франсуа Ролан дю Вивье. Эстонское руководство, правда, акцентирует внимание на телефонной поддержке его действий со стороны координатора по внешней политике ЕС Хавьера Соланы, но в СМИ он по этому поводу не выступал. Если же ЕС и НАТО согласятся с тем, что совершило правительство Ансипа, то это может стать, на мой взгляд, самым серьезным поводом для пересмотра наших отношений с евроатлантическими институтами.

- Ряд экспертов все же опасаются, что жесткая ответная реакция России может вызвать недовольство союзников Эстонии по НАТО и ЕС. Стоит ли нам исходить в выборе мер воздействия из подобной парадигмы?

- Еще раз подчеркну, что никто не собирается использовать этот повод, чтобы обострять отношения с Западом, но во внешнеполитическом ключе российская власть и общество просто обязаны выстроить нашу реакцию так, чтобы никому не было повадно делать что-то подобное. Эстонская правящая верхушка ядовитой ложью, дубинками и ковшом экскаватора затронула слишком важные и тонкие сферы в нашем самосознании, чтобы мы позволили себе оставить это без сокрушительного ответа.

Беседовал Владимир СИМИНДЕЙ