Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Застрявшие на пути в Европу

Продолжит ли Украина взятый ранее курс на запад или же она вернется к стратегическому союзу с Россией?

Застрявшие на пути в Европу picture
Застрявшие на пути в Европу picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И вновь Украина в центре политического урагана. Столкнувшись с угрозой конституционного переворота, который может лишить его полномочий, президент Виктор Ющенко распустил украинский парламент и объявил о проведении досрочных выборов. Его политический оппонент премьер-министр Виктор Янукович резко выступает против этого шага, тем самым подливая масла в огонь конституционного спора, который, в конечном итоге, определит направление развития Украины

Comment is free . . .

Нынешний конституционный кризис на Украине усугубляется отсутствием поддержки со стороны ЕС, что позволяет России продвигать свои интересы

И вновь Украина в центре политического урагана. Столкнувшись с угрозой конституционного переворота, который может лишить его полномочий, президент Виктор Ющенко распустил украинский парламент и объявил о проведении досрочных выборов. Его политический оппонент премьер-министр Виктор Янукович резко выступает против этого шага, тем самым подливая масла в огонь конституционного спора, который, в конечном итоге, определит направление развития Украины.

Продолжит ли Украина взятый ранее курс на запад, как того хотят Ющенко и его союзница по 'оранжевой революции' Юлия Тимошенко, или же она вернется к стратегическому союзу с Россией, к чему стремятся Янукович и его союзники?

Всего два с половиной года назад именно Россия пыталась сделать Януковича президентом путем наглой фальсификации результатов выборов, которая положила начало 'оранжевой революции'. После нескольких месяцев противостояния была признана победа Ющенко, и он по праву стал президентом. Но вскоре революция выдохлась, а бывшие соратники разругались, что дало Янковичу и его союзникам шанс вернуться к власти.

На всем протяжении этого сложного периода Европейский Союз старался отмежеваться от Украины, прямо заявляя, что ей не стоит надеяться на вступление, и оправдывал свою позицию внутренними проблемами, в частности, неудачей с принятием конституционного договора и непопулярностью в обществе идеи дальнейшего расширения.

Но политические лидеры ЕС просто поддаются страхам, проистекающим из неосведомленности. Вместо того, чтобы информировать общественность об экономических и политических выгодах вступления в ЕС новых стран, большинство политиков играет на 'усталости' избирателей от расширения. Таким образом, Украина оказалась лишена маяка, который помог другим посткоммунистическим странам - последними в их череде стали Болгария и Румыния - выйти к демократии и верховенству права по западному образцу. В результате, сегодня в стране вновь намечается внутренний раскол.

Даже нынешние страны-члены ЕС чувствуют себя покинутыми Евросоюзом: в прибалтийских государствах, Польше и Венгрии нарастает ощущение того, что ЕС позволяет России давить на них - особенно, в том, что касается энергетической политики. Разумеется, членство в ЕС повышает чувство безопасности этих стран. Но старые государства-члены ЕС вызвали у новичков огромное чувство разочарования, игнорируя их опасения в области безопасности и отдавая предпочтение собственным связям с Россией, что проявляется, прежде всего, в заключении энергетических сделок, которые, по их мнению, гарантируют надежность поставок.

Другие постсоветские страны также испытывают давление изнутри в пользу переориентации на Россию и чувствуют себя покинутыми Евросоюзом. Проблемой для Грузии и Молдовы являются сепаратистские регионы - Абхазия и Южная Осетия в Грузии и Приднестровье в Молдове - населенные преимущественно россиянами и находящиеся в значительной мере под контролем Москвы. Обе страны страдают от торгового эмбарго России, наложенного на их основные экспортные товары - вино и продовольствие.

Похоже, Молдова готова поддаться давлению Москвы - отчасти ради привлечения инвестиций, в которых она сегодня крайне нуждается, в то время как помощь Запада, в частности, ЕС, недостаточна. Действительно, Молдова и Грузия, как и Украина, не получили четкого сигнала от ЕС о том, что в определенный момент в будущем у них появится перспектива членства.

Кроме того, Россия играет мускулами в Совете Безопасности ООН, приступающем к рассмотрению вопроса о будущем Косово. Она выступает против плана ООН по предоставлению независимости и открыто поддерживает стремление Сербии к сохранению господства над Косово. Россия заявляет, что независимость Косово может 'создать прецедент' - тем самым, скрыто угрожая мобилизовать своих союзников-сепаратистов не только в Грузии и Молдове, но и в украинском Крыму.

Более того, Россия намекает на то, что и в странах ЕС могут раздаться призывы к предоставлению самоуправления - например, со стороны басков в Испании, турок на севере Кипра, крупных венгерских меньшинств в Румынии и Словакии. Все эти страны высказываются по вопросу Косово крайне осторожно, что явно связано с предупреждениями России о 'создании прецедента'.

Но данный аргумент не принимает во внимание фундаментальное различие между Косово и ситуацией в других странах с крупными национальными меньшинствами. Если Косово было частью федерации - бывшей Республики Югославии, то другие потенциально проблемные регионы в ЕС входят в состав унитарных государств. Так что, независимость Косово никоим образом не создает 'прецедента'.

Разумеется, Россия это знает. Но, используя свои энергетические ресурсы и вновь обретенную уверенность на международной арене для того, чтобы разжигать разногласия и питать нестабильность, она стремится расширить свою сферу влияния - такой исход может предотвратить лишь единодушная и решительная реакция ЕС. Увы, вместо того, чтобы светить Украине и другим странам, которым угрожает опасность, маяк Евросоюза потушен, а его лидеры хранят молчание.

________________________________________

Лидеры Украины приходят со своей враждой в ЕС ("The Financial Times", Великобритания)

Государственный переворот, поддержанный Западом ("The Guardian", Великобритания)